Г. Санников. Тропический рейс

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*

…………………………………………………………………


КРАСНАЯ НОВЬ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

КНИГА ВТОРАЯ

ФЕВРАЛЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва–Ленинград

1931

Тираж 15.000 экз.

Страниц всего: 253


   239

                КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

                А. Дивильковский


Г. САННИКОВ. Тропический рейс.
ГИЗ, М.—Л. 1931 г. Стр. 82. Тираж 5000 экз.
Цена 60 коп. (папка 40 коп.).


   В этих поэтических путевых заметках можно видеть с большой наглядностью, какое огромное значение, даже в чисто художественном смысле, имеет идеологическое содержание.

   Никто не оспаривает у автора способности передавать яркие, волнующие впечатления, но способности, нередко лишь чисто интуитивной.

   Самый язык поэта ярок, свеж.
 
   Пример:

   «А вверху надо мной татуировка тропиков — чужое звёздное небо».
 
   Удивительно новы, «внушающи» и отдельные картинки арабского базара ночью в Джедде или ночного же каравана верблюдов.
 
   Хороши и некоторые из «вставных» лирических стихотворений, — например, характерная для нашето поэта лирическая баркарола из греческого моря — «По дороге Алиты» (то есть, луны).

   Еще сильнее стихи «социального» настроя — «Встань, мой любимый».
 
   Здесь под древним образом верблюда в пустыне угадан современнейший мотив восстания пастухов патриархально-племенной Аравии против империализма.
 
   Но одной угадки, интуиции художника недостаточно.

   В этом кипучем, своеобразном углу колониального Востока не всегда зрячим оказывается н сильный художник, когда отстает от ясной, четкой революционной идеи.

   Тут именно с художественной стороны необходимым компасом оказывается учение Маркса—Ленина.

   Иначе — «непосредственное восприятие остается поверхностным.
 
   Разве не поверхностно определять, например, арабов-ваххабитов, изгнавших в 1924 году английских империалистов из Геджаса (область Мекки) для построения там своего национального государства, только именем «дикарей», борющихся «за независимость» от чужеземцев?

   Много ли прибавляет тут ряд, хотя бы и ярких, но порядком истрёпанных фактов религиозного фанатизма этих своеобразных революционеров?
 
   Правда, тут же автор как бы сам себя спешит опровергнуть, рисуя неожиданное у «дикарей» и «фанатиков» стремление к срочному развитию производительных сил, к форсированию новейшей техники.
 
   Автомобили, уже оттесняющие верблюда, артезианские колодцы с новыми оазисами и оседанием на земле кочующих бедуинских масс, даже — «свои аэропланы»!

   Из-за этих, совершенно «нового стиля», можно сказать, действительно революционных явлений выглядывает, хотя далеко менее ясно у нашего автора, знакомое лицо нарождающейся местной буржуазии, пока что враждебной мировому империализму, а с нею уже вовсе чуть-чуть только намечается в книжке и суровый профиль наёмного пролетариата, этого революционера до конца...
 
   Все сказанное, однако, дается в виде лишь игры живописных контрастов, поразительной смеси красок, как на восточном ковре.

   «Эти тени... и этот свет...» твердит автор.

   Двигательные же силы наблюдаемой социальной борьбы, роль и перспективы борющихся фактов, общее, возможное направление борьбы к завершению революции в сторону мирового коммунизма не получают достаточного освещения.

    Борьба друг другу враждебных полярных сил — вот что успел только подсмотреть наш лирический путешественник в качестве высшего вывода из наблюдений.
 
   В своей художественной работе автор иногда прибегает к незаконным суррогатам объяснения видимых фактов, вроде ссылок на «психологию аравиян» (?) или на влияние жаркого климата и пустыни.

   Объяснение — от марксизма и от действительности отстоящее на тысячи морских миль.

Благодаря этому книжка нередко остается ниже уровня собственного таланта автора и ниже уровня той действительности, которую


   240


ему удалось так близко наблюдать. А это — жаль.


               
                А. Дивильковский**

               
                -------------------------------------


      Для цитирования:
 
А. Дивильковский, Г. Санников, Тропический рейс, Красная новь, Книга вторая, Февраль, М.–Л., 1931, Стр. 239–240.
   

       Примечания


      *Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.

   **Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.


Рецензии
Благодарю Вас, уважаемый Атос, за оценку. Желаю и Вам творческих успехов.

Анатолий Авдеевич Дивильковский   12.02.2025 22:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.