Сколько же открытий, изобретений совершено человеком, некоторые из которых, как чудо и не назовешь. Даже у нас, современных людей, это вызывает и удивление, и восхищение, и неподдельный интерес одновременно. 26 сентября, в 1887 году, 137 лет назад, Эмиль Берлинер, изобретатель, инженер – конструктор, запатентовал устройство под названием «граммофон», что означало «пишущий звук». Граммофон является видоизменением фонографа, изобретенного в 1877 году Томасом Эдисоном. Изобретение Т. Эдисона по его словам, изменило привычный ход вещей до неузнаваемости. Издавна человек стремился изобрести аппарат, способный воспроизвести звуки, без его непосредственного участия, чтобы слушать пение птиц и звуки природы, журчание воды, наслаждаться музыкой и исполнением песен. Да, конечно, были и музыкальные шкатулки, и табакерки, и часы, и шарманки. Но с изобретением музыкальных аппаратов, звуки, издаваемые этими устройствами, вызывали трепет, волнение, наслаждение, и, конечно же, удивление. Люди могли слушать любимые музыкальные композиции в другом формате, не вживую, а в виде записи. Фонограф стал первым устройством, записывающим и воспроизводящим звук. Он состоял из цилиндрического валика, покрытого оловянной фольгой, и усиливающей акустические волны трубы. К узкой стороне трубы крепилась мембрана с иголкой, прочерчивающей бороздки на валике. Их профиль зависел от воздействующих на мембрану звуковых колебаний. Цилиндр поворачивался при помощи ручки, которая также задавала игле поступательные движения. В марте 1878 года Т. Эдисон продемонстрировал свое детище в стенах Французской академии в Париже. Некоторые присутствующие, услышав голос человека, идущий из глубин трубы, с негодованием восприняли изобретение. А во время обсуждения заключения экспертов, действительный член Парижской Академии наук, президент Национальной медицинской академии, Жан Батист Буйо, заявил: «Разве можно допустить, что презренный металл в состоянии воспроизвести благородный голос человека». Первый фонограф был оценен в 18 долларов. Механизм работы не требовал подключения устройства к электричеству. Звук сохранялся на носителе дорожки, а громкость зависела от ее глубины. Изобретение Эдисона публика назвала «волшебством». С большим успехом он демонстрировался во всех странах мира. Но как часто бывает одно изобретение, усовершенствованное, доработанное, измененное, порождает новое. Идеи французского музыканта и ученого развил и реализовал Эмиль Берлинер, перебравшийся из Германии в США. Полученная фотохимическим способом цинковая пластинка, по которой скользила игла, соединенная с мембраной, издавала чарующие, завораживающие звуки. Такое устройство, под названием «граммофон» изобрел Эмиль Берлинер в 1887 году, что означало «пишу звук». Изобретение Берлинера записывало звук не на валик, как в фонографе, а на пластинку. После этого события Э. Берлинер еще пять лет работал над усовершенствованием самого граммофона и технологией изготовления пластинок. Он заменил фотохимический метод методом травления кислотой цинковой пластинки, покрытой воском с проделанными в ней звуковыми дорожками. От этого увеличилась громкость звучания. Э. Берлинер разработал процесс штамповки эбонитовых пластинок при помощи стальной печатной матрицы, и применил его у себя на производстве. Эмиль Берлинер первым ввел принцип выплаты гонораров, записывающимся на пластинках певцам и музыкантом. Первым таки исполнителем стал Энрике Карузо. Музыкальный аппарат, качественно воспроизводящий звуки, стал мировой сенсацией, получив массовое признание. Дорогие, роскошные аппараты стоили от 80 до 100 рублей. Выпускались для состоятельных людей, и они становились частью интерьеров в гостиных и залах, в покоях господ. Тумбы часто изготавливались из дорогих пород – красного дерева, украшались инкрустацией, серебряными накладками. Массовый выпуск недорогих моделей граммофонов, которые в среднем стоили 15-20рублей, учитывал интересы многочисленных поклонников музыки. Э. Берлинера можно считать и создателем музыкальной индустрии. Ведь с производством граммофонов, а позже, виктрол и патефонов, начался выпуск грампластинок. Теперь, музыкальные композиции, арии из опер, голоса любимых исполнителей, можно было услышать во время проигрывания пластинки. Но не сразу был найден тот подходящий материал для производства грампластинки. Из чего их только не пытались сделать? В ход шли целлулоид, каучук, воск, металл, и даже шоколад. В конце 90-х годов XIX века. Пластинки для граммофонов и патефонов стали делать из сплава шеллака, шпата и сажи. Schell, так это слово звучит на английском языке, и означает «скорлупа». Основным материалом для пластинок служила скорлупа маленького жучка – лакового червя, обитающего в Индии. Производство грампластинок из такого материала оказалось трудоемким и дорогим. Поскольку для изготовления одной пластинки расходовалась скорлупа 4-х тысяч насекомых. Только в 40-х годах ХХ века, с изобретением пластмассы, началось массовое промышленное производство пластинок для граммофонов и патефонов. В фондах нашего музея, в коллекции «Мебель» хранится два очень интересных музейных экспоната, датируемых началом ХХ столетия, американского и французского происхождения. Оба музыкальных аппарата, граммофон и виктрола, а это разновидность первого, были приобретены у коллекционера города Новочеркасска, Ковалева Сергея Николаевича, осенью 1984 года. Являясь, частью интерьеров в свое время, они прочно заняли свои места в музейных экспозициях. К удивительным музыкальным аппаратам без сомнения можно отнести виктролу, которая в настоящее время