Концепция Хомодицея, или Оправдание человека..
Прелюдия.
Отнюдь не сумасшедшие люди утверждают, что человек — это сумасшедшая обезьяна...
Чтобы кратко, ярко, с юмором, но всерьёз представить идею «Хомодицеи – оправдания человека», можно сказать, например, так:
эволюция в ходе нормального религиозного отчуждения сознания сделала из обезьян монахов!
Особенно курьёзна игра слов "monks" - монахи и "monkeys" - обезьяны в английском варианте этой фразы:
evolution, in the process of normal religious alienation of consciousness, transformed monkeys into monks!
И в этом смысле:
религиозные посты — это тесты, испытания, которые отвечают на вопрос «что больше влияет на мысли и поступки человека — духовные догматы религии или естественные потребности тела, плоти?», то есть они отвечают на вопрос «что доминирует в иерархии жизненных ценностей человека и определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение»...
Вместо предисловия.
28.06.1995 на заседании кафедры философии Липецкого государственного технического университета была рекомендована к изданию книга выпускника аспирантуры кафедры философии Геннадия Юрьевича Жеребилова "Оправдание человека. Хомодицея", содержащая основные гипотезы и выводы его диссертационной работы.
Доктор философских наук Л.П. Станкевич отметил, что философское эссе написано в русле традиций русской философской мысли и нацелено на формирование системы высоких морально-нравственных ценностей, в нём использован набирающий силу междисциплинарный подход с привлечением обширного современного научно-философского, а также религиозного материала, позволяющий комплексно исследовать человека.
Г.Ю. Жеребилов выдвинул ряд авторских новаторских гипотез, в том числе гипотезу об отчуждённости индивидуального сознания от системы человеческого индивида.
Эта метаморфоза сознания как непатологическая степень его отчуждения в определённой степени стала новой нормальностью.
Или, образно выражаясь, стала той необходимой ступенью, которая подняла человека разумного на лестнице эволюции и стала порогом, отделяющим его от животного мира.
В связи с высокой актуальностью темы и учитывая полезность изложенных в философском эссе новаторских гипотез и выводов для специалистов и широких читательских кругов, кафедра философии ЛГТУ рекомендует рукопись к изданию.
В концепции Хомодицея автор развил структуру психики человека, разработанную З.Фрейдом, и ввёл в инстанцию человеческой психики, названной Фрейдом "Сверх-Я", понятие компонента "Экстра-Я" (Extra-Ego, или Я-вне-Я), поскольку оно, по мнению автора, наиболее точно отражает причастность этого компонента индивиду и в то же время отчужденность от него, причастность к миру идей.
Кроме того, автор предложил инстанцию в психической структуре, названной Фрейдом "Оно", рассматривать как
психическую проекцию Они - инстанции психофизической структуры, уходящий корнями в микромир (термин, введённый в оборот Г.Ю. Жеребиловым для обозначения совокупности клеток как субстанциальных деятелей в многоклеточном организме).
Г.Ю. Жеребиловым выдвинута гипотеза об опережающей и ускоряющейся эволюции мозга человека по сравнению со скоростью эволюции его организма в целом, что проявилось в наши дни в феномене "новых мозгов" у новых поколений.
Автор обосновал в своей книге также гипотезу об универсальном процессе развития сложных самоорганизующихся систем через отчуждение части когнитивной системы для обретения ею субъектности и возвращения в систему на более высоком витке развития.
Г.Ю. Жеребилов сравнил этот алгоритм развития с жизненным циклом, описанным
в Притче о Блудном сыне.
Учёные физики сейчас работают над проектом "Генезис Сложности".
Мировоззрение в своём генезисе восходит к пониманию мира на постсекторальном уровне.
И одним из шагов в духе "сметая барьеры" был сделан автором книги "Оправдание человека. Хомодицея".
Концепция Хомодицея
Г.Ю. Жеребилова продолжает, дополняет понятием "разумной любви" и ещё раз подтверждает истинность и жизненную силу творческого наследия крупнейшего мыслителя и социолога Питирима Сорокина, утверждавшего, что "принцип любви должен быть положен в основу не только межличностных отношений, но и экономических, политических, правовых отношений между государствами и общественными группами".
По большому счёту, суть концепции и всей книги "Оправдание человека. Хомодицея" можно выразить в призыве автора, который может стать своего рода "формулой любви", способной преобразить наш мир и человека:
"Возлюби мир как самого себя!"
Хомодицея / Homodicea
- Оправдание человека.
Общеизвестно, что существует множество версий, по-своему отвечающих на вопрос о возникновении и развитии человека разумного.
Ричард Фейнман,
физик-теоретик, один из создателей квантовой электродинамики, лауреат Нобелевской премии, занимался также исследованиями в биологии.
