Пророчества о мессии в ветхом и новом заветах

     Согласно христианской традиции, пророки Еврейской Библии неоднократно предсказывали, что совершит Мессия, каким он будет, с какими событиями связан его приход, а Иисус исполнил все эти пророчества.
Было предсказано, что  Мессия  родится от непорочной девы (с точки зрения христиан, это и произошло с Иисусом), что появится на свет в Вифлееме (как Иисус), что будет великим целителем (Иисус был им), что въедет в Иерусалим верхом на осле (как сделал Иисус), что собственный народ отвергнет его (как Иисуса), что он будет казнен и умрет в страшных муках (как Иисус) и что он воскреснет из мертвых (как Иисус).
   Поскольку Иисус исполнил все эти предсказания ветхозаветных пророков, очевидно, что Он, как считают христиане, является Мессией.
Однако подавляющее большинство иудеев  отрицало, что Иисус и есть тот, пришествие которого предсказывали пророки, и как доказательство приводили примеры из тех же пророчеств, которые интерпретировались ими совершенно  иначе,  чем  последователями Христа.

   Согласно традициям древнего Израиля, Бог обещал царю Давиду, что на престоле Израиля во веки веков будут восседать его потомки (2 Цар 7:14–16). Но из-за превратностей истории это обещание не сбылось. Народ , которым потомки Давида правили более четырехсот лет, в 586 году до н. э. был уничтожен вавилонянами. С тех пор на престоле уже не восседали потомки Давида. Но ведь Бог обещал, что они будут править всегда.
   Некоторые иудеи считали, что Бог сдержит слово и поставит помазанного царя над Израилем, когда закончит наказывать свой народ за непослушание. Мессия, новый помазанник, великий царь и воин, подобный Давиду, одержит победу над врагами Израиля и снова сделает его независимым государством. Эта надежда угасала и вновь вспыхивала со временем, преемниками вавилонян стали персы, затем греки, египтяне, сирийцы, а после них — римляне: все они правили землей Израиля, и ни один потомок Давида не взошел на престол до появления Иисуса.Однако ждущие Мессию верили, что Бог исполнит свое обещание, содержащееся в таких мессианских отрывках, как Пс 2:1–9: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
Но  Как понимать эти слова: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя"?

              ПСАЛОМ 2: "Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя»
               
     Во времена Иисуса многие иудеи,ждущие Мессию, верили, что Бог исполнит свое обещание, содержащееся в таких мессианских отрывках, как Пс 2:1–9:

"Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его [буквально «Мессии»]. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется,  Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем, и яростию Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;  Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

    Как следует  из Евангелия-ия от Луки,  Иисус  был  Сыном Божьим  ещё до рождения ( в момент зачатия). Но в книге "Деяния"   приводится другая версия, которая вероятно,  отражает  до-евангельскую  (или "до-литературную" ) традицию.
" И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: „Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя“. (Деяния 13:32-34)
Павел  говорит, что Бог дал обетование предкам евреев и теперь это обетование  исполнилось для их потомков через воскресение Иисуса. Для подтверждения  своих слов он цитирует Псалом 2:7 :"Ты Сын Мой; Я НЫНЕ родил Тебя“.
В  Библии этот стих  изначально трактовался как ссылка на день коронации  царя, когда его помазывали  елеем, что должно было показать особое  расположение к нему Бога.
Павел (точнее, те, у кого он это  "принял") воспринимает стих (Пс 2:7) не как указание на то, что уже  случилось в прошлом с царём  как  сыном Бога, но как пророчество о том,  что должно случиться с "истинным царём"  Иисусом, когда Он станет Сыном  Божьим. Исполнение этого псалма произошло "НЫНЕ", т.е. в день  Воскресения Иисуса. Именно тогда Бог "объявляет" ,что "родил"  Иисуса как Своего Сына.
Таким образом, в этой традиции Иисус был создан  как Сын Божий в момент Его Воскрешения  Богом ; до этого Он был  обычным человеком.
Эта  точка зрения( также в Рим 1:3-4) представляет собой древнейшее  выражение Христианской  веры: Бог вознёс Иисуса до положения Своего Сына,  воскресив  Его из мёртвых.В Деяниях  автор использует более раннюю  традицию, чем отражённую в   Евангелии.

                КАКОГО МЕССИЮ ОЖИДАЛИ  СОВРЕМЕННИКИ ИИСУСА
               

     Иудеи ожидали великого и могущественного царя из рода Давидова, который будет Сыном Божьим, как были потомки Давида (см. 2 Цар 7:14).
Одно из  заявлений об ожидании Мессии, о том ,каким должен быть Мессия ,содержится  в книге псалмов Соломона, написанной за несколько десятилетий до рождения Иисуса.

  « Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим. ..Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и справедливости да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их. Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих… И соберет он народ святой, и возглавит его в справедливости… И возьмет он народы язычников служить ему под игом его, и прославит он Господа в очах всей земли, и очистит он Иерусалим, освятив его, как был он в начале… и сам справедливый царь научен будет Богом о них. И нет неправедности во дни его среди них, ибо все святы, а царь их — помазанник Господень (Псалмы Соломона, 17:23–36).
 Мессию, который будет могущественным царем-воином, ожидали во времена Иисуса многие иудеи.

    Но были и другие представления о Мессии, возлагавшие на будущего избавителя Израиля иные надежды. В апокалиптической традиции, которой придерживались Иисус и Его последователи, было распространено мнение, что будущий Спаситель окажется не просто земным правителем: Он будет высшим судией над миром, посланным Богом, чтобы сокрушить силы зла и показать свое могущество. Этот божественный посланец в текстах назван по-разному, в том числе «Сыном человеческим» (Дан 7:13–14). Следующий иудейский текст датирован приблизительно временем зарождения христианства:
 « И было для них (для праведников) великою радостью, и прославляли, и восхваляли за то, что им было открыто имя того Сына человеческого. И Он сел на престол Своей славы и весь суд был предан Ему, — Сыну человеческому, — и Он допустил прийти и погибнуть с лица земли грешникам и тем, которые соблазнили мир. .. Он  явился и сел на престоле Своей славы: и всякое зло исчезнет и прейдет пред Его лицом (Енох, 11:61–64). 
« ... стремительно напал он на это множество, которое приготовилось сразиться, и сжег всех, так что ничего не видно было из бесчисленного множества, кроме праха, и только был запах от дыма (Четвертая книга Ездры, 13:1-11).

Великий и могущественный царь-воин или еще более могущественный высший судия над всей землей — вот каким некоторые иудеи представляли себе Мессию. Их ожидания объединяло одно: будущий Мессия должен быть величественной фигурой, обладателем подлинной силы и власти, способным сокрушить врагов Бога, продемонстрировать свое могущество и впредь править народом Божьим и другими народами земли железным жезлом.


                ПСАЛОМ  109 : "СКАЗАЛ ГОСПОДЬ ГОСПОДУ МОЕМУ"


     " Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.  В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое*. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной."

    Фраза "Сказал Господь Господу Моему: сядь по правую сторону Мою, доколе Я не положу врагов твоих в подножие ног Твоих"  ,как считают христиане, передает обращение Бога к своему помазаннику, т.е. царю, который также назван "Господом".  Пётр указывает, что эти слова обращены к Иисусу, которого ОН (Бог,  Господь) сделал "Господом". Затем Пётр высказывается о воскресении  Иисуса:
"Итак, твёрдо знай весь дом Израиля, что Господом и Христом (т.е. Мессией") сделал Его Бог.".. (т.е."сделал"  при Воскрешении).
    В синодальном переводе: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня  ( или "сядь по правую сторону Мою"), доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"
Два одинаковых слова ( "Господь - Господу)имеют разные исходные слова.  Значения второго слова: господин, государь,  повелитель,т. е. не Бог.   Первое слово  имеет иной перевод:  Господь, Сущий,т. е. Бог.
Фраза  в прямом переводе с иврита должна звучать так :
 "Слово Господа  к господину моему: сиди справа от Меня, доколе не сделаю врагов твоих подножием ног твоих."