представлена в центральном зале второго этажа дворца атаманов Ефремовых. Это стационарный вариант одновременно и фонографа и граммофона. В корпус было встроено проигрывающее устройство и усилитель звука. Мощности рупора хватало на большой зал – гостиную. Громкость регулировалась открыванием дверок, расположенных на лицевой стороне корпуса. У виктролы и патефона не было выносной трубы. Но у виктролы помимо проигрывающего устройства и усилителя звука, которого выполнял сам корпус, в ней были отделения для хранения пластинок. Такой вариант виктролы был разработан осенью 1906 года. Внешне виктрола выглядела как предмет мебели. Идея была запатентована, и музыкальный аппарат получил название «виктрола». Название получила от имени Виктора Осье, который владел фирмой «Victor Talking Machine Company» вместе с Э. Берлинером. В. Осье даже заключил соглашения с мебельными фабриками, которые изготавливали корпуса под разные стили интерьера. Американская фирма «Victor Talking Machine Company», выпускавшая виктролы и патефоны на протяжении первой половины ХХ столетия оставалась ведущим производителем в музыкальной сфере. Ассортимент виктрол был очень широким, начиная от простых небольших настольных моделей, до разнообразных конструкций и размеров, из ценных пород дерева, с богатым декором и отделкой. Цены на бюджетные варианты составляли 15 – 35 долларов, 100-250 для среднего класса. Цена за премиум класс была в пределах 600 долларов. В России цены доходили до 1000 рублей. Каждая продукция имеет свой товарный знак. Товарный знак виктролы – фокстерьер Ниппер слушает граммофон. История появления именно такого изображения, как фирменного знака на музыкальном аппарате, на самом деле оказалась интересной, и даже немного сентиментальной. В центре внимания оказался фокстерьер, изображенный на картине художника Фрэнсиса Барро «Голос его хозяина». Картина была написана в 1893 году. А история такова. Собака, по кличке Ниппер, жила у брата художника, Ф. Барро, Марко, который часто слушал на фонографе запись своего собственного голоса. В 1887 году хозяин животного умер, и фонограф, и собаку забрал Фрэнсис, младший брат. Он обратил внимание на то, Ниппер, дни и ночи сидит у трубы и ждет, когда же оттуда зазвучит голос покойного хозяина. Когда Фрэнсис, включал аппарат, чтобы услышать голос старшего брата, пес, заглядывая в трубу, с удивлением слушал знакомую речь. Потрясенный и удивленный таким наблюдением, художник написал картину – «Собака, смотрящая и слушающая фонограф». Свою работу Ф. Барро предлагал звукозаписывающим компаниям, но ему везде отказывали, говоря, что собаки не могут слушать фонограф. Тогда он изменил название на «Голос его хозяина» и предложил картинку владельцу только что созданной фирмы по производству граммофонов «Viktor», предназначенных для проигрывания пластинок, выпускаемых компанией Эмиля Берлинера. Вот так и стал пес Ниппер, сидящий у современной модели фонографа и слушающий пластинку, логотипом на всех выпускаемых проигрывателях и грампластинках компании «Victor Talking Machine Company», а его изображение всемирно известным. Вместе с названием фирмы – производителя, на товарном знаке неизменно присутствовала строка, ставшая, афоризмом: «His masters voice», в переводе с английского означающая – «Голос его хозяина». Не менее интересным является и второй музейный экспонат начала ХХ столетия из фондовой музейной коллекции – граммофон, на внутренней поверхности крышки которого, можно увидеть название фирмы – производителя - «Патефон № 5 акц. Об-ва. Бр. Пате» и изображение земного шара. Фирма 4-х братьев (Шарль, Жак, Теофиль и Эмиль) Патэ была учреждена в 1896 году для продажи фонографов и кинопроекторов. В начале ХХ века в России открываются их первые представительства в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону. Они занимаются продажей фонографов. В 1907 году французская фирма запатентовала новый музыкальный аппарат, разновидность граммофона – патефон. Продажа «патэфонов» в России этой фирмы началась с 1907 года. Компания братьев Пате начинает выпуск портативных патефонов, с рупором, размещенным внутри корпуса. Патефоны собирались поточно, из недорогих комплектующих деталей. Патефоны выпускались трех видов: стандартные, уменьшенные и портативные. Прошло время, и к концу 1950-м годам пришло новое поколение музыкальных аппаратов. На смену граммофонам и патефонам, пришли электрофоны, называемые в быту проигрывателями. В Советском Союзе первый электрофон был разработан в 1932 году, но массовое его производство началось лишь в 1953 году. И это стало следующим шагом в развитии современного прогресса музыкальной индустрии. С появлением компьютерных звуконосителей, а уж тем более, с развитием цифровых технологий, из нашей жизни постепенно стали уходить радиоприемники, проигрыватели, магнитофоны, грампластинки. Казалось, мы навсегда распрощались с вещами, создающими уютную обстановку в нашем быту. Но не все оказалось так безнадежным утерянным. Уже в конце 90-х годов прошлого века многие зарубежные фирмы вернулись к производству электронных проигрывателей и грампластинок. Поскольку специалисты пришли к выводу, что цифровая запись имеет ряд недостатков, в частности, не позволяет воспроизводить все краски и особенности музыкального звука в полном объеме. Ну а любителям и ценителям музыки, ничто не мешает наслаждаться звучанию старых записей музыкальных композиций, романсов и песен с ретро пластинок 30-60-х годов прошлого столетия. Услышать живой звук, сопровождаемый легким шелестом и тихим потрескиванием.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.