Порселлис Ян маринист

             Портрет художника в интернете мною не найден.

                1583 (4) год  – 29 января 1632;года.

Ян Порселлис родился в Генте (Восточная Фландрия), дату его рождения в точности

определить невозможно, но она не может быть после 1584 года, поскольку в этом году

его родители присоединились к протестантам, бежавшим из Гента, города, недавно во

второй раз захваченного испанцами после Нидерландской революции.

Семья эмигрировала в Северную Голландию[5].

Карьеру художника Порселлис начал, по-видимому, в качестве ученика гравёра из Роттердама

Иоаннеса Второго (Младшего) Дутекюма (ок. 1558—1630), который занимался изготовлением

географических карт, книжными иллюстрациями и изображениями кораблей.

Согласно историографии Арнольда Хоубракена, автора «Великого театра нидерландских

художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en

Schilderessen, 1718—1721), учителем Порселлиса был Хендрик Корнелис Вром, однако

эта информация, как и многие другие факты из жизни художника, не нашла документального

подтверждения.

Порселлис женился в 1605 году в Роттердаме, обзавёлся тремя детьми.

Его дочь крестилась в 1609 году в Миддлбурге.

В 1617 году Порселлис получил звание мастера Гильдии Святого Луки в Антверпене.

Много путешествовал, его имя встречается в документах Харлема, Амстердама, Лондона,

Зутервауде.

К 1615 году Порселлис столкнулся с финансовыми трудностями.

Он объявил о банкротстве в Роттердаме и переехал в Антверпен.

Большинство картин, созданных в этот период, были проданы на открытых рынках; но поскольку

они не подписаны Порселлисом, остаются вне документальной атрибуции.

Таким образом, можно идентифицировать лишь около десяти картин этих лет.

К 1620 году Порселлису с уверенностью можно отнести лишь около десяти работ,

большая часть которых изображает сражения, штормы и виды гавани.

Первая жена художника скончалась перед его отъездом из Антверпена.

В 1622 году Порселлис с тремя детьми переехал в Харлем, где женился на Яннеке Флессье,

дочери Балтасара Флессье (художника и издателя печатной продукции).

Затем наступило время относительного процветания.

В эти годы серия из двадцати офортов Порселлиса «Берега Вершейдена и водные виды»

(Verscheyden Stranden en Water Gesichten) была опубликована в Харлеме Яном Питерсом.

Порселлис вскоре покинул Харлем и с 1624 года жил в Амстердаме; к 1626 году он переехал в

Ворбург недалеко от Гааги.

Примерно в это же время, в 1627 году, в Амстердаме знаменитый издатель К. Я. Висхе

опубликовал серию из двенадцати гравюр по рисункам Порселлиса «Виды различных

голландских кораблей» (Icones Variarum navium hollandicarum), первая «иконография»

типов кораблей со времен Питера Брейгеля в 1565 году.

Между 1627 и 1629 годами Ян Порселлис переехал в Зутервауде в окрестностях Лейдена.

Последние годы прошли в достатке благодаря доле жены в имении мачехи, а также благодаря

продаже картин. 1

9 декабря 1631 года Порселлис составил завещание; 29 января 1632 года он скончался.

Его вдова стала наследником с условием, что третий ребенок и единственный сын, Юлий,

получит «все картины и произведения, которыми владел художник после его смерти, а именно

написанные рукой художника и подписанные его именем, а не другие».

Творчество

Ян Порселлис продолжил традицию голландских марин (морских пейзажей), но иначе чем иные

художники-маринисты, такие как Ян Брейгель или Хендрик Корнелис Вром, которые традиционно

изображали гавань Антверпена или Спарне в Харлеме.

Его работы положили начало «решительному переходу от раннего реализма к тональной фазе»,

способствуя новому стилю и сюжетам в «морской живописи», сосредоточив внимание на

пасмурном небе и бурной воде, что является радикальным отходом от прежней демонстрации

величия кораблей в историческом или батальном жанрах.

Этот стиль, в котором большая часть холста изображает море и небо, заложил основу для более

поздних работ в этом жанре.

Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи.

Картины мастера отличались нежным, почти монохромным колоритом.

Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку.

Художника интересовали самые разные состояния моря — от спокойного до бури и урагана.

В отличие от работ Х. К. Врoма, в них больше передачи чувств и личных впечатлений.

Их характеризует общее поэтическое настроение и богатые световые и атмосферные эффекты.

Порселлиса интересовало только море, всё остальное: людей и берег, корабли и лодки —

художник воспринимал только в связи с ним.

Ю. И. Кузнецов, специалист по западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа в

[[Санкт-Петербурге, точно сформулировал главное:

В творчестве Яна Порселлиса, фламандца по происхождению, морской жанр впервые обретает

истинно голландские черты.

