Усть-Кут будущего. Каким его хотят видеть жители?
Если кто забыл, то почти два с половиной года назад, мы запустили урбанистический проект по Усть-Куту, взяв на себя инициативу, которую игнорируют местные власти. Вот преамбула проекта, а под статьей есть ссылки на ранние публикации:
«…В продолжение проекта по фиксации проблемных точек нашего города и публичного обсуждения путей их устранения, начинаем серию публикаций посвященных этой тематике. Предложения будут основываться на мнениях специалистов и простых горожан, которые высказали свое видение того, как они хотели бы жить в ближайшем будущем. Для удобства восприятия мы разделим обсуждение на общие для всего города проблемы, а так-же зафиксируем локальные урбанистические неудобства порайонно. Все, что хотят жители, мы будем аккумулировать и публиковать. Потом общую после обсуждения версию, направим на рассмотрение властям не только местным, но и в область и федерацию. Пусть наши депутаты, донесут до центральных властей то, как люди хотят жить на местах. Надеемся, что это заставит их тратить государственный бюджет в интересах собственного народа, а не поддержку диктаторских режимов Сирии, Северной Кореи и африканских людоедских изгоев. К тому-же это позволит осознать ту глубину нерешенности проблем в городе, которая скопилась за многие десятилетия неэффективного управления и фактического застоя градостроительства…»
Мы даже не думали, что проект так заинтересует горожан и они активно станут учавствовать в нем, присылая в редакцию свои замечания и наблюдения. Люди выявляли проблемные точки в градостроительстве и даже предлагали пути их решения, исходя из своей компетенции. Было много пожеланий о благоустройстве в близлежащей локации авторов, но были и заявки на глобальные перспективные решения, которые будут иметь последствия на многие десятки лет вперед. Конечно, пик коммуникации с населением пришелся на конец 2020 года и начало 2021, но некоторые особо вовлеченные в процесс горожане, пишут нам до сих пор и мы с ними обсуждаем их предложения.
Итоговая публикация проекта планировалась на лето 2021 года, но события в политике страны изменили ход событий. Сначала весной 2021 года арестовали и поместили по арест нашего директора, Алексея Тупицина, который объявлял голодовку на весь срок заключения. Потом весь год против нашего портала и некоммерческой организации «Центр Гражданского Содействия» , проводились репрессии силовиков, окончившиеся сначала арестами и обысками, а потом и отъездом из страны Алексей Анатольевича. Естественно, все проекты на время приостановились и как многие смогли заметить, впервые за 8 лет, не проводились конкурсы сочинений среди выпускников городских школ «Кем я буду через 20 лет?» и человек года города Усть-Кута 2022.
Тем не менее, ситуацию удалось выравнять и стабилизировать даже дистанционно. Благодаря нашему огромному фан-клубу в Усть-Куте, мы продолжаем работать в интересах жителей города и страны. В приведенном ниже обобщенном обзоре собранных пожеланий горожан, намеренно нет привязки к действующему на сегодня в России законодательству. Сделано это исходя из того, что при существующей вертикали в стране, такие изменения в Усть-Куте невозможны в принципе. Мы уже делали анализ того, что страна выкачала из Усть-Кутского района в период с 2000 по 2020 годы и сколько вернула назад в виде городского благоустройства и обновления инфраструктуры. Результат очень не утешительный и если кто захочет освежить память, то может прочитать с VPN нашу статью об этом:
«…Если все обобщить, то получится, что за 20 лет в Усть-Кутском районе, различными промышленными структурами заработано почти 4 триллиона рублей (3987). Если учесть, что средняя доля налогооблажения у нас в стране составляет 37.8%, то получается, что страна, поимела за это время с нашей земли 1 триллион 512 миллиардов рублей в виде налогов и сборов. Чистая прибыль предприятий за 20 лет составила примерно 1.4 триллиона рублей…»
«…Правда для города это уже ничего не изменит, так как в период с 2000 по 2020 годы, в нем ничего не построено за счет бюджета, если не считать новых бараков без балконов для переселенцев. Мост через Куту не построен до сих пор и неизвестно когда построиться, школа в Мостоотряде уже попала в ТОП на канале ТНТ и ей предложили пугать врагов вместо ракет, автобус на Карабах (микрорайон Железнодорожник) не запускают из-за отсутствия дороги, которую тоже не могут построить уже 20 лет. Как были микрорайоны 18 и ОЛП лагерными территориями до 1956 года, так они ими и остались в 2021 году, только без заборов….»
