Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 45
Святой апостол от 70-ти и евангелист Марк родом из евреев, жил в Иерусалиме и поначалу назывался Иоанном. Латинское имя Марк, под которым мы и знаем его, получил он позже, когда с апостолом Петром отбыл проповедовать Евангелие в Рим. Считается автором второго канонического Евангелия – от Марка.
Вошёл в близкое общение с апостолом Петром, который даже называл его сыном. По праву называется его учеником. Через своего дядю, апостола от 70-ти Варнаву, познакомился с апостолом Павлом. Через некоторое время Марк становится ближайшим помощником этих двух великих апостолов.
С Павлом и Варнавой святой Марк впервые принял участие в путешествии из Антиохии на Кипр, в качестве ближайшего их помощника, где проповедовал Евангелие. Чуть позже апостол Марк возвращается в Иерусалим к апостолу Петру. И они вдвоём отправляются в Вечный город Рим. Именно там, в Риме, после очередной проповеди, многочисленные верующие во Христа люди и обратились к Марку, чтобы он записал историю Спасителя и оставил им как памятник.
Марк приступил немедленно к написанию своего Евангелия. Тем более, у него рядом находился и участник всех этих событий – его учитель Пётр. Апостол Пётр засвидетельствовал и утвердил истину написанного Марком Евангелия.
Евангелие от Марка было принято всеми церквами без противоречий. После проповедовал по берегам Адриатики и в Египте. Успел прибыть в Рим, где стал свидетелем мученической кончины за Христа обоих своих учителей. Павел, как известно, был усечён мечом, а Пётр распят на кресте.
Позже Марк возвращается в Египет, в Александрию. И проповедует. Но его проповеди совсем не устраивали отцов города. Ещё большую ненависть к нему вызывали чудеса, что он вершил. Чаша переполнилась. Ночью язычники схватили апостола Марка, запутав его верёвками, и поволокли по улицам города. Они кричали: Ведём вола в воловий хлев.
Апостол Марк терпел мучение и благодарил Спасителя. Марка проволокли по дороге, которая была усыпана острыми камнями. И тело его покрылось ранами. А кровь его обильно обагрила весь путь. Таким и бросили Марка в темницу. Ночью, в полночь, явился Ангел Господень и укрепил его на подвиг мученичества. А позже и Сам Спаситель явился ему. На следующее утро толпа язычников выволокла апостола Марка из темницы и опять потащила его по улицам города. И не вынес он таких мучений, и вскоре скончался.
А язычникам и этого было мало. Они захотели ещё и сжечь тело апостола. Но не тут-то было: сверху раздались раскаты грома. Случилось землетрясение. Дождь и град, которые и разогнали беснующихся людей. А приверженцы христиан забрали тело мученика и положили в Александрийской церкви. В 9-ом веке мощи святого Марка были перевезены в Венецию и положены в соборе Святого Марка. Где они и почивают по настоящее время.
(Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва: «Ковчег», 2010. Память 25 апреля, житие 370).
Вот как рекомендуется изображать евангелиста Марка*:
Святой апостол и евангелист Марк. Первый епископ Александрийский. Типом еврей, с небольшой кругловатой, с проседью, курчеватой бородой. С короткими волосами, в фелони и омофоре. В руках держит Евангелие с начальными словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия».
Символом святого Марка является крылатый лев. В откровениях Иоанна Богослова имеется упоминание всех четырёх символов Евангелистов. Конечно, по-разному трактуют этот символ святого Марка. Там и царственная природа, и величие Спасителя, и Царь вселенной, и повелитель всякой твари, и символ мощи, силы... и в последнюю очередь говорится о том, что с незапамятных времён лев изображался на венецианском гербе. Венеция... Там, где упокоился Евангелист святой апостол Марк.
Европейские художники над образом Марка потрудились основательно. Голландские художники - в первую очередь, конечно, известный у нас в стране Франс Хальс, благодаря нашему кинематографу, - с полотном «Евангелист Марк» 1625 года и Иоахим Эйтевал с произведением «Евангелист Марк» 1615 года.
Русские художники не отставали от европейских. «Евангелист Марк» Л.М. Боровиковского, 1820 года. Или, например, А.Г. Варнек «Евангелист Марк», 1836 года.
*Фартусов Виктор Дормидонтович «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев». – М., Синодальная типография. 1910, стр. 129.
Изображения находятся:
Рязанская область, Тума. Церковь Троицы Живоначальной (1823-1851 гг.). Храмовые росписи 1910 года.
Калужская область, Красное. Церковь Михаила Архангела (1905-1910 гг.). Современная храмовая живопись.
Московская область, Новый Милет. Церковь Николая Чудотворца (1902-1904 гг.). Современная храмовая живопись.
Московская область, Семёновское (Бородинского с/о). Спасо-Бородинский монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери (1851-1859 гг.).
Московская область, Лосино-Петровский. Церковь Николая Чудотворца (1820-1822 гг.). Храмовые росписи конца 19-го века.
Фото автора
Корректура М. Зуйкова
Русавкино, сентябрь 2024 г.
Свидетельство о публикации №224100100557