11. Безвластье
Пока в Москве искали убийц тысяцкого и спасали бояр от самосуда толпы, Ольгерд захватил в плен брянского княжича Иоанна Васильевича, чей отец в то время находился при смерти и со дня на день должен был отдать Господу душу. Вскоре союзник Москвы Василий Брянский действительно умер. Его вотчина, так и не дождавшись возвращения наследника из литовского плена и испытав на себе все прелести безначалия, в 1356 году решила передаться Литве, поближе к своему горемычному князю Иоанну.
Тем временем в Константинополе закончилась, наконец, грызня вокруг русской митрополии. Алексию удалось отстоять в споре с Романом свои полномочия, однако с Волынью и Червонной Русью ему пришлось распрощаться. Волей вселенского патриарха там была утверждена самостоятельная митрополия с раскольником Романом во главе. Константинополю теперь было не до единства Церкви, ему требовались деньги, и потому купить в имперской столице можно было все, что угодно, включая и церковную «самостийность». Не исключено впрочем, что ромеи и в самом деле всерьез восприняли торжественное обещание Ольгерда крестить языческую пока ещё Литву по греческому образцу в случае, если в ней появится собственный митрополит.
Вернувшись в Москву Алексий начал приводить в порядок дела, пришедшие в его отсутствие в полнейший упадок. Сначала ему пришлось разбирать сложный конфликт, возникший в тверском княжеском доме. Тверские князья сами съехались во Владимир ко двору митрополита и просили его рассудить их спор, покуда у них не дошло до взаимной порчи имущества и мордобоя. Взвесив все «за» и «против», Алексий принял сторону Василия Кашинского, который был нужен Москве как серьезный противовес набиравшим силу Александровичам, чьи тесные связи с Литвой секретом не были ни для кого.
В 1357 году митрополит Алексий срочной грамотой был вызван в Орду, где внезапно заболела любимая жена Узбека, мать ныне здравствующего великого хана, царица Тайдула. Прослышав от кого-то о том, что «главный урусутский поп» – неплохой врачеватель, царица просила Алексия как можно скорее прибыть к ней во дворец и вылечить ее от слепоты. Отказаться от такого приглашения было невозможно, ну а поскольку академик Федоров в списках Провидения тогда еще не значился, Алексию пришлось уповать на помощь Всевышнего и на собственные познания в области народной медицины. В Орду митрополит - как угадал - прибыл в самый, что ни на есть, неподходящий момент. За несколько месяцев до этого великий хан Джанибек отправился в Тевризское Царство воевать с тамошним «диктатором» Ашрафом. Отбив у Ашрафа Дербент, хан посадил в захваченном городе своего сына Бердибека, придав ему в помощь двух темников, Мамая с Бегичем, а сам повернул назад и по дороге домой внезапно для всех умер. Узнав о смерти отца, к которой, возможно, сам же и был причастен, Бердибек с обоими темниками кинулся в Сарай, перебил 12 родных братьев и захватил в Орде власть. Алексий, которому к этому времени каким-то чудом удалось все же исцелить Тайдулу, поспешил покинуть бушующий город.
Некоторые исследователи считают, что на самом деле Тайдула вызвала митрополита Алексия, который славился искусством врачевания, вовсе не к себе, а в надежде, что он сможет исцелить её тяжело больного сына, Джанибека. Свою болезнь она использовала как предлог для вызова, так как не могла допустить разглашения сведений о тяжелом состоянии самого великого хана. Разумеется, в русских источниках такой информации нет, ведь все они ссылаются на собственное послание ханши в Москву, где о Джанибеке нет ни слова. Поэтому традиционно сообщается, что Алексий ездил для лечения глазной болезни Тайдулы и лечил именно её. Так это было или как-то иначе, не нам судить. По крайней мере, именно в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы митрополит Алексий в 1365 году основал в Московском Кремле Чудов монастырь.
В 1358 году по раз и навсегда заведенному правилу все русские князья отправились в Орду на поклон к новому хану. С Иваном Ивановичем Красным Бердибек был очень приветлив и без лишних разговоров утвердил за ним великий стол. При этом, судя по всему, не обошлось без заступничества бабушки Бердибека, царицы Тайдулы. Союзник Москвы, Василий Тверской, также был утвержден на своем столе. А вот прибывшего вслед за ним Всеволода Холмского Бердибек выдал дяде «с головой». Получивший ханское добро Василий забрал Холм себе, а племянника препроводил в Тверь и подверг его там «томлению многому».
Из Орды Иван Красный вернулся в сопровождении Василия Вельяминова и трех его сыновей: Ивана, Микулы и Полиевхта. Василий Вельяминов занял, наконец, пост тысяцкого, принадлежавший ранее его деду и отцу, и волнения в столице начали стихать.
В конце того же года, пользуясь неразберихой в Орде и безвластьем, воцарившемся в Москве, Ольгерд неожиданным налетом захватил Ржеву и посадил в городе свой гарнизон. Союзник Ивана Красного, Александр Смоленский, попытался в одиночку поставить вконец охамевших литовцев на место, но был разбит. Примчавшиеся ему на выручку москвичи выбили гарнизон Ольгерда из Ржевы и вернули город под руку великого князя.
Неспокойно стало и на степных рубежах. Сначала бывший Джанибеков темник Мамай внезапным набегом пограбил Рязанскую Землю. Все жители княжества попрятались в лесах, а князь Олег отважился дать степнякам бой, но потерпел поражение и едва спасся. Спалив опустевшие Пронск, Переславль-Рязанский и Старую Рязань, Мамай ушел восвояси. Вслед за Мамаем к Рязани подвалил ордынский царевич Мамат-Хожа, который, ни с того ни с сего, решил вдруг взять Олега Рязанского под свою «крышу», отправив в Москву посла с требованием вернуть Рязани все ранее отвоеванные у нее земли. Москва эти наглые требования проигнорировала. К тому времени там уже знали, что Мамат-Хожа в немилости у самого Бердибека, а значит, у парня у самого с «крышей» не все в порядке. Позже стало известно, что нахальный царевич вернулся в столицу Орды, где ему почти сразу оттяпали башку.
Свидетельство о публикации №224100101185