Его девятитомные «Лекции по физике» - глубоки и понятны даже ребёнку.
Потому что Фейнман следовал своему принципу: «Если вы ученый, квантовый физик и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, - вы шарлатан».
В концепции Хомодицея, впервые изложенной автором в книге "Оправдание человека. Хомодицея" в 1995 году, была предпринята попытка воспроизвести кратко и в основных чертах вероятную модель эволюции земного живого вещества на этапе развития от клетки до человека разумного.
То есть, автор искал ответы на вопрос:
"Каков мог быть путь развития человека разумного от субстанциальных деятелей, как русский философ Лосский определял клетки, до умозрительного абстрактного математического мышления, на которое способен мозг человека?"
Начнем с того, что живое вещество стало организовываться в массы, чтобы вырваться из множества внешних зависимостей, как считает Тейяр де Шарден.
Но ещё до того, как организоваться в группы живых существ с самостоятельным центром, которые называют многоклеточными организмами, деятельные и относительно самостоятельные безъядерные клетки - прокариоты, или, пользуясь терминологией Лосского, субстанциальные деятели, проделали огромную подготовительную работу.
Согласно известной гипотезе («Гео»), именно эти живые существа в качестве основных автокаталитических элементов проделали работу на планете Земля и за Бога, сотворив среду обитания, и за "змея-искусителя", войдя с сохранением определённой автономии в состав более сложных клеток - эукариотов, эволюция которых породила механизм полового размножения, увеличив тем самым генетическое разнообразие.
В духе междисциплинарного подхода нельзя не упомянуть научные выводы исследователя сознания человека, одного из основоположников нанобиологии, нейробиолога, профессора Стюарта Хамероффа и сэра Роджера Пенроуза, физика и математика, разработавших "квантовую теорию сознания", согласно которой, в основе человеческого разума - квантовая природа.
В этой теории указаны предполагаемые носители, условно говоря, "сознания клетки" - это расположенные внутри нейронов белковые микротрубочки (microtubules), образующие цитоклеточный скелет.
Прежде им отводили лишь роль арматуры и транспортных внутриклеточных каналов.
Но теперь можно предположить, что внутри каждой клетки работает система, похожая на квантовый компьютер...
Если схематично сравнить мозг с компьютером, то наличие структурной ассиметрии полушарий мозга можно отнести к аппаратному оборудованию - "hardware", а сознание - к програмному обеспечению - "software".
На этом примере можно понять, почему у "детей-маугли", имеющих ассиметрию полушарий мозга, нет мышления на уровне обычного человека.
Этот феномен возникает из-за отсутствия со-знания (со-знание, в данном примере, это индивидуальное знание, формирующееся на базе совокупных знаний, мифов, верований сообщества), выполняющего роль "софта" - программного обеспечения, свойственного человеческому сообществу.
С другой стороны, условно говоря, "софт" человека разумного, с его способностью к абстрактному, логическому, математическому мышлению, нельзя установить на неподготовленное для этого оборудование - мозги животных и т.п.
Юваль Ной Харари определяет сознание как способность страдать и отделяет его от интеллекта.
Он утверждает, что пока искусственный интеллект не способен страдать, он не обладает сознанием, а лишь приобрёл интеллект.
Думаю, во-первых,
не со-страдать,
а со-переживать, что включает все эмоции, а не только отрицательные.
Во-вторых, индивидуальное сознание человека разумного - это со-знание, то есть знания, полученные индивидуумом от сообщества людей, и дополненное им в ходе собственных творческих мыслительных процессов.
Харари предлагает информационную диету, чтобы не получать вред от мусорной информации, захлестнувшей Интернет, социальные сети.
Я скажу больше.
Есть "Книга о вкусной и полезной пище". То же надо сделать и для духовной пищи:
Книга о здоровой и полезной информации.
Со своей стороны напомню, что в концепции Хомодицея особая роль отведена клетке как субстанциальному деятелю, по определению Лосского.
Одноклеточные живые существа - субстанциальные деятели - на основе принципов необратимости эволюции, происхождения от неспециализированных предков и
прогрессивной специализации создали "по образу и подобию своему" множество разнообразных многоклеточных организмов, оставаясь при этом относительно самостоятельными деятелями.
Организованные группы субстанциальных деятелей в форме многоклеточных организмов вышли на просторы макромира.
С помощью инстинктов многие из них успешно приспособились к макрореальности.
Но эволюция живого вещества на этом не останавливается.
Как известно учёным, самоорганизующаяся система становится способной к познанию лишь при достижении хотя бы двух иерархических уровней, причём невозможно зарождение когнитивных способностей из взаимно однозначных отображений иерархических уровней системы, а для коммуникации между различными уровнями системы необходимо множество кодовых преобразований информации.