Сальдо в виде минус 4 триллиона рублей и плюс в виде 280 миллионов рублей за 20 лет, это 0,07% возврата в Усть-Кут от выкачанных денег. Это даже не колониальная система, а откровенный грабеж территории врагами. Вывозить все что можно, не давая ничего взамен. Именно этот принцип главный для федерального центра. На самом деле для жителей города, комфортное проживание видится совсем в другом свете.
Люди хотят жить на своей земле, имея возможности для самореализации и делать это хотят в безопасной и удобной среде, которая в Усть-Куте не существует от слова совсем. Для этого не нужно небоскрёбов столичных сити на Карабахе и космодромов в Туруке. Все потребности горожан базовые и относятся к комфортной среде для любого города. Их не так много, и они реалистичны и выполнимы и универсальны для любого населенного пункта, в любой точке мира. Это транспортная доступность, комфортная коммунальная сфера, безопасная среда и возможность самореализации. Еще стоит сюда добавить доступность медицинской помощи и качественного образования. По всем параметрам сейчас Усть-Кут находится внизу каждого пункта базовых потребностей человека.
На сегодня даже благоприятные экономические условия, в виде строительного бума и транспортного хаба, практически не дают горожанам преимуществ, а наоборот, создают проблемы. Многолетнее отсутствие строительства жилья взвинтило до небес цены на аренду квартир во время строительного бума. Теперь устькутяне не работающие на нефтянку, вообще не имеют возможности снять доступное по цене жилье в центральных районах города. Невнимание властей города к транспортной проблеме, мало того, что убивает городскую дорожную сеть, так еще и создает неудобства и регулярные пробки в час пик по всему Усть-Куту.
Мы не будем в этом материале сильно подробно расписывать все детали предложений помикрорайонно, они есть по ссылкам под статьей. Плюс, все предложения систематизированы и классифицированы по профилю и проблемам порайонно. Когда придет время, мы их передадим ответственным властям для анализа и более подробной детализации. Надеемся, что они послужат основой для нового генерального плана города.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА
Большинство горожан, с некоторыми оговорками, устраивают дошкольные и средние образовательные учреждения Усть-Кута. Естественно, кроме школы в Мостоотряде, но и там сейчас есть положительные подвижки. Единственное, наверное, общее пожелание для всех городских школ — сделать более качественными уличные спортивные корты и площадки возле учебных заведений. Можно же там установить спортивные снаряды, как в парке на Лене, чтобы во вне учебное время, жители микрорайонов и дети, могли там заниматься активными видами спорта.
Кроме этого, горожане во многих районах хотели бы иметь не только спортивные секции, но и общественные площадки, на которых могли бы заниматься в свободное от работы время своим хобби и общаться друг с другом. Что-то типа закрытых ранее Домов Культуры для местных жителей предлагают открыть в микрорайоне Кирзавод, 18, Закута, Холбос и Заречная.
На острове Домашнем предлагают сделать городской парк с хорошими дорожками, автостоянкой, лавочками и фонарями. Можно сделать там крытую сцену под концерт. Зимой там можно в дополнение к лыжной базе, делать лыжню с горками и даже заливать большой каток с прокатом лыж и коньков. СОЦу это точно по силам и будет хорошим развитием спортивной и культурной жизни города. То, что иногда остров попадает под затопление, решается усиленными конструкциями. В конце концов у нас часть города попадает под паводок ежегодно, но тем не менее, люди там живут и не видят в этом особых проблем.
