Сосед

Он жуткий человек, просто невыносимый. Хотя сведений о нем мало, и общались мы всего один раз. Говорят, мужчина абсолютный трезвенник и даже не курит. Скандалов или резких выпадов в адрес других жильцов от него не дождешься. Впрочем, это имеет косвенное значение, потому что мы живем на одном этаже, и в нужный момент я могу за ним наблюдать.
Буквально на днях подозрительный сосед оброс с головы до ног мхом. Сухим, серым мхом, который можно встретить только в дремучем хвойном лесу. Найти этой выходке логическое объяснение сложно, как и ответить на вопрос: какую цель он преследовал, если до неузнаваемости изменил свой внешний вид? Замечу, такая трансформация – не первый странный поступок соседа. У него довольно богатая история диких шуток: сначала мужчина покрывал собственное тело краской, причем, каждый сантиметр, досконально. Заглянуть под нижнее белье и проверить, я, конечно, не мог, но события происходили летом, одежду он носил короткую (шорты с майкой), поэтому сомнения исчезали сами собой: лицо, руки, живот, спина и ноги мужчины были сплошь выкрашены специальной эмульсией, пропускающей воздух. Цвет краски он умудрялся менять каждый день, словно хамелеон – становился зеленым, красным, синим или желтым. Вы скажете, что жить с таким чудаком в одном подъезде – никакого терпения не хватит. Я поддержу вас, но добавлю, что странности его больших проблем другим жильцам не создавали, за исключением психологических. Краска на теле мужчины всегда была высохшей и не оставляла потеков или грязных следов в подъезде. Даже одну случайно упавшую капельку на лестнице сложно было найти, так что для предъявления претензий соседу серьезного повода не было. Как у него получалось каждый день красить свое тело, не оставляя вокруг отпечатков и даже запаха, ответить затрудняюсь – обряд совершался за закрытой дверью, но не это главное. 
Затем он с прежним упорством стал носить костюм космонавта. Поначалу соседи даже радовались, что чудак изменил странной привычке изо дня в день красить свое тело. Этот факт вселял надежду на его здравомыслие, но появление громоздкого скафандра в гардеробе мужчины вновь усугубило ситуацию. Затемненное стекло, вставленное в круглый шлем, скрывало лицо экспериментатора и его реакцию на справедливые замечания, которые все-таки высказывали окружающие. К тому же внутри нового костюма сосед мог что-то спрятать, и это тоже рождало опасения. Скафандр был серебристого цвета, внушительных размеров, с трубочками и провода-ми, торчащими со всех сторон. Легко было положить что-то в штанину, ру-кав и пронести незаметно в дом или наоборот – вытащить на улицу и невыгодно для прохожих использовать. Согласитесь, лишняя предосторожность в таких случаях не мешает. Какое-то время жильцы дома мирились со скафандром, хотя ничего конкретного предъявить соседу опять же не могли. Ведь он умудрялся беззвучно подняться по лестнице в свою квартиру на четвертом этаже, несмотря на то, что подошвы его ботинок были тяжелыми и громоздкими.
Так продолжалось до тех пор, пока сосед не взял моду выходить из до-ма весь обвешанный живыми лягушками. Не пугайтесь! Хлопот у окружающих было столько же, как в случае с краской или скафандром. Каждая лягушка была надежно прикреплена к его одежде, и я никогда не видел на улице или в подъезде хотя бы одну, случайно упавшую земноводную. Под-метать за чудаком не приходилось. К тому же жителям подъезда откровенно повезло: в те дни погода в городе резко испортилась, и сосед был вынужден отказаться от лягушек, иначе они могли замерзнуть. Но было интересно, как ему раньше удавалось кормить и поить безобидных существ у себя в квартире, ухаживать за ними и все прочее. Думаю, постоянно находиться рядом с целым выводком лягушек, было не очень приятно, а тем более – каждый день носить их на себе. Добавлю ради справедливости, что я никогда не встречал соседа в центре города или другом районе, только рядом со своим домом, у подъезда или на лестничной клетке. Как он перемещался на большие расстояния, куда ездил и с какими проблемами сталкивался – ума не приложу.               
Был еще период, когда сосед жил в образе старого белогривого орла. Я сознательно употребил здесь слова «жил в образе», потому что он не просто носил на себе огромные крылья из перьев и привязывал к голове гигантский клюв, а к ногам – орлиные лапы с когтями, но и сидел вечерами на крыше дома, как представитель ястребиных, сверху оглядывая окрестности. Даже среди ночи можно было выйти на улицу и увидеть странного мужчину на облюбованном месте. Довольно быстро он научился спать там, укрывшись сложенными крыльями, а еще – издавать орлиный клекот. Вы скажете, что и это не должно было задевать окружающих, ведь существует толерантность, и каждый человек свободен в своем выборе. Но волноваться за его здоровье, по крайней мере, мы имели право, ведь мужчина, сидя ночью на крыше, рисковал простудиться. Некомфортно было находиться рядом с таким причудливым персонажем.
История с белогривым орлом благополучно завершилась, но тут вдруг наш сумасбродный сосед зачем-то оброс мхом. Именно оброс, потому что это нельзя было назвать костюмом. Мох каким-то невообразимым образом держался на его голом теле, сохраняя ровный и довольно пышный слой. Один раз я столкнулся со странным мужчиной на лестничной клетке и попытался дернуть его за искусственное нательное покрытие, если так можно выразиться. Это ничего не дало. Мох остался на спине, где я за него и потянул. Добавлю: сосед не издал ни единого звука, а ведь он должен был испытать болевые ощущения.
Каждый раз чудак, при нашей встрече, возникал в дверном проеме, словно снежный человек, а затем медленно и тяжело переступал с одной ступеньки на другую – передвигаться в одеянии из мха ему было довольно сложно. Но и в этом случае мужчина не доставлял жильцам дома заметных неприятностей, правда, за одним важным исключением. Как-то раз он серьезно напугал пожилую женщину, решившую, что на ее пути возник инопланетянин. Бедняге вызвали неотложку, врачи привели ее в чувство. Вот тогда жильцы и задумались: что предпринять по отношению к неординарному соседу. Решение вынесли предсказуемое: призвать возмутителя обще-ственного спокойствия к порядку должен был ваш покорный слуга. Нужно было навестить вызывающего типа и провести с ним разъяснительную беседу. Скажу честно, я не сильно расстроился, даже наоборот – обрадовался, потому что давно хотел сойтись с ним поближе и понять «большого оригинала». Я не стал слушать других жильцов, настоятельно советовавших, как следует вести себя во время разговора с «дикарем», автором необузданных шуточек. А поступил по-человечески: купил бутылку сухого вина и отправился на необычное рандеву, для чего просто открыл дверь своей квартиры, сделал пару шагов и постучал в его дверