Бытовуха начала века - утраченный Рай
Из домашних разговоров с бабушкой я знал, что дед мой был служащим Государственного телеграфа России в Новочеркасске - столице Области войска Донского и на него даже были покушения - в почтампт то ли револьюционеры, то ли контрреывольюцинеры кидали бомбы несколько раз, да все неудачно.
Более подробно она рассказывала о том, что корила мужа за то, что он не пользуется своим положением для семьи, с целью улучшения ее материального положения, и все корила его. По её мнению, ему надо было бы поставить чекушечку кассиру, чтобы он выдавал зарплату деду не золотом, а ассигнациями. Дело в том, что работник государственного Донского телеграфа получал зарплату как высококвалифицированный рабочий в 35 рублей золотом. А это было несколько золотых монеток - империалы номиналом в 5 рублей, 7,5 рублей, 10 рублей и 15 рублей. И они могли легко потеряться в силу своей малости, что было бедой для семьи.
ЧТО ТАКОЕ КОРМИЛЕЦ
Много это или мало я не знал и как-то поинтересовался у нее. На что она мне образно ответила так: семья у них была в семь человек и они снимали пятикомнатную квартиру на полном пансионе. А что это такое? Полюбопытствовал я. А это плата за квартиру и трехразовое питание всей семьи и обходилось это удовольствие в 15 рублей в месяц. Т.е. еще оставалось на проживание 20 рублей золотом. А работал только один дед из семьи и содержал всю семью. Это было обычным делом, так жила вся Россия - одного работника хватало на содержание семьи.
Обычно она ходила пару раз в неделю на Азовский рынок прикупить чего для семьи еще и брала полтинник - пятьдесят копеек, хватало даже нанять парнишку, чтобы помог донести корзину со снедью до дома. Для сравнения сказала, что корова тогда стоила 2 рубля, лошадь три рубля, как хороший костюм самого лучшего английского сукна.
Но меня интересовала рыба. Да ее было столько, рассказала она, что продавали ее не на килограммы, а чувалами или возами, вяленую. И добавила, что дерево стоило дорого топить печи и топили их обычно вяленой рыбой.
ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ
Вот тебе и страшные царские времена. Уже будучи студентом Инженерно-мелиоративного института я узнал, что Азовское море было самое продуктивное в мире и кормило рыбой помимо населения Дона еще пол Европы. По сути это и был прообраз Рая, когда река и пойма ее кишели рыбой и всякой живностью. Именно река и море спасали население Приазовья и Дона в лихие годы после революции, в годы геноцида казачьего народа, как ныне называют - Голодомора. Выжили только те, кто жил у рек, рыба в толченом виде спасала от цинги и лютой голодной смерти. Я даже немного застал те далекие 1950-е годы, когда была и рыба осетровая, и воду можно было пить из любой речки. А пойма Дона кишела всякой дичью и птицами.
Но пришла индустриализация в виде самой бессмысленной в мире Цимлянской плотины, которая перебила все миграционные пути рыбы и погубила почти весь рыбный мир - проходных, самых ценных видов рыб. Этим я уже занимался профессионально как инженер-гидротехник. Но помимо проходных видов - сельдей, чехони, судака, осетровых, была еще местная рыба всяких пород, которая считалась мусорной для казачьего народа, но для нас это была ого-го - сазан и прочая оседлая. Но и ее не стало в Аксае после постройки Новочеркасской ГРЭС и работы всех ее энергоблоков. Ведь тогда никакой очистки сбросных вод помывочных, т.е. с химией, и выбросов вредных веществ в воздух, не было. Вот и погубили всю живность в Аксае от пескарика до лягушек. С другой стороны, нельзя сказать, что не думали о всяких рыбозащитных устройствах, забирая часть реки на охлаждение энергоблоков, думали и создавали десятки и сотни разновидностей таких рыбозащитных устройств.
ЦЕНА НЕВЕЖЕСТВА
Очень показательно, что еще в 1950 и 1960 годы под рыбозащитными устройствами понимали не защиту самой рыбы, а самих многочисленных водозаборов, которые напрочь забивались убитой ими рыбой и выходили из строя. Это уже потом, в 1970-х годах стали соображать, когда от рыбы один пшик остался, и стали срочно перестраиваться для защиты не водозаборов, а самой рыбы. Но было уже поздно. Мозгов то было маловато во власти и за какие-то полвека от 1950-х годов от некогда самого продуктивного моря в мире Азовского остались один воспоминания.
Сослаться на дурость власти можно, что ж творите ироды, море то пустое и народ в случае лихих годин уже не спасет. но как-то нет для того оснований... дурак то, он обязательно где-то ошибется и в хорошую, как и плохую сторону. Но наши парткомы гнули только пагубную для народа и государства линию в течение десятилетий. Им и писали, и говорили, что никакого врага не надо с такими парткомами, руководящими наукой, образованием и ведомствами. Лично я четыре десятилетия ежегодно обращался во все верха и инстанции страны СССР и КПСС. И факт остался фактом - были совершенно осознанно уничтожены все стратегические пищевые ресурсы Приазовья.
РЕЗЮМЕ ПРОЖИТОЙ ЖИЗНИ
Да и приговор ее собственной жизни был очень категоричен. На мой вопрос когда она пожила то как человек, достойно и без всяких унижений, ответствовла: - я жила нормальной жизнью два раза: при царе и при НЭПе, а остальное время как в ж...пе прогнила.
Вот и вся оценка качеством жизни в 20 веке в России.
И не было у меня причин ей не верить, так как она пережила и войны, и голод, и смерть детей от него. Даже в тюрьме сидела, вроде как за подделку карточек хлебных ради спасения от голода детей, откуда дед ее каким-то чудом вытащил. Но это уже отдельная история из его жизни.
Свидетельство о публикации №224100100371