Внезапно струна оборвалась. Глава 4

М Н О Г О   Т Е Б Е,   Р У С Ь   С В Я Т А Я,   П Е Т Ь 
   
В репертуаре Максима Трошина не могли не появиться песнопения иеромонаха Романа: у обоих – похожая готовность служить святому Отечеству, с рождения – одна и та же Брянская земля, которую некогда оросила кровь священномученика Кукши.

...В любую погоду восторгаешься Рябчевском, разбросанным по берегу между Десной и дорогой на Брянск. Непривычно огромный для церквей этих мест купольный барабан Свято-Митрофановского храма на вершине холма будто удерживает село в воздухе.

Зная, что в Рябчевске родился иеромонах Роман (в миру Александр Матюшин), не удивляешься, что из этого дивного уголка русской природы он устремился к христианскому подвижничеству, гармонично сочетая аскетизм земной жизни с безмерностью поэтического дара. Уже на малой родине обозначилась проекция движения от сельского быта к духовным высотам, о чем иеромонах Роман напишет позже:

Село Рябчевск! Отечество без звона!
Что помнится за столько лет и верст?
Дым самосада, запах самогона
И небеса в больших лампадах звезд…

В восемнадцать лет Александр Матюшин поступил на филологический факультет Калмыцкого государственного университета. О конфликтах и последующем согласии с миром можно догадаться по частой смене им рабочих занятий, закончившейся решением в двадцать шесть лет уйти в Вильнюсский Свято-Духов монастырь. Вскоре он стал послушником Псково-Печерского монастыря, принял монашеский постриг, служил на приходах.  К тому времени, когда зазвонил колокол восстановленного храма в Рябчевске, сорокалетний иеромонах Роман уже провел первый год монашеского затворничества среди озер и болот у большого псковского села Серёдка. Здесь и вопрос: чему «серёдка»? Ведь отсюда только и начинаются российские просторы на восток.

У той же западной границы, но в Брянске, рос Максим Трошин. С приходом его в церковь духовные песнопения стали преобладать в концертном репертуаре. Настоятель Тихвинского храма иеромонах, а ныне архимандрит Никита, в лице которого Максим приобрел крестного отца и духовника, стал ему и музыкальным наставником, не  подменяя собой  в этой роли Юрия Павловича.

Как-то священнослужитель передал своему подопечному магнитофонную катушку с ранними произведениями иеромонаха Романа.
Песнопение «Сон мне приснился» сразу же впечатлило Максима тайными знаками, говорившими о предстоящих больших бедах для Отечества и предназначении русского монашества нести тяжкий крест:
 
Виделась в черном
Моя Родина...

Иеромонах Роман во всеуслышание выражая тревогу, не мог предупредить прибывающий кошмар из-за еще неопределенности его контуров и лица:

...Где-то под сердцем
Шевелится крик.

Сон был провидческим: через пятнадцать лет будет танковый расстрел российского Дома Советов, а затем, через год, – и танковый поход на Грозный.
Максим уже был тогда в возрасте, позволявшем ему не только сострадать этим трагическим событиям, но и сообразно своим физическим и духовным силам деятельно сопротивляться умерщвлению России, когда привнесенная извне всепроникающая чума уже поразила накопленное веками – государственную казну, науку, образование, авторитет семьи, мощь оружия, культуру.

Церковь в этих условиях не только оберегала от порчи миропонимание православных людей и патриотов России, но и формировала тип активного поведения на исторических примерах преодоления смуты.

Однажды юное сердце поразили строки из песнопения иеромонаха Романа «Отложим попечение»:

 ...Разве ты была убита, О, моя Святая Русь?

С нынешних позиций, когда мы уже знаем, чем завершилась полная трагизма история российского государства тех лет, можно говорить о безусловно оптимистическом заряде и риторичности этого вопроса. Но тогда этот вопрос из песни, подобные по своей сути вопросы других песен иеромонаха Романа имели самую высокую ноту тревоги.

Россия, стремившаяся сохранить себя в пору разора, реально могла разделить судьбу Югославии, во всяком случае, в Чечне уже готовились собрать злой урожай Косова поля.  Cмутное время для государства – это ведь не сумерки перед ночью с неминуемым рассветом…

Надо ли было спрашивать Максиму благословение на исполнение песнопений иеромонаха Романа? Ведь было известно, что сам автор к этому относился с полным благодушием. Известны его слова: «Важно, чтобы исполнители сами понимали, о чем поют. Тогда и автор, и исполнитель делают Божье дело».

Но начинающий служитель Тихвинского храма настоятельно искал встречи с иеромонахом Романом. В свою очередь и псковский затворник, как могло показаться, ожидал появления брянского подростка на пороге монашеского скита.
Иеромонах Роман много позже говорил так: «Необходимо было привлечь к православию людей, которые хоть и не считают себя атеистами, но от церкви далеки… Свои же духоборцы еще не успели вырасти. Сказывались многие годы запрета на проповедь. А нужно было биться за духовную целостность Отечества».

Между Брянском и скитом Ветрово на псковских озерах – более чем тысяча километров. Юрий Павлович и Максим добирались железной дорогой до Пскова. Затем до деревни Боровик пылили автобусом, который выходил на маршрут раз в неделю по пятницам. А там – на лодке по быстрому течению речки Лочкина, своими частыми изгибами создающей сложный рисунок, который человеку, впервые плывущему по ней, оставляет в голове всего одну мысль, емкую, как слова молитвы: спаси и сохрани!