   Во  время земной жизни  последователи Иисуса видели в Нём будущего Мессию,  который станет править как царь в грядущем царстве Бога.
Но когда они пришли к убеждению, что Он был воскрешён из мёртвых (как на то указывает Деян 2:36), они заключили, что тем самым Он  уже был сделан Мессией, что Он уже правил на небесах как Царь,  возвышенный до положения,наравне с Богом, где Он -"Господь".
Т.о. ,когда ученики  уверовали в Его Воскресение из мёртвых, термин "Христос"  обрёл новое значение-"Господь". Человек Иисус стал при Воскресении "Господом Христом".
Итак,Иисус  Христос , как верили ученики, был  обычный человек ( не божество "по  природе"),  во всём подобный другим, но превосходящий их в  праведности,которого Бог "усыновил", избрав   и возвысив до  божественного статуса,  и который получил место рядом с Творцом, а также и всю власть  Бога.Это произошло при (в результате) Его воскрешения из  мёртвых.
    Это была одна из самых ранних форм христианских верований, которую "принял" Павел и которую  проповедовали  первые христиане: Иисус  стал Сыном Божьим при Воскресении (как Мессией , так и как Господом).
Другие верования , такие как:  Иисус как Сын Божий с момента  крещения;  с момента зачатия ; и , наконец, как предвечное божественное  существо, равное Богу ( или сам Бог) , снизошедшее на землю для того, чтобы на время сделаться человеком, -  иудео-христиане, первые ученики и последователи Иисуса не разделяли...
     Если  Иисус-Господь, то,  согласно христианской трактровке (А.П. Лопухиным) фраза Псалма означает: "Один Бог сказал другому Богу: седи одесную. Сидеть "одесную", значит пользоваться не только одинаковым почетом, но и властью"...
    Кто же произносит  эту фразу и  к кому  она обращена ?
Как известно, Давид-автор псалмов,но он сам петь псалмы перед Богом не имел права, для всех работ при Скинии (Храм тогда еще не был построен) Бог предназначил левитов. Псалом писал Давид, но писал для "Начальника Хора" : именно церковному хору адресовал Давид псалмы своего восславления.Левиты не могли петь от первого лица, так как  не к ним было Слово Господа, а к Давиду, поэтому они пели от второго лица, назвав Давида - господином, поскольку Давид как царь и был для  них  - господин,повелитель.
     Таким образом,  не сам Давид, а левит, начальник хора, прославляющий своего господина ( т.е.  Давида-царя, помазанника Божьего)  говорил о Давиде : " Сказал Господь господину Моему" или " Cказал Господь (Бог) царю и господину моему (Давиду)", причем писал это Давид о себе, но от третьего лица, которое его и будет прославлять (т.е. от лица Начальника Хора).
     Но  почему Давид  сидит одесную Бога?
Изначально смысл псалома заключался именно в прославлении  близости  Давида к Господу(Богу) ,потому что он сам был Христом (то есть Божьим Помазанником в классическом еврейском смысле), а  Божий посланник является царем от Бога и пользуется соответствующей честью.