Что касается среднего специального и профессионального образования и дополнительного, то здесь нужно кардинально менять профиль всех наших учебных заведений. Бывшие ПТУ, ставшие колледжами и неожиданно техникумами, по сути не изменились, и остались прежними учебными заведениями для неблагополучной молодежи. Профессии в них изначально мало востребованы и маргинальны. Кому сегодня нужны швеи или повара с минимальным опытом? Ребят по сути готовят для невостребованных профессий и вместо того, чтобы за это время освоить полезную и актуальную специальность, им прерывают жизненный старт, обучая карго-культу.
Почему не готовить специалистов в для лесной и нефтяной отрасли? Нужны же операторы сложных машин и оборудования, мастеров по ремонту современных автомобилей, а так же специалистов в обслуживании компьютерных систем. Почему нельзя ввести эти специальности, вместо нафиг никому не нужных швей? Ведь получив востребованное стартовое образование, дети получат возможность хорошо зарабатывать и кто хочет, сможет обучаться и дальше, имея финансовый резерв для развития.
Некогда гордость нашего района, Речное училище, застряло во времени и до сих пор выпускает специалистов для флота в количествах, явно ему не нужных. Перспективы развития коммерческого судоходства по реке Лена в ближайшей перспективе печальны. Преподавательский состав училища, явно устарел и вместо современных методов обучения, там до сих пор присутствует армейская муштра, как в тоталитарной секте. Зачем молодым людям сегодня, квазивоенные отношения с преподавателями? Заведение планирует выпускать востребованных специалистов, или безинициативных армейских дуболомов, способных только подчиняться командам? Кроме этого преподавательский состав училища вообще не занимается научной работой и на сегодня в коллективе нет преподавателей с научными степенями. Почему нельзя ввести в программу обучения курсы английского и китайского языков? Это же точно будет пользоваться спросом и повысит уровень образования.
Тем не менее, возможность получить высшее образование в городе — это один из важных признаков комфортного проживания на территории. Естественно, вуз уровня Кембриджа или даже МГИМО в Усть-Куте не сможет функционировать, но в современном мире есть возможность для дистанционного получения хорошего образования и его тоже нужно использовать.
Еще в городе должны быть центры для получения новых специальностей уже взрослых людей, по каким-либо причинам решивших получить дополнительную квалификацию или профессию. Это тоже можно развивать на базе уже существующих учебных заведений при содействии Центра Занятости. Самореализация для человека — один из самых важных факторов в жизни и властям нужно всячески способствовать этому.
ДОРОГИ И ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМА
По сути, сегодня в Усть-Куте только одна дорога, которая совсем не отвечает современным требованиям и реалиям. Она уже сегодня должна быть от виадука на Мельничном до Восточного района четырехполосная, так как возросший трафик предполагает большую пропускную способность. Кроме этого, должны быть несколько хороших, асфальтированных возможностей выезда на объездную дорогу в районах Холбоса, 405 городка, Карабаха и МУАДа. Плюс, на переезде в Старом Усть-Куте должен быть построен виадук с возможностью проезда над железной дорогой, в районе Холбоса должен быть построен пешеходный виадук от остановки до церкви.
Также необходима транспортная развязка в районе автомобильного моста в Речниках. Там выезд должен быть напрямую с моста, через жилой массив в район больницы на объездную дорогу. Если этого не сделать, то после строительства и заселения нового микрорайона в РЭБе, выезд из него будет заблокирован пробками ежедневно.
Проблему с пробками большегрузов в центральной части города можно решить поменяв въезд в Восточный район порта на проезд со стороны ЯГУ. Съезд с объездной в районе МУАДа через ЯГУ, разгрузит улицу Некрасова и дорогу в аэропорт, тем более технические возможности для этого есть уже сегодня.
По тому, как ловко сегодня строят мост через Куту на острове Домашний, можно еще один такой мост построить в поселок Зыряновку, и это откроет возможность для заселения правого берега Лены в городской черте. Если соединить это с хорошей дорогой в РЭБ, то часть трафика оттуда уйдет в Старый Усть-Кут.