И земная самоорганизующаяся система исподволь готовит появление человеческого разума.
Приматы - одни из первых живых существ, в ходе эволюции которых постепенно разрушалась психофизиологическая животная целостность.
Ведь именно в результате эволюции нервной системы приматов появился человек - существо со слабыми инстинктами, ущербное, по меркам животного мира, обречённое на вымирание.
Оттуда, из благополучия "животного Рая" он выглядит дегенеративным животным, вырожденцем.
Но с другой стороны - он венец эволюции, о чём кроме всего прочего
свидетельствует наличие у системы человеческого индивида самого длинного "филогенетического следа", что, по утверждению специалистов, означает наибольшую функциональную сложность живой системы.
Английский философ Артур Кестлер в своей работе "Дух в машине" утверждает, что на многочисленные вызовы окружающего мира к живому существу могут быть два ответа.
Первый - дегенеративный - приводит к застою и в конечном счете к вымиранию рода.
Второй - регенеративный - ведет к выживанию через огромные реорганизации в структуре и поведении, что в свою очередь вызывает биологический или умственный прогресс.
Этот вывод Кестлера как нельзя лучше вписывается в концепцию "Хомодицея", изложенной ее автором в книге "Оправдание человека".
Человек сумел ответить на вызов среды обитания развитием умственных способностей.
Согласно гипотезе автора об "отчуждении индивидуального сознания от биосистемы индивида", представленной в концепции "Хомодицея", задача решалась посредством сверхкомпенсирующего развития головного мозга.
В ходе своего сверхразвития и усложнения (с 1600 куб. см у неандертальца до 2000 куб. см у хомо сапиенса) определенные уровни головного мозга начинают, если можно так сказать, "тяготиться" своим положением "слуги", призванного наилучшим образом обслуживать потребности "господина", т.е. организма в целом.
Говоря научным языком: сложные нейродинамические системы, связанные с реализацией интенций нашего "Я", так называемые Я-системы, представляющие собой высшие уровни мозговой самоорганизации, обретя в ходе опережающего развития дополнительные степени свободы, вступают в конкурентную борьбу с целостной системой организма, отчуждаются от него, вырабатывают собственные или воспринимают извне духовные потребности, иногда идущие вразрез с биологическими, начинают "говорить" с окружающим миром якобы от имени всего организма.
В книге "Оправдание человека. Хомодицея" (Г.Ю. Жеребилов, 1995) высказано предположение, что причин и следствий "отчуждения сознания" как пути развития человека могло быть множество.
Это и генетические изменения из-за близко-родственных браков в замкнутых или ограниченных по численности сообществах людей и особенно в наследственных правящих династиях; и развитие абстрактных наук, и так далее...
Согласно выводам, изложенным в книге "Хомодицея", эволюция человека проходила следующие основные этапы:
- слабые инстинкты (потеря животной психофизиологической целостности);
- сверхкомпенсирующее развитие и усложнение головного мозга, позволяющее человеку успешно адаптироваться к окружающей среде (в ходе которого, образно говоря, "элитные" клетки мозга начинают тяготиться подчиненным положением в системе организма - «положением слуги»);
– возникновение религиозных и философских воззрений, разделяющих человека на бессмертную душу и бренное тело;
– происходит метаморфоза сознания, в результате которой "элитные" клетки мозга как бы отчуждаются от остальных клеток организма,
образно говоря, мозг из "слуги" превращается в "господина" организма.
Ещё раз подчеркнём, что с философской точки зрения, одной из самых влиятельных причин, запустивших процесс "отчуждения сознания", играющий важную роль в развитии от природного человека к человеку духовному, по моему мнению, стали религиозные и философские мировоззрения, разделяющие человека на смертное, бренное тело и бессмертную, божественную душу.
Возможно, поводом для начала этого процесса послужил неосознанный протест древнего человека против неизбежного конца его земной жизни.
Как известно, "психофизиологическая проблема" возникла в XVII веке, когда Декарт, сформулировал теорию о разделении всего сущего на две субстанции: телесную и духовную.
Научная дискуссия о системном взаимодействии тела и психики человека продолжается до сих пор.
Ответы в рамках своих научных дисциплин давали философы, психологи и физиологи, физики ...
Но в настоящее время становится очевидным, что решение психофизиологической проблемы возможно только при интеграции всех наук, занимающихся изучением человека.
Профессор Тим Кроу, — психиатр и исследователь, известен, в том числе, своей гипотезой о том, что некоторая часть человечества расплачивается шизофренией за отличное от других существ развитие мозга.
Спустя два года после выхода в свет книги "Оправдание человека. Хомодицея", в 1997 году в Schizophrenia Research была опубликована статья Кроу с названием «Является ли шизофрения платой за использование homo sapiens дискретного языка?».