     В Евангелии от Матфея  Иисус цитируя Псалом 109, задает вопрос:
"Чей Сын – Христос (т.е. Мессия) ?  (Мф 22,41-46; Лк 20,41-44)

"Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» Говорят Ему: «Давидов».
Говорит им: «Как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: „Сказал Господь Господу моему: "Воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"“?
 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?»  И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.(Мф 22:41-46)
    Задавая вопрос,  является ли Мессия - Христос  сыном Давида,  Иисус вовсе не имел в виду Себя как Мессию . Он собственно, спрашивает: "Как могут книжники утверждать, что грядущий помазанный Богом Царь - сын царя Давида? И в доказательство Иисус приводит аргумент, цитируя   Пс. 109: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня", где под вторым "Господом" Давид якобы подразумевает Мессию , которого  принято считать "Сыном Давида".  Т.о. получается, что Давид называет Мессией ТОГО, кем иудеями принято считать  будущего потомка ( "сына") Давида. т.е. царь Давид называет  Грядущего Мессию, "сына Давида" ,своим господином. Вот Иисус и задает вопрос, как мог царь Давид обращаться как к господину к Тому, Кто, якобы, был его сыном, «Сыном Давидовым» ?
    Однако,  фактически  в этом мессианском псалме говорится: «Сказал ГОСПОДЬ господину моему: седи одесную Меня» . То есть совершающий церемонию интронизации священник (левит) называет "господином" царя, возводимого на трон. ГОСПОДЬ призывает его быть Его наместником на земле, даруя ему почетное место ближайшего советника. Но во времена Иисуса читалось иначе,  считая, что  не священник, а сам Давид обращается к своему «сыну» ( Мессии)как к "Господину" ("Господу моему») .
     Выходит, что Библия содержит противоречия: с одной стороны, она утверждает, что Мессия – Сын Давида, а с другой стороны, сам Давид называет Мессию своим Господином. В случае противоречий в Писании существовало раввинистическое правило: противоречившие друг другу места относятся к разным ситуациям. Как земной человек Иисус является  потомком  рода Давида, но как  прославленный в результате Воскрешения Богом из мертвых Он будет царствовать как Сын Божий (Рим 1,3-4; Деян 13,33) и как Господь, о Котором говорит Давид (Деян 2,34-36).
Скорее всего,Иисус  желал показать, что люди, опираясь на предания или даже на Писание,  не понимают  истинной сущности Мессии как такового.  Проблема заключалась в том, что титул "Сын Давидов" стали неразрывно связывать с политическими идеями  о победоносном и воинственственном  Мессии, Освободителе Израиля от оккупантов. Иисус  считал, что  титул "сын Давидов", как его понимают все, относя этот титул к Мессии, неуместен .Он говорил, что Он пришел не искать для Себя земного царства, а принести людям Бога, что царство Его "не от мира сего". Возможно, Он  хотел  внушить  мысль   о  "ДРУГОМ" МЕССИИ -Мессии-рабе, слуге Божием.

                "ИСТОРИЗИРОВАННЫЕ ПРОРОЧЕСТВА"

     Ветхий Завет  был священным Писанием ранних христиан, и многие из  них знали его очень хорошо, независимо от того, слышали ли это устно или  умели читать. Таким образом, рассказывая историю об Иисусе, они  использовали для этого Язык Библии.Эта практика привела к тому, что сегодня называют «историзированными  пророчествами», т.е. когда фрагмент текста из книг Пророков   используется в повествовании как основа для создания нового эпизода и  его понимания.
Иногда трудно понять, используется ли "историзированное пророчество" для  комментариев о чем-то, что на самом деле произошло, или старый текст  используется для создания подходящего эпизода.

                ПСАЛОМ 21(22) КАК ИСТОРИЗИРОВАННОЕ ПРОРОЧЕСТВО
В Евангелии от Марка часто цитируется  Псалом 21(22), который, как убеждены многие христиане, говорит о страданиях Христа:
"Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
Боже мой! я вопию днем,- и Ты не внемлешь мне, ночью,- и нет мне успокоения.
Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.
На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
"он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему".
Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой.
Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,
ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами.
Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что; сотворил Господь."

