Дополненная реальность семейных традиций
В те времена семьи были не только в достаточной степени устойчивы и слабо подвержены распаду, но они ещё были довольно прочно вмонтированы в систему родственных отношений со сторон супруга и супруги, что гарантировало соблюдение длительно существовавших в этой общеродственной среде традиций, часть из которых была надёжно сокрыта от чужих глаз. Данные традиции обычно проистекали из старинных родовых истоков, сохранившись в условиях разрушенных на корню родов в некой урезанной вариации. Часто старинные семейные традиции, подвергшиеся кардинальным изменениям, вообще теряли всякое подобие по отношению к их старинному содержанию, превращаясь в самостоятельный современный новодел. Однако в любом случае полвека назад практически во всех семьях традиционно сохранялась память как минимум о трёх поколениях предков. На общесемейных мероприятиях это памятование часто озвучивалось, вызывая оживлённое обсуждение деяний предков.
И всё же в семьях разговоры велись по большей части о насущных делах и событиях, отодвигая потенциально возможные дискуссии о предках на задний план. Говорили о достижениях, бедах или обыденной жизни сегодняшнего состава семьи. Что характерно, семейным нравилось живо рассказывать о своих делах и приключениях, а также каждому семьянину был свойственен постоянный интерес ко всему, что по жизни происходило с другими членами семьи. Доходило до того, что в семье обижались на того, кто не рассказывал о себе, пытаясь отмалчиваться. Такой живой интерес друг к другу был своеобразным показателем семейного здоровья, в чём как раз и заключалась крепость семейных уз.
В сегодняшних семьях атмосфера общения стала принципиально иной. Практически большинство разговоров достаточно оперативно перерастают в злобное пикирование друг с другом. Часто громогласно звучат взаимные обвинения в реальных или надуманных прегрешениях. Люди потеряли интерес к находящимся за пределами узкого семейного круга перипетиям жизни членов семьи, считая такую информацию не достойной общесемейного внимания, а при попытке кого-то из семьи всё же поведать о произошедшем с ним за границами семьи, остальные выказывают ему крайнее возмущение его беспардонным навязыванием им этой мусорной для них информации, которая к тому же перегружает их мозг, который и без таких откровений, как правило, не справляется с мощными информационными потоками, которыми ежедневно нокаутируются люди за порогами своих жилищ. То есть молчанка – это на сегодня самый оптимальный вариант семейного необщения.
Кроме того, ныне во избежание всевозможных скандалов, обвинений, упрёков, требований, издёвок и других несуразностей семейной жизни члены семьи на виду у других глубоко «заныривают» в виртуал, откуда их крайне сложно выковырить в реал, дабы по полной прогрузить такого интернавта бытовыми склоками. Если же попытаться определить самую главную разрушительную черту современных, фактически кратковременных, семей, то скорей всего, это будет полноценная утрата чувства человеколюбия членами семей по отношению друг к другу.
Конечно, в таком аморфно-текучем состоянии семейная идея однозначно обречена на гибель. Долго такие семьи не живут. По этой причине притворяться, что ничего подобного с семьями не происходит, и демонстративно продолжать призывать к укреплению семейных традиций смертельно больной семьи как таковой – это значит пребывать за гранью разумного.
27.06.2024
Сергей БОРОДИН
Свидетельство о публикации №224100100108