В ней и в статье, опубликованной на эту же тему в 2000 году, на основе научных экспериментов Кроу утверждает, что язык и психоз имеют общие эволюционные истоки – генетические изменения, в результате которых полушария мозга начали развиваться независимо.
Причём структурная асимметрия человеческого мозга была сформирована эволюционно древними генами, которые со временем приобрели новые функции.
Тимоти Дж. Кроу в настоящее время работает на кафедре психиатрии Оксфордского университета и занимается исследованиями в области психиатрии.
Их текущий проект «генетика асимметрии» очень близок выводам концепции Хомодицея о нормальном отчуждении сознания как сущностной характеристики человека разумного.
Как показали исследования Э. Симерницкой, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, но, по мере развития ребенка, происходят усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования.
Полагаю, весьма вероятно, - на ранних этапах развития рода человеческого доминировал "правополушарный стиль мышления", и поэтому редигиозные учения изобилуют притчами, образными метафорами и аллегориями, чтобы быть доступными современникам античных мыслителей и пророков...
Сегодня большинство учёных считают, что в организации любой психической функции принимает участие как левое, так и правое полушарие мозга, но при этом каждое из них вносит свой специфический вклад: с механизмами левого полушария тесно связано логико-знаковое мышление, а с механизмами правого — образное. В этом заключается явление функциональной асимметрии мозга.
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций.
Поэтому теперь можно предположить, что с точки зрения психологии и физиологии, одной из самых влиятельных причин, запустивших процесс "отчуждения сознания" стала приобретённая в ходе эволюции человека асимметрия полушарий, которая является кардинальной особенностью организации человеческого мозга.
Отчуждение сознания сделало из обезьяны человека!
Данная метаморфоза индивидуального сознания из "слуги" в "господина" перевернула мировоззрение человека!
Возвращаясь к описанному в книге "Оправдание человека. Хомодицея" механизму отчуждения, надо особо подчеркнуть, что метаморфоза индивидуального сознания происходит в процессе расслоения иерархической структуры психофизиологической целостности человека.
А так как иерархия структур является признаком целостного образования то, следовательно, психофизиологическая целостность человека оказывается нарушенной - то есть своего рода псевдоцелостностью.
Свидетельством этого предстаёт самоочевидная двойственность человеческого существа, объясняемая одними исследователями как проявление взаимодействия души и тела, другими - в качестве последствий частной собственности...
Однако, как утверждал великий мыслитель Гёте, разрушение старой целостности есть одновременно процесс становления новой целостности.
В случае с человеком, как предполагается в концепции Хомодицея, оказалась разрушенной так называемая животная целостность, но всё ещё не сформирована новая - так называемая "богочеловеческая" целостность.
Обратим внимание на психическую псевдоцелостность человека, которую Хенгстенберг называет незавершенной.
В поисках ответа на вопрос: "каково основание человеческой способности к объективности"? - он обнаруживает в экзистенциальном строении человека "разрыв", которого нет в других живых существах.
Немецкий философ определяет, что этот "разрыв" преодолевается через принцип, являющийся его причиной, и ради которого этот "разрыв" существует.
Мы видим, как близко подходит Хенгстенберг к пониманию сути отчуждения индивидуального сознания. Однако, вслед за Шелером он называет этот принцип "духом" и истолковывает его с метафизических позиций.
В то же время в метафизическом определении "духа" обнаруживается множество функций, присущих инстанции человеческой психики, названной Фрейдом «Сверх-Я».
Но ещё более близко в функциональном плане приближается к "духу" Шелера определённый автором Хомодицеи в составе «Сверх-Я» компонент психической структуры человека, который он назвал «Экстра-Я».
Он также дал ему другое название «Я-вне-Я», поскольку оно, на его взгляд, наиболее точно отражает причастность этого компонента индивиду и в то же время отчужденность от него.
Следует помнить, что в концепции Хомодицея "Они" - это простая совокупность, сообщество субстанциальных деятелей, то есть - клеток в многоклеточном организме, проекция деятельности которых на психическую структуру личности соответствует фрейдовскому Оно. Тогда как "Я-вне-Я" - отчужденное сознание - больше соответствует "Сверх-Я" в структуре, предложенной Фрейдом.
И действительно, посредством "Я-вне-Я", или Extra-Ego, в психической целостности человека присутствует разрыв.
Соответственно, в процессе зарождения и развития отчуждения индивидуального сознания была нарушена животная психическая целостность, то есть - Я подчиненное Оно, по классификации Фрейда, и психофизиологическая целостность, то есть - Я подчиненное Они, где Оно является психической проекцией деятельности Они, в интерпретации автора концепции Хомодицея.
Таким образом, присущее только человеку отчужденное индивидуальное сознание есть причина "разрыва" психической и, соответственно, психофизиологической целостности человека.
В то же время, благодаря этому "разрыву", отчужденное индивидуальное сознание становится способным к объективности, которая, в свою очередь, проявляется в "открытости человека миру" и признается многими исследователями сущностной характеристикой человеческого существа.
Таким образом, человека можно охарактеризовать как существо, уходящее своими корнями в микромир, ведь, тело - форма, а содержание - субстанциальные деятели, уровень Они, но мыслящее понятиями и образами макромира, уровни Я, Сверх-Я, и входящее в высшую систему мегамира на уровне Экстра-Я, или Я-вне-Я, а также стремящееся познать все миры в их единстве.
Кроме того, человек обладает отчужденным сознанием, которое с его гностическими, ценностными и волевыми особенностями представлено в функционировании нейродинамических систем типа X как самоорганизующихся, самоуправляемых систем личностного уровня мозговой самоорганизации в системе человеческого индивида, на которые оказывают существенное влияние информационные причины мировоззренческого характера.
Поэтому, обращаю ваше внимание на вывод.
Можно утверждать, что степень отчужденности индивидуального сознания зависит от "отчуждающего потенциала" воспринятых им мировоззренческих систем, оказывающих долговременное влияние на занимаемую человеком жизненную позицию.
В основном, сегодня просматриваются три основные дороги, по которым может пойти человек.
Вспомним известную картину, изображающую русского богатыря, остановившего коня перед камнем на развилке трех дорог, в раздумье - какую выбрать?
На камне написаны указания.
Налево пойдешь - коня потеряешь (в нашем понимании - телесность); направо пойдешь - сам пропадешь (для нас это значит - потерять человеческое в человеке).
Прямая дорога грозит смертью и коню, и богатырю.
Но в сказке богатырь остается жив сам и спасает коня. Однако реальность не добрая сказка. Поэтому постараемся внимательнее разглядеть перспективу правильного выбора пути развития человека.
Одна из дорог вскоре после развилки поворачивает назад. Это путь, по которому блудный сын может вернуться в потерянный "животный Рай". Идти по нему легко. Ибо стоит лишь понизить уровень плотины из нравственных традиций и моральных требований, ослабить позиции «Сверх-Я», как поток страстей захлестнёт человека. Этот поворот вполне возможен, поскольку основным качественным отличием человека от животных является его духовность, базирующаяся до настоящего времени, как представляется, на отчужденном индивидуальном сознании.
И, следовательно, гарантом невозвращения человека к полуживотному состоянию являются постоянно действующие информационные причины (система мировоззренческих взглядов, определяющих, что есть добро или зло), воздействующие на самоуправляемую систему головного мозга человека и через неё осуществляющие каузальный контроль над системными свойствами более низкого уровня.
Вспомним, например, "синдром Маугли" – совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции.
Другими словами, когда господствует система взглядов, условно говоря, "поклонения Золотому тельцу", проповедующая достижение в качестве основных жизненных целей богатства и власти, только лишь для наиболее полного удовлетворения низменных плотских желаний, то человек становится на путь вырождения в животное.
Однако, вслед за Францем Баадером, Фридрихом Шеллингом и многими другими мыслителями, мы имеем все основания утверждать, что человек может быть только "либо ниже животного, либо выше его". Ибо, учитывая высокий уровень мыслительных способностей современного человека и слабое инстинктивное регулирование, мы вправе предположить, что в отличие от животных (редко убивающих себе подобных и живущих умеренной половой жизнью), человек начнет применять настолько изощренные методы принуждения себе подобных и способы услаждения плоти, что станет подлинным исчадием ада. Поэтому, определяя этот путь как дорогу, ведущую к СКОТОПОДОБИЮ, в худшем смысле этого слова, люди доброй воли отвергают его.
Второй путь представляется нам, насколько это можно увидеть с позиций современности, дорогой к РОБОТОПОДОБИЮ.
Фантастические достижения современной науки и техники искушают отчужденное сознание следовать по пути отчуждения до конца: до осуществления мечты о полном прижизненном освобождении "сознательных" высших уровней головного мозга от остальных уровней системы индивида.
В мировоззренческих дискуссиях всё громче провозглашается целесообразность появления так называемых бионических людей, у которых все части тела будут искусственными.
Возможный сценарий бесконечного отчуждения, на наш взгляд, таков: заменив все части тела на искусственные, элитные клетки мозга "освободятся" от "оков плоти", от "темницы души", от воздействия тёмных страстей посредством избавления от бессознательных ординарных субстанциальных деятелей.
Это наверняка вызовет гигантский скачок "сознательности", но скорее всего приведет к трагическому отчуждению от живой природы и непредсказуемым изменениям в самом сознании. Ведь заодно с тёмными страстями исчезнут и светлые чувства: любовь и сострадание...
Логика бесстрастного мышления неизбежно приведет в дальнейшем к замене и самих "умных" клеток - нейронов на "умные" искусственные неживые аналоги.
Живые мыслящие существа исчезнут, а с ними умрет и живая мысль со всеми её преимуществами и недостатками. Неживая мысль - Дух из машины - будет витать во Вселенной. По крайней мере, он будет царить на Земле, в околоземном пространстве.
Скорее всего, окончательное отчуждение неживой мысли приведет к катастрофическому противоречию с живой природой, с живой самоорганизующейся системой планеты Земля... И реальный мир, насколько мы его сегодня представляем себе, будет заменен виртуальной реальностью. Как тут не вспомнить слова Станислава Ежи Леца: "Надевшие шоры должны помнить, что в комплект к ним входят узда и кнут".
Возможно, всё будет не так мрачно. Но логика углубления отчуждения сознания диктует именно эти последствия. А может быть, и более драматичные. Ведь современный человек продвигается к заветной цели – всесилию - гораздо быстрее, чем к всеведению. Поэтому цена ошибочных решений стремительно растёт.
Но слава Богу, есть и третий путь - путь подлинного освобождения сознания!
Этот курс прослеживается от древних верований и размышлений и проходит через религиозные и философские системы, в которых тело предстает Храмом, Собором души.
Как нам видится, именно он приведет нас к естественному, а не искусственному освобождению сознания посредством замещения процесса отчуждения процессом освобождения.
При этом, освобождение через гармонизацию «души» и «тела» исключит враждебные, антагонистические отношения между свободным индивидуальным сознанием и организмом индивида, между общественным сознанием и природой, сверхорганизмом планеты Земля.
Философ Вл.Соловьев понимал этот путь как развитие от природного человека к человеку духовному.
Именно этот нелегкий путь стяжания БОГОПОДОБИЯ, созидания человека совершенного представляется, согласно духу работы по оправданию человека, единственной дорогой, ведущей к истинному счастью!
Стяжание богоподобия "по сути" будет означать восхождение индивидуального сознания человека от состояния отчужденности либо полной отрешенности по отношению к системе человеческого индивида до состояния "разумной любви" к системе, к внутреннему и внешнему мирам.
Другими словами, "разумная любовь" есть то состояние сознания, которое обеспечивает в богочеловеческой целостной системе гармоничное сосуществование всех уровней человеческой самоорганизации, а также гармонию между системой индивида и другими (внешними) системами.
Речь идет о необходимости поиска того "золотого сечения" и мировоззренческого учения, которое обеспечит оптимальное соотношение между духовными и биологическими потребностями, и позволит мудрому и праведному индивидуальному сознанию руководить организмом индивида, согласуя в нем и через него потребности нижних уровней самоорганизации с требованиями высших уровней.
В книге "Оправдание человека. Хомодицея" автор выразил это в мантраме "Я и Они - у нас общие цели", который призван развить мантрам йогов "Я господин самого себя", более характерный для отчужденного сознания.
В мантраме "Я и Они" есть такие слова:
"В едином порыве к верхним мирам во Мне слились триллионы живых существ...
Моя разумная любовь к Ним основана на благодарности за то, что Моё существование складывается из множества Их существований, на понимании Их естественных потребностей и на разумном их удовлетворении, на ответственности за исполнение общей благой цели, которая приведет Нас к гармонии, к радостному воплощению полноценного бытия".
А поскольку человек осознанно или не осознанно строит общество, государство, цивилизацию по своему подобию, то и в них необходимо заменить отчуждённое сознание правящих элит на «разумную любовь» к народу, а народам мира - на "разумную любовь" к природе, к планете, к миру...
Автор Хомодицеи призывает: "Возлюби мир как самого себя".
То есть - возлюби мир как продолжение себя, а себя как продолжение мира...
Логика Любви приводит нас к пониманию того, что в каждом из нас должен воскреснуть Спаситель.
То есть подобно Спасителю, каждый человек должен взять на себя грехи (последствия ошибочных действий и мыслей) всех обитавших когда-либо на планете Земля существ.
Точнее говоря, каждый из нас обречён нести всю тяжесть своих и чужих грехов, ибо они либо в нас (т.е. переданы нам через гены), либо вокруг нас (т.е. последствия неправильных действий предыдущих поколений в Земной Системе). И по большому счету, можно утверждать, что Спасение заключается в покаянии и искуплении всех земных грехов. То есть в исправлении ошибочных мыслей и действий (метанойя - в широком смысле этого древне-греческого слова означает "перемену ума", переосмысление").
Человек разумный должен стать Человеком-спасителем!
И поскольку человек является субъектом (по крайней мере) трех миров, то ему предстоит осуществлять свою спасительную миссию в микро-, макро- и мегамире...
Заканчивая краткое обозрение работы по оправданию человека - Хомодицеи, надеюсь на то, что удалось осветить хотя бы малую часть возможных подходов к осмыслению и переосмыслению феномена человека.
Причем автор стремился к тому, чтобы эта высветленная часть была бы не сегментарной, а образовала пусть малую, но целостную сферу знаний в бездне ещё не познанного.
Таким образом, признав ранее сущностной характеристикой
современного человека наличие у него определенной степени отчужденности сознания, мы можем теперь признать, что сущностной характеристикой "богочеловека", или человека совершенного будет наличие у него "любящего", подлинно свободного сознания.
Универсальной сущностной характеристикой человеческого индивида является способность самоуправляемых нейро-динамических систем типа X (образующих в системе человеческого индивида личностный уровень мозговой самоорганизации) к опережающему развитию, что открывает перед человеком широчайшие возможности творчества и самосовершенствования.
Ибо развитие нейродинамических систем типа X (и филогенетически, и онтогенетически) продуцирует новые степени свободы, изменяющие спектр возможных выборов. На определенной стадии антропогенеза это привело к некоторому отчуждению сознания от биосистемы индивида, а в будущем, надеемся, приведет к высшему синтезу подлинно свободного сознания с другими уровнями самоорганизации человеческого существа.
Следовательно, встав на путь стяжания богоподобия, а проще говоря, стремясь к совершенству, изменяясь сам и изменяя окружающую среду к лучшему, человек совершенный существенно повлияет на изменение к лучшему своего будущего, избежит мрачных пророчеств.
Хомодицея
как переосмысление Притчи о блудном сыне в новом свете...
Современная наука утверждает следующее.
Мозг имеет гиперсетевую структуру, то есть сеть в сетях и так далее...
Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека — продукт действия биосоциальных механизмов.
Считается, что межполушарная асимметрия имеет парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций.
В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.
В "народной" психологии нередко утверждают, что одно из полушарий отвечает за "логику" (левое), а другое за "творчество" (правое).
Такое жесткое разделение не подтверждается исследованиями.
Но представим себе, что кому-то, несравненно более умному и знающему, чем его ученики, понадобилось изложить кратко, образно и ярко, условно и схематично процесс ассиметричного развития полушарий мозга человека разумного, в результате которого, правое полушарие активно взаимодействует с телом как совокупностью клеток, или, как их называл философ Лосский, с сообществом субстанциальных деятелей, в том числе - через проявление в мозгу их желаний.
А прошедшее путь "отчуждения" левое полушарие способно объективно и логически оценивать желания тела, сопоставлять их с исповедуемым им мировоззрением и морально-нравственными нормами, а потом волевым решением запрещать или разрешать их исполнение, а также силой воли направлять деятельность тела, зачастую вопреки желаниям, на достижение целей, диктуемых мировозрением.
Ведь задолго до выводов современных учёных бытовало поверье, что на правом плече человека (левое полушарие) сидит ангел-хранитель, а на левом плече (правое полушарие) сидит бес-искуситель...
Думаю, всё это, включая налаживание гармоничного взаимодействия левого полушария как подсистемы с целостной системой человеческого организма, проще и лучше всего могло быть изложено в Притче о возвращении Блудного сына.
Отчий дом можно трактовать как целостную систему (метафора - тело), в которой отец породил двух сыновей.
Старший сын (метафора - правое полушарие мозга) сохранил крепкую связь с отцом и домом, выполняет пожелания отца, и отец говорит ему: "всё моё - твоё".
Младший сын (метафора - левое полушарие мозга) отошёл от дел семьи и забот об отце, ушёл из дома, прошёл путь отчуждения и, в конце концов, вернулся домой с любовью к отцу и брату.
Более того, в этом смысле великим циклом в развитии человечества можно представить изгнание из Рая блудных детей Божиих - Адама и Евы, а также счастливое возвращение в Отчий дом их потомства, которое "возлюбит мир как самих себя", что станет знамением исполнения Божественного Промысла и начала нового витка Сотворения мира - Эры Рая ...
Но перейдём от притчи к философскому закону.
Если правополушарному стилю мышления более соответствует представленная в образах притча, то в той же притче о Блудном сыне и в концепции Хомодицея (отчуждение сознания и гармонизация его через "разумную любовь") левополушарный стиль мышления увидит проявление философского закона отрицания отрицания, т.е. "возвращение на круги своя", но уже в новом качестве.
В ходе эволюции человека, как уже говорилось, была разрушена так называемая животная целостность, но всё ещё не сформирована новая - так называемая "богочеловеческая" целостность.