Когда Максим запел перед иеромонахом Романом, тот попросил прикрыть форточку в своем строгом жилище:
 – А то ведь птица всполошится. Раньше времени на юг поднимется, – лицо монаха в темном, свободном подряснике, казалось непроницаемым, но несерьезность замечания выдавал его озорной и одновременно пытливый взгляд.

Хозяин скита, скорее, в тот момент был озабочен не судьбой диких гусей и уток. Так, иносказательным образом, могла быть оценена манера исполнения юного певца. Но в такой форме иеромонах Роман мог и предупредить гостей о своем желании сохранить тихую, уже устоявшуюся гармонию в отношениях Творца и человека в природе прибрежной полосы.

Душевное и сердечное единство хозяина скита и Трошиных обозначилось сразу. Теплоты добавил рассказ Юрия Павловича о жизни в Рябчевске, где брянские гости побывали перед отъездом на псковские озера. Но ни слова о том, как они там до крови сдирали пальцы, соскабливая срамные надписи со стен сельского храма. Возвращение к молитвам шло трудно даже на родине человека святых дел.

После полученного благословения Максим Трошин, на тот момент звонарь Тихвинского храма, стал как бы голосом вскоре онемевшего и потерявшего слух на несколько лет иеромонаха Романа, живым воплощением образа ожидаемого в России бунтаря и собирателя православных сил из его песнопения «Колокольный звон».
 
...Твой черед настал,
Молодой звонарь.
Пробуди простор,
Посильней ударь.
– Господи, помилуй!
С музыкой такой
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе,
Русь Святая, петь?

В семейном архиве Трошиных хранятся два ежегодника с записями Юрия Павловича о концертных выступлениях Максима, где непременно исполнялись песнопения иеромонаха Романа. Вот пример активного духовного натиска! Было представлено свыше сотни программ на разных площадках – на стройках, в заводских цехах и управлениях, парках, во Дворцах культуры и сельских клубах, в творческих объединениях, на митингах, в церковных приходах, милицейских ведомствах, колониях для осужденных.
Однажды Максим дал концерт в первой Брянской городской детской больнице. Организаторы собрали в зал маленьких пациентов, вероятно, предполагая, что репертуар песен исполнителя не выйдет за пределы интересов его подросткового возраста. Уже на следующий день Максиму в этих же стенах пришлось повторять свое выступление для врачей и персонала, пораженных пением, новизной и дерзкими своей правдой словами:
 
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней – жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Максим Трошин это стихотворение иеромонаха Романа читал на каждом концерте, не подбирая ему мелодию, как не подбирают малиновые перезвоны набатному колоколу.

Второго января 1995 года затворник псковского скита Ветрово оставил на листе слова неутешительного пророчества:

...Что впереди? Смятение, разруха?
Иль Божий гнев обыдет стороной?
Но вижу я – и ужасаюсь духом:
Несётся Бледный Всадник надо мной.
Который Ангел протрубил вселенней?
Какая Чаша пролилась на нас?

Как известно, всадник на бледном коне, один из четырех всадников, предвестников конца света в Откровении Иоанна Богослова, олицетворяет Смерть. Россия испила горькую чашу с Чеченской войны. Не были обнесены ею и Трошины. В том же январе астма убила Юрия Павловича. Пяти месяцев не прошло, как трагически погиб Максим, за тринадцать дней до своего семнадцатилетия.

Иеромонах Роман и Максим Трошин невольно указывают путь один к другому для тех, кто в интернет-пространстве ищет духовные просторы. Вот запись Владимира Селицкого: «Иеромонах Роман (Матюшин) – это удивительный феномен. Есть некая связь между ним и Максимом Трошиным. Чистота горних миров у обоих».

Или пишет женщина по имени Людмила: «Мне очень жаль, что я слишком поздно открыла для себя иеромонаха Романа. Три дня назад я случайно натолкнулась на песни Максима Трошина, подростка с трагической судьбой. Кроме ангельского голоса этого ребенка меня поразили слова песен. Прожил 16 лет, а какой след оставил на Земле! Какие у него замечательные песни! Какая у мальчишки боль за Россию, за Русь!!! Просто по коже мороз от слов его песен! Я прочла, что автор текста некоторых песен Максима – иеромонах Роман. Тогда я захотела узнать, кто это. То, что я о нем прочла, потрясло меня до глубины души… Мир наполнен жестокостью! Еще неделю назад у меня в душе было опустошение от всего этого, от всего, что творится вокруг. От бессилия что-то изменить. И вот сегодня мир для меня стал светлее от сознания того, что есть еще на Руси чистые и светлые люди. Я сама пишу стихи, и очень хочу видеть нашу Россию, нашу Русь, счастливой. Господи, как же я этого хочу!»

 Вот так в единстве имен и творчества иеромонаха Романа и Максима Трошина, двух православных подвижников, рождаются новые певцы. И на вопрос иеромонаха Романа «Много ли тебе, Русь Святая, петь?» они отзовутся: «Много тебе, Русь Святая, петь!»



Фото из  видео «Раскрою я Псалтирь Святую - Иеромонах Роман (Матюшин)».
Источник:
Rutube›Тайные знания.  https://yandex.ru/video/preview/5564959497247104312


Рецензии
ЗА единство светлых душ!

Понравилось!

Алексей Чернышов 5   22.10.2024 16:37     Заявить о нарушении
Совсем не случайно люди Российского пограничья в наиболее сложные исторические времена являют собой яркие примеры патриотизма, берут на себя ответственность за судьбы всей Родины. Иеромонах Роман и Максим Трошин из девяностых годов прошлого столетия – в ряду духовных героев-песенников. Алексей, спасибо за отклик! Приятно сознавать, что Вы рядом.

Николай Исаков   22.10.2024 18:00   Заявить о нарушении