По идее, рядом с существующим железнодорожным мостом в Мостоотряде, можно построить и автомобильный мост. Тем более мы видели как железнодорожники за короткий период возвели по сути второй мост для второй ветки. Это разгрузит город для транспорта в часы пик при трафике на завод полимеров и ТСЛК.
Кроме этого, вдоль объездной дороги, со стороны леса, можно будет строить автозаправочные станции и площадки для отстоя грузовиков, чтобы они не заезжали в город.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И БИЗНЕС
На сегодня в Усть-Куте по факту нет свободных земель для производственной деятельности. Да и жилая застройка ведается в местах, не сильно пригодных для проживания из-за отсутствия элементарной инфраструктуры. Тем не менее, земли под промышленную застройку есть, правда находятся они вне городской черты за объездной дорогой. Там федеральное правительство вообще ничего не разрешает строить, кроме своих ставленников конечно. Когда это изменится, для производств можно будет выделять земельные участки по обе стороны аэропортовский дороги. Там есть хорошие подъездные пути и возможность подключения электроснабжения.
Кроме этого, под коммерческую застройку могут быть использованы площади Западного и Центрального районов, когда-то отжатых у города московскими барыгами. На Центральном районе никто даже и не собирался строить фанерный завод, так как изначально трафик поставки сырья не предполагал возможность его завоза в ЦГР по объемам. Вся схема была настроена именно на отжатии площадей порта, льготного получения лесосырьевой базы и последующую их перепродажу третьим лицам, что по факту и произошло. Сегодня новые хозяева Островского ЛДК оставили только название, а сами занимаются обыкновенной перевалкой грузов, чем в принципе раньше и занимался порт.
На этих огромных площадях можно будет расположить удобные и доступные развлекательные центры и гостиницы, банковский сектор и вообще сделать там бизнес-сити с удобной парковкой и торговыми центрами. То же самое сделать и на территории Западного района, убрав оттуда чермет и прочие невостребованные сегменты.
Юридических оснований после глобальных изменений будет предостаточно, тем более сегодняшние бенефициары режима и их коммерческие структуры будут люстрированы и частично национализированы. Местные власти в это период смогут воспользоваться ситуацией и вернуть контроль над своим бывшим имуществом.
Что касается лесной отрасли, то можно констатировать печальный факт того, что местные жители практически полностью исключены из этого бизнеса. Пара-тройка местных бизнесменов средней руки, сумевших выжить в этот неблагоприятный период всеобщей централизации, не репрезентативный показатель. Участие местных жителей в лесном бизнесе района ограничивается наемным трудом на московские структуры, у которых полый контроль практически над всем лесом региона.
Естественно, что с первыми реформами все изменится. Самая реальная модель, которую будут применять для лесопользования в стране, это финско-шведская. Когда местным жителям дают возможность взять в собственность под родовые лесные угодья, до 20 гектаров. Люди потом поколениями занимаются этим лесом, ухаживают за ним, осуществляют санитарные и коммерческие рубки, строят там жилые дома для семьи и охотятся. Государство только контролирует законодательно правила лесопользования, а все остальное как и прибыль от лесных угодий, лежит на людях. По всей Финляндии и Швеции в лесах, есть куча благоустроенных домиков в самых живописных местах, где люди поколениями выращивают и продают лес и живут на этом. Некоторые леса Скандинавии уже напоминают искусственный лес, так как высажены после рубок в аккуратном и ровном порядке с одинаковым расстоянием друг от друга. Опыт этих стран показал, что такой способ лесопользования самый эффективный для граждан и позволяет им жить достойно в самых неблагоприятных условиях. Это все при том, что леса в Скандинавии ненамного больше, чем в Иркутской области. Если фины и шведы могут так жить, почему нельзя нам? Для устькутян такой вариант был бы хорошим подспорьем.