Отказавшись от многосложной композиции и пёстрого колорита предшественников, Порселлис

создаёт марину, где вода и небо играют главную роль, а корабли низведены до стаффажа и где

господствует единый серо-серебристый колорит…

Художник блестяще уловил типичное для Голландии состояние неба, всегда покрытого тучами,

и беспокойных вод, омывающих голландские берега.

Море и воздушное пространство над ним, насыщенное водяными парами, светом, рефлексами и

тенями, создавали ту световоздушную среду, которая окрашивала все предметы в серо

-серебристые тона, стирала их контуры, растворяла детали.

Именно здесь, на море, было легче всего открыть явления тонального единства элементов

пейзажа и воздушной перспективы.

Особенности колорита и воздушной перспективы картин Яна Порселлиса породили термин

«тональная живопись», или «тональный пейзаж», применяемый также к его последователям,

прежде других к творчеству Яна ван Гойена.

Порселлис был очень плодовитым художником.

Одно время он обязался предоставлять своему торговцу по две картины в неделю.

Современники высоко ценили картины художника.

Сохранился целый ряд свидетельств, в которых Порселлис упоминается среди лучших

пейзажистов.

К голландскому периоду жизни художника относится его соревнование с двумя мастерами

ландшафтной живописи Яном ван Гойеном и Книббергеном.

Порселлис победил в этом соревновании — его пейзаж был признан лучшим.

Ян Порселлис имел много учеников, наиболее известные из них Симон де Влигер, Виллем ван

Дист, Хендрик ван Антониссен, Виллем ван де Велде Младший и Ханс Годерис.

Живописцами были и братья Яна: Ионас  и Луис Порселлис].

Сын художника Юлиус Порселлис (oколо 1609—1645) также был художником-маринистом.

А. Хоубракен писал, что Юлиус сумел до обманчивости приблизиться к манере отца, которая

была ему настолько легка, что он свои картины подписывал так же, как и его отец.

Произведения художника находятся во многих музеях и галереях Европы.

Наибольшая коллекция его картин хранится в Национальном морском музее в Гринвиче

(Великобритания), Национальном музее в Варшаве, Государственном музее Амстердама.

Четыре картины имеется в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге[12], а также в других

российских музеях: в Москве, Петергофе, в Пензенской картинной галерее.

Ян Порселлис - нидерландский художник фламандского происхождения, основоположник

голландского реалистического морского пейзажа.

Считается одним из самых знаменитых художников -маринистов начала XVII века."

(с)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

D0,_


Ян Порселлис не состоит в российских реестрах и номинациях.

Он популярен в мировой паутине.

Мне понравились марины и другие картины этого художника.

И я решил представить творчество Яна Порселлиса любителям изобразительного

искусства.

Стиль: барокко, старые мастера.

Фигуративная станковая живопись: масло, холст. гравюра, офорт, рисунок и другое.

Жанр: романтическая марина и другое.

Палитра: "тональная" - несколько монотонная, соответствующая осенней картине

голландского приморья.

Вернисаж прилагается:

https://www.liveinternet.ru/users/5591322/

H0027-L06846132 (512x380, 108Kb)

2f7430e8efbc6339fb56d3943215fa664658ef11 (2) (600x433, 94Kb)

(630x700, 476Kb)

(700x382, 278Kb)

1024px-Jan_Porcellis_-_A_Pink_Approaching_Shore_40955 (700x483, 285Kb)

1024px-Jan_Porcellis_Dutch_Ships_in_a_Gale (700x488, 244Kb)

Jan_Porcellis_-_Schepen_in_een_stevige_wind (700x520, 312Kb)

(700x417, 309Kb)

Jan_Porcellis_Seascape (700x520, 498Kb)

Vessels_in_a_Strong_Wind_1630_Jan_Porcellis (700x457, 370Kb)

H0904-L330463765 (700x452, 231Kb)

H0900-L13546813 (700x530, 378Kb)

free-london-sailing-desktop-wallpaper_1920x1080_81595-1024x576 (700x393, 249Kb)

H22141-L248888408 (700x401, 200Kb)

16_1_~15376887abcefe-1024x765 (700x522, 368Kb)

13symbols10086735-1024x761 (700x520, 382Kb)

2_1_~15376831ad779c-1024x715 (700x488, 251Kb)

2f7430e8efbc6339fb56d3943215fa664658ef11 (1) (700x505, 258Kb)

8fa076513b58eebfe4cc4f2bf26431813136078d (700x490, 298Kb)

800px-Jan_Porcellis_-_A_Pink_Approaching_Shore_40955 (700x483, 316Kb)

33552705acc3515a16c57d0f83387215aaaa1e6e (700x526, 243Kb)

e52c3da64a2a5c31263bc36b8b09a922d94c87df (700x462, 347Kb)

Een_Heude (675x478, 195Kb)

H22143-L384253886 (700x340, 242Kb)

(700x232, 190Kb)
                160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
                По материалам интернета.               


Рецензии