Наши демоны

 НАШИ ДЕМОНЫ (Ялта неизвестная)
         За окном дождь. Работать в ломку. Хотя, в мастерской ждет воплощения в жизнь лепной товарищ.  Да ладно, подождет. Чай не сахарный, не растает. Кстати, мне интересно ваше мнение. Кого я задумал изваять? В качестве приза приглашаю в гости. Конфеты  и кофе обещаю. Могу дать кота в подарок. У меня сегодня два варианта провести время. Первый – тупо листать интернет. Второй возвратиться к рубрике Ялта неизвестная. Тема, как всегда на кончиках пальцев.
       Итак, я о тех, кого в Ялте не помнят и не хотят вспоминать. И о наших демонах. Что сидят где – то там возле сердца. Но без драматических закидонов как в картине  любимого Михаила Врубеля. С некоторых пор, обратил внимание, что когда лепишь или пишешь задуманный образ без натуры или фотографии, всегда выползают собственные черты или черты близких. Помню, на огромном стенде по заданию заказчика пишу рекламу. Есть эскиз и даже фото дамы с классической фигурой. Написал даму. Отошел. Смотрю. Что – то не то в фигуре. Переписал. Опять не то. И на кого – то похожа? Ба! Так это моя жена! Блин! Демон выполз! Но не мой, а жены. Заказчик смеется - Да, ладно, что тебя смущает? Нормальная женщина. Ну, нормальная, так нормальная.
         Теперь о своем товарище и знаменитом ялтинском искусствоведе Азе Павловне Пальчиковой. Напоминаю. Я, в этой рубрике пишу лишь о тех, кого хорошо знаю и уважаю. УВАЖАЮ. Понятно?! Поэтому, если иногда перегибаю палку, то только любя.
         В предыдущей статье, на зуб попался музей « Поляна сказок». Так это из той же темы. Придется выполнить работу научного сотрудника и рассказать о забытом авторе и знаменитом искусствоведе. Кстати, её искусствоведческая оценка работы – для художника серьезный документ ( прилагаю). Начну с Саши Бурдюгова и его демонах. Сто лет назад. Музей. Я и Саша  на вершине творческого подъема. Работаем над интереснейшей композицией по сказке П.П. Ершова « Конек – горбунок».
         Администрация музея , видя наши горящие глаза, как всегда расплакалась о сложности в оплате, что они бедные и несчастные. В расчете на лохов. И правильно рассчитали. Договорились, что будем творить за зарплату реставраторов, при этом, не снимая с себя обязанности последних. Ну, интересно же! Администрация от радости, укатили в очередную бестолковую командировку в Москву. Одна из задач Саши была вылепить барельеф спящего разгильдяя - охранника. Поручая это, я точно знал, что этот образ ему наиболее близок. Поскольку сам Саша при случае и без случая готов вздремнуть. По природе, если не разгильдяй, то близок к нему. Что возьмешь с художника, бывшего ученика ялтинской художественной школы? Конечно, я знал о его  творческом  демона и хотел выпустить сущность в свет. Саша работал самозабвенно без эскизов, модели, чисто по наитию. Небольшие стимулирующие дозы портвейна уносили его фантазию далеко за пределы реальности. Я с тревогой смотрел на оживающий образ. Не заносит ли автора далеко? Поначалу даже не понял элементы гротеска. Но когда работа была выполнена, восхитился. Стражник был как живой. Гротеск, лишь подчеркнул его разгильдяйский внутренний мир.
- Сань, здорово! Получилось! Это же  себя слепил! Выпустил демона!
- Да, я. Да, выпустил.
        Его работу до сих пор люблю. А теперь пришло время и Азы Павловны. В то время, когда  работала на пол ставки в музее ей было достаточно много лет. И к пенсии эти гроши были  кстати. Тем более некоторые сложности в семье. Следует отдать должное. Несмотря на то, что её администрация держала в качестве свадебного генерала, сугубо ради подписи, она добросовестно и профессионально выполняла свой долг. Обмануть её зоркий глаз было невозможно . Мягко, интеллигентно и правильно указывала на ошибки и некоторые несоответствия при реставрационных работах. За что до сих пор благодарен. Но у Азы Павловны был небольшой возрастной недостаток, который впрочем, ей не мешал. Она плохо слышала. У моего друга и напарнике был такой – же недостаток. Был глух как тетерев на одно ухо. Как он рассказывает - ночью поднимался на свою Суворовскую, утомился и прилег в кустах. А было холодно. Вот ухо и отморозил. Впрочем, иногда, когда касалось жизненно важных интересов, таких например, как посидеть после работы, слух возвращался. Однажды, был свидетелем как творческие люди, физически не слыша друг друга, на уровне подсознания понимают всё, что нужно понять. Прохожу мимо дружески беседующей парочки искусствоведа и художника. . Аза Павловна делает замечание Саше. Саша что – то говорит в ответ. Останавливаюсь, прислушиваюсь. Два полу глухих художника ведут профессиональную беседу. При этом, каждый говорит о своем. Но оба друг друга понимают, кивают головами и улыбаются. Улыбнулся и я. Ведь и мои демоны воплотились в скульптурах конюха, царя и довольного стражника. Который, охраняет то ли царя, то ли спящего товарища?
А вот, кого пытаюсь воплотить в незаконченной работе, ответить вам.
Дождь закончился. Пора работать – выпускать своего демона.


Рецензии