Животные и растения существуют в экосистеме Земли и не способны самостоятельно выйти за её пределы.
Они и люди - дети природы.
Но человек разумный, создавая техногенный мир, вышел за пределы "отчего дома" как блудный сын.
Судя по всему, сейчас в психофизиологическом развитии человека и, следовательно, в развитии человечества завершается этап безразличия, индифференции, который необходимо преодолеть при переходе от одной целостности к другой.
Человечество должно определиться: идти ли дальше дорогой отчуждения, рискуя сгинуть, или как блудный сын, познавший самого себя и ценности родины, ментально и духовно вернуться домой с разумной любовью.
И в этом свете:
Армагеддон - это великая битва между силами Добра и зла и, прежде всего, борьба мировоззрений за ум и душу каждого человека.
Жизненно важный выбор пути дальнейшего развития человечества и мира определится в исходе борьбы мировоззрений, а не в сражениях "больших батальонов" якобы на стороне которых Бог, как думают глупцы.
Вместо заключения.
Хороший вопрос со временем становится отличным ответом. Надеюсь, что именно это произошло с моим вопросом, поставленным в книге «Оправдание человека. Хомодицея» в 1995 году:
"самоорганизующаяся система становится способной к познанию лишь при достижении хотя бы двух иерархических уровней с взаимно неоднозначными отображениями иерархических уровней системы".
"На основании этой закономерности развития самоорганизующихся познающих систем, вероятно, можно ставить вопрос о некоем универсальном процессе, заключающемся в том, что в ходе зарождения и развития любой самоорганизующейся когнитивной системы в ней возникает подсистема - "мыслящее" ядро, которое в зависимости от уровня развития системы может пройти последовательно несколько или все следующие этапы взаимоотношений с системой:
1) полная зависимость от системы, от её нижних уровней;
2) определенная степень автономности;
3) отчуждение от системы, от её нижних уровней;
4) высшая степень возможной независимости от системы - состояние непричастной объективности;
5) понимающий, причастный объективизм - состояние любви, всеблагого, всемогущего "мыслящего ядра" к системе, внутреннему и внешнему мирам.»
И, весьма вероятно, как показывает нам знание развития таких самоорганизующихся систем как человек, общество, государство, мировая цивилизация, а возможно, и Космос, алгоритм создания и развития нового иерархического уровня в сложных самоорганизующихся познающих системах изложен в виде метафор и аллегории в Притче о Блудном сыне, а также в других Священных текстах.
Приведу слова доктора биологических наук, доктора филологических наук, академика Татьяны Черниговской, автора изумительной метафоры: "Образно говоря, вся человеческая цивилизация содержится в тонком, около трёх миллиметров, слое коры головного мозга человека разумного, сравнимым с шёлковым платком".
Всё остальное в мозге Хомо сапиенса "наследство" от его далёких и близких предков в эволюционной цепи: рептилий и так далее...
Но главное, вся многолетняя плодотворная научная деятельность Татьяны Черниговской убедила её в том, что мозг не только реактивный, но и активный, он творит мир, в котором мы живём.
Поэтому так дороги для меня слова академика Черниговской:
"Всё, что происходит с нами и на нашей планете, происходит так потому, что у нас такой мозг...
Эволюция жизни на Земле - это эволюция от простейших организмов до мозга" человека разумного.
Недаром ещё древние мудрецы говорили, что мы творим новый мир с каждым взмахом ресниц.
При этом, если продолжить сравнение коры головного мозга человека разумного с шёлковым платком, то в среде хомо сапиенсов - на этом многоголосом и пёстром базаре среди однообразных обыденных платочков попадаются настолько оригинальные и многозначительные узоры, что они на много лет вперёд определяют развитие человечества и земной цивилизации, открывая путь в светлое будущее.
Более того, скажем прямо: наступление глобального отупения грозит миру катастрофами, отнюдь, не менее масштабными, чем глобальное потепление.
Так сохраним и добавим яркие узоры на "шёлковых платках" коры наших мозгов и убережём их от превращения в банальные носовые платки...
Чарлз Дарвин на склоне лет писал своему другу:
«В самые крайние моменты колебаний я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы отрицать существование Бога».
Автор философской монографии "Оправдание человека. Хомодицея" (Хомодицея / Homodicea - неологизм, введённый в оборот автором) заявляет, что ничто в его мыслях и деятельности не отрицает существование Бога...
С наилучшими пожеланиями,
Геннадий Жеребилов.
22 сентября 2024 года.
Полный текст философской монографии Г.Ю. Жеребилова "Оправдание человека. Хомодицея" на русском языке здесь:
http://proza.ru/2014/11/04/1381
Свидетельство о публикации №224093000729