Что касается нефтяного и газового сектора, то справедливее было бы применить американскую модель жизни на Аляске. Там местные жители каждый год получают часть прибыли от отрасли на свои личные счета. Суммы не сильно большие и в зависимости от года, достигают нескольких тысяч долларов на каждого жителя, постоянно проживающего на территории в течение года. Сегодня всю прибыль от нефти и газа у нас забирают неизвестно куда, и практически ничего не оставляют взамен и так точно не должно быть. Все механизмы для исправления ситуации имеются и при возможности их не трудно будет применить.
ЖИЛОЙ СЕКТОР И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Проблема со строительством жилья в Усть-Куте является одной из самых острых. Федеральные власти сделали все, чтобы максимально усложнить эту тему и сделать невозможной процедуру получения земельного участка под строительство частного дома. Вся земля за объездной дорогой и в пойме рек за городом, находится либо в ведении лесного фонда, либо это земли сельхозназаначений. Получить там участок вообще нереально сегодня. Тем не менее, возможности индивидуальной застройки в районе Курорта на полях и на Карповом поле, а также в Закуте с другой стороны дороги, не использованы от слова совсем. Вся часть прибрежной полосы от РЭБа до Зыряновки, при наличии хорошей дороги и возможности выезда на остров Домашний, будет востребована горожанами. Кроме этого, поле под жилую застройку в районе ЯГУ может быть увеличено на пологий лесной массив, вплоть до объездной дороги.
Огромные сельскохозяйственный угодья в Верхнем подрайоне будут отданы людям под бизнес и ведение хозяйства. Сегодня они простаивают и зарастают лесом, и их все равно никому не дают. Чем больше жителей смогут взять в собственность по несколько гектар береговых земель под сельское хозяйство, тем дешевле и качественнее будут у нас продукты в продаже. Кроме этого, люди смогут кормить себя и семьи с этого бизнеса и от этого выиграют все. Земля не будет пустовать, люди будут работать и зарабатывать на этом.
Жители района должны иметь возможность пользоваться благами той земли, на которой они живут. Иначе зачем вообще тут жить, если всеми богатствами территории, пользуются исключительно московские толстосумы? Ведь уже дошло до того, что даже на рыбалку нужно лицензию брать. При этом безлицензионная ловля нескольких рыбешек на уху сегодняшними властями расценивается как правонарушение.
ЭПИЛОГ
Естественно, что обобщенный обзор пожеланий и предложений горожан, по обустройству города, не полный и не рассчитан на сегодняшнюю власть. Нас сегодня по сути, вообще отстранили от пользования всеми ресурсами, которые есть на нашей территории. Будем надеяться, что скоро все изменится.
Некоторые, особо радикальные предложения, как, например, строительство трамвайных путей от Кирзавода до Мостоотряда, мы не включили пока в повестку из-за технической сложности их воплощения. Хотя на будущее и это вполне возможно. Все, кто были в парижском метро знают, что там часть маршрутов проходят над землей, над дорогами. Почему не быть такому у нас? Впрочем, эта уже техническая сторона решения проблемы.
К сожалению, у сегодняшний местных властей нет никаких перспективных наработок по созданию комфортной среды для горожан. Планы по ливневой канализации в центре появились только тогда, когда город по факту утонул летом прошлого года. Что делать с септиками на Щорса и Холбосе, пока не знает никто. Как никто не знает, что делать с бродячими собаками в городе и наркозакладчиками. Этим просто никто не занимается и именно это и есть показатель безответственного отношения к себе и окружающей среде городскими властями.
Чтобы это изменить, нужно полностью сменить всю модель управления на местах, до минимума исключив в нем коррупцию. Подотчетность и ориентированность на избирателей, а также заинтересованность властей всех уровней в удовлетворении базовых потребностей гражданина и человека — есть гарантия стабильного и процветающего общества.
Надеемся, что наши с вами общие пожелания, собранные и систематизированные, начнутся понемногу воплощаться в жизнь в самое ближайшее время. Это ведь первая глобальная попытка узнать что хотят люди в Усть-Куте. Уверены, что не последняя.
Свидетельство о публикации №224100100906