Вступительные слова Псалма являются заключительными словами Иисуса:
"Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?"
История о солдатах, бросающих жребий для одежды Иисуса, повторяет Псалом  21:18: «они меж собой делят одежду мою — кидают жребий, кто рубаху  возьмет».
Две фразы из Псалма 21:7 повторяются, когда Марк говорит, что «Как  увидят — смеются надо мной. Головою качают, глумясь» (21:29, 31).
        В общих рамках христианских предсказани и исполнения Псалом  понимается так, будто в нем содержатся предсказания деталей смерти  Иисуса. В рамках “историзированного пророчества" они рассматриваются как  использование Марком Псалма для интерпретации смерти Иисуса.
«Генерирует» ли Псалом некоторые детали истории, или он используется для комментариев о том, что произошло реально?
       Например, действительно ли Иисус цитировал вступительный стих, когда он  умирал? -Возможно. Действительно ли солдаты разыгрывали одежду Иисуса, или  Псалом создал эту деталь? - Кажется маловероятным. Но смысл в том,что  использование Псалма 21 предполагает интерпретативную структуру Марка.
      Как часть Ветхого Завета Псалом 21 - это молитва об избавлении.  Молитва описывает человека, испытывающего огромные страдания и сильную  общую враждебность.Как страдалец Иов,он  не понимает, почему  страдает, но чувствует себя  брошенным Богом, которому он верен.Хотя он верил в Бога с самого рождения, теперь он презираем, и над ним  издеваются. Он чувствует себя брошенным всеми друзьями и оставленным  Богом. Он чувствует приближение смерти.
14 Словно лев, что над добычей рычит, на меня раскрывают свою пасть!        15  Я как пролитая вода, кости больше не держат друг друга, сердце, как  воск свечи, тает в моей груди. 16 Моя сила что сухой черепок, мой язык к  небу присох. Ты низвел меня в прах могильный. 17 Окружили меня псы,  свора злобная обложила, прокусили мне руки и ноги»

      Действительно,  герой Псалма  чувствует себя  близко к смерти, видя,  как  зеваки начинают делить его имущество: “они смотрят и делают из меня  зрелище; делят одежды мои между собой и об одежде моей бросали жребий". Таков,  общий  смысл этого отрывка в контексте самого Псалма.
Затем  меняется настроение Псалма. Страдания и мучения первой половины  сменяются во второй половине молитвой благодарения за освобождение и  оправдвние. Обе части объединяются, чтобы создать общую картину боли и  избавления праведного страдальца, в конце   защищённого Богом. Частое  использование Марком языка из этого псалма говорит о том, что он  видел  смерть Иисуса таким образом.
О КОМ ПРОРОЧЕСТВОВАЛ ЦАРЬ ДАВИД?
Вся книга Теилим посвящена описанию глубоких переживаний человека в разные периоды — радостные и трагические, падения и триумфа...Каждый может найти, читая псалмы, не менее десятка “точных описаний” каких-то моментов, внутренних и внешних, из собственной жизни.
Каждый, кто читал  историю жизни царя Давида, знает, что несколько раз он попадал в совершенно критические, смертельно опасные ситуации, одна из которых буквально и точно описана в псалме 21.
Строфа из НЗ: "а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или;, Или;! лама; савахфани;? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф27.46 ), взятая из Псалма 21:2,  передает мУки, которые испытывает  Давид  в момент, когда он вынужден продолжать скрываться от своих врагов. Именно из-за глубины его горя, у Давида вырывается горячая мольба :21.2-6. "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова; вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения. ...."
Давид  здесь оплакивает то, что Бог его не слышит ни днём, ни ночью , но  подвергает сомнению своё ощущение заброшенности в следующих строфах, где он перечисляет времена, когда Бог слушал и вступался за его предков.
Но почему же книга Теилим считается пророческой, если в ней Давид передает собственные переживания?
Иудеи, как и христиане, считают, что царь Давид — пророк, и каждое слово, каждая буква его книги — пророчество.Но, в отличие от христиан,они видят в ней описание судьбы (и истории) еврейского народа.


Рецензии