Владимир Жаботинский. Глава 3. Урок национальной г

 В 1907 году Владимир Жаботинский женился в Одессе на Ханне Гальпериной. Ханна была на пять лет моложе. Познакомились они, когда девочке было всего десять лет. Ещё через пять лет Владимир сделал Ханне предложение. Но короткая свадебная церемония состоялась только через семь лет. Молодожёны приняли решение временно расстаться, так как Ханна хотела продолжать обучение. Она уехала во Францию изучать агрономию, Владимир уехал в Вену. Дни и ночи он проводил в библиотеках, изучая книги по национальному вопросу. Выучил чешский и хорватский язык. Из каждой книги делал выписки на иврите. Он в совершенстве владел итальянским, английским, немецким и французским.
  В 1910 году, когда жена Владимира окончила обучение,  у них родился сын Эри Жаботинский.
  в 1918 году Владимир посвятил своей жене стихи "Мадригал":
«Стихи – другим, – вы мне сказали раз,
– А для меня и вдохновенье немо?»
Но, может быть, вся жизнь моя – поэма,
И каждый лист в ней говорит о вас.
Когда-нибудь – за миг до той зари,
Когда Господь пришлет за мной коляску,
И я на лбу почую Божью ласку
И зов в ушах: «Я жду тебя, умри»,
Я допишу за час до переправы
поэмы той последние октавы.
в ней будет много глав.
Иной главы
Вам мрачными покажутся страницы:
Глухая ночь, без звезд – одни зарницы…
Но каждая зарница – это вы.
И будет там страница – вся в сирени,
Вся в трепете предутренней травы,
В игре лучей с росой: но свет и тени,
И каждая росинка – это вы.
И будет там вся быль моих скитаний,
Все родины, все десять языков,
Шуршание знамён и женских тканей,
Блеск эполет и грязь тюремной рвани,
Народный блеск и гомон кабаков.
Мой псевдоним и жизнь моя – «Качели»…
Но не забудь: куда б ни залетели,
Качелям путь – вокруг одной черты,
И ось моих мечтаний – вечно ты.
Да, много струн моя сменила скрипка.
Играл на ней то звонко я, то хрипко
– И гимн, и джаз; играл у алтарей,
И по дворам, и просто так, без толку…
Но струны все мне свил Господь из шёлку
Твоих русалочьих кудрей.
Владимир-Зеев Жаботинский

 Они были в браке 33 года, до смерти Жаботинского. Жена и сын ездили за ним то в Палестину, то во Францию, то в Англию. Но настоящей семейной жизни у них никогда не было,т.к. Жаботинский посвятил свою жизнь идее создания еврейского государства. Сын Жаботинского  потом продолжил дело отца. Он застал создание государства Израиль и был депутатом первого Кнессета.
 
  В 1911 году в России было сфабриковано знаменитое «дело Бейлиса». Евреев обвиняли в ритуальных убийствах, якобы они  добавляют в мацу кровь христианских младенцев. Тогда Жаботинский написал гневный памфлет «Вместо апологии», в котором заявил: «Нам не в чем извиняться. Мы народ, как все народы, не имеем никакого притязания быть лучше. В качестве одного из первых условий равноправия требуем признать за нами право  иметь своих мерзавцев, точно также, как их имеют другие народы.

 Да, есть у нас и провокаторы, и торговцы живым товаром, и уклоняющиеся от воинской повинности, есть, и даже странно, что их так мало при нынешних условиях. У других народов тоже много этого добра – и, однако, ничего, соседи живут и не стесняются. Нравимся мы или не нравимся, это нам, в конце концов, совершенно безразлично. Ритуального убийства у нас нет и никогда не было. Какое нам дело, с какой стати нам стесняться?

 Краснеют разве наши соседи за то, что христиане в Кишинёве вбивали гвозди в глаза еврейским младенцам? Нисколько: ходят, подняв голову, смотрят всем прямо в лицо, и совершенно правы, ибо так и надо, ибо особа народа царственна, не подлежит ответственности и не обязана оправдываться. Даже тогда, когда есть в чем оправдываться. С какой же радости лезть на скамью подсудимых нам, которые давным-давно слышали всю эту клевету, когда нынешних культурных народов ещё не было на свете, и знаем цену ей, себе и им? Никому мы не обязаны отчётом, ни перед кем не держим экзамена, и никто не дорос звать нас к ответу. Раньше их мы пришли и позже уйдём.   Мы такие, как есть, для себя хороши, иными не будем и быть не хотим».
 
  В том же 1911 году Жаботинский создал в Одессе Издательство Тургман (Переводчик), где  печатались переводы  на иврит классиков мировой литературы. Там же были изданы его брошюры «Сионизм и Палестина», «Еврейское воспитание» и другие. В этих брошюрах и статьях Владимир Жаботинский обращал внимание на необходимость опоры народа в борьбе за  свою свободу и независимость прежде всего на собственные силы, без иллюзий , самообманов и самоутешений.


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Рита!
Очень интересные слова сказал Жаботинский - признать за нами право иметь своих мерзавцев. Неожиданно, заставило задуматься. А ведь как точно!
Спасибо, что знакомите с интересной личностью. К своему стыду, ничего о нём не знала.
С теплом,

Лора Зелдович   14.10.2024 19:31     Заявить о нарушении
Очень рада, что Вам, Лора, интересно! Большое спасибо за отзыв! Вполне понятно, почему мы все ничего не знали об этом замечательном человеке, без которого не было бы Израиля - в СССР слово "Сионизм" было под запретом, а Жаботинский был теоретиком сионизма.
С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   15.10.2024 07:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.