Москва с точки зрения 1. 10. 24 Театру сатиры 100!

 Обозрение "Москва с точки зрения"- первый спектакль "Сатиры".
Премьера состоялась 1 октября 1924 г. в Москве.Этот день и стал ДНЁМ РОЖДЕНИЯ знаменитого столичного театра! Создатели и авторы спектакля -писатели, драматурги-Н. Эрдман, В. Типот и В. Масс объединили одной темой обозрение,наполнив его тем,что подслушали на московских улицах от прохожих.
 А  москвичей и 100 лет тому назад волновал "вечный" квартирный вопрос, столичный быт и всевозможные злоключения на этой почве. Разговор "на злобу дня" авторы пьесы дополнили остротами,"меткими" словечками, подслушанными в толпе. Узнаваемые зрителями, они стали воплощением живых человеческих характеров.
  Эта синтетическая форма спектакля, позволила актёрам быстро войти в образ. И основная идея создала драматургический стержень.Сам Николай Эрдман называл себя "долгоиграющим проигрывателем"... Он и его соавторы разоблачали приспособленцев, аферистов, бюрократов, используя водевильные куплеты, басни, литературные игры, с помощью которых ярко раскрывали социально-политические и нравственные проблемы.
 Это был смелый вызов и обществу, и власти! И дорого обошлись Николаю Робертовичу в годы репрессий такие пьесы, как "Самоубийца" ( 1930), где по ходу действия комедия превращалась в сатиру.В ту пору осторожные коллеги предупреждали Эрдмана:
-Слово- не воробей, выпустишь -не поймаешь. А за это тебя поймают и не выпустят...
 Так и случилось: Эрдмана выслали из Москвы, хорошо, что не навсегда. Но и это не сломило "короля репризы". Он продолжал "острить",призывая людей,хотя бы "ценить своё право на шепот"...
 Этот жанр так называемой "эстрадной драматургии" определил дальнейшую судьбу театра "Сатиры" на долгие годы.
 Вспомните "куплетиста Велюрова" из фильма "Покровские ворота " М. Казакова, утверждавшего проверенную формулу успеха: "Сегодня-в газете, завтра-в куплете!"
 Талантливые репризы А. Ширвиндта и М.Державина, их оригинальные "переводы с английского на русский язык", всегда встречались аплодисментами. Не так-то просто было достать "лишний билетик" на премьерный спектакль в "Сатиру"  и в " эпоху Плучика", где играли такие "кумиры сцены", как Андрей Миронов,Спартак Мишулин, Ольга Аросева, Татьяна Васильева и другие.
Правда, у уходом Александра Ширвиндта в театре кое-что поменялось, особенно в актёрском составе. Но всё равно, "САТИРА" востребована и сегодняшним зрителем. Есть спрос на обличающую, бичующую иронию. Жаль,что талантливых авторов, подобных   советским,к сожалению,мало... А столетний театр требует обновления!
 Витрина "Сатиры", как бы помолодела: обновился фасад здания. Появился и современный  медиа-экран, на котором можно увидеть фрагменты спектаклей разных лет...
 Хотелось бы, чтобы в театре, кроме классического репертуара, ставились пьесы на злобу дня, такие, как "Москва с точки зрения"...
 А где же взять такую " точку"?
  Мне вдруг пришёл на память отрывок из "НАБРОСКА" Иосифа Бродского.
 ... Сей вид Отечества гравюра.
     На лежаке -Солдат и Дура.
     Старуха чешет мертвый бок.
     Сей вид Отечества, лубок.

     Собака лает, ветер носит,
     Борис у Глеба в морду просит.
     Кружатся пары на балу,
     В прихожей -куча на полу...

     Пускай  Художник, паразит
     другой пейзаж изобразит.
                1972 г.

   Прошло полвека!( 2024 год)
   Пейзаж требует обновления...
 
 Прислушаемся к сохранившимся пророчествам.
 Слово- поэту Евгению Евтушенко!

" Златые дни ответствовали так:
 -Мы не могли не удалиться,
  Раз здесь у вас такой бардак,
  И вообще, черт знает, что творится!

  Златые дни в отсталости своей,
  Не понимали наших дней...

 Армен Джигарханян не мог бы представить себе, что его молодой театр в 21 веке  "обвенчается" со "старушкой"- "Сатирой"... Однако, талантливый актёр и режиссер понимал, что надо что-то менять!
 -Мы же не совсем тупые, чтобы смотреть убогие зрелища...то, что я вижу вокруг себя. Смотрю телевидение, слушаю радио, читаю новости в Интернете, всё не радует.
Скажу, что молодежь сейчас плохо знает поэзию.
 -Мы катимся к дешевым сериалам. Проще, "состряпать" развлекательную передачу. Выйти, спеть, поплясать, забывая о культуре...

-Вот есть такое модное слово  "инновация"!
 И чего мы добиваемся с помощью этого слова?
 Зато я знаю слово -ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! И понимаю его значение. И вижу, что сегодня
 мало, кто хочет брать на себя ответственность...
 ***
 Хорошо было бы продолжить диалог с авторами этих строк, но их уже нет с нами.
 Но всегда рядом "Москва и москвичи"! ( Кстати, в 70-х годах в эфир выходила под таким названием телепередача в Московской редакции ЦТ, а также моя авторская передача "Москвичи на разных широтах").
 А  цикл передач -"Москва с точки зрения"... могли бы сегодня заинтересовать телезрителей, как вы думаете?












 

 







































 
 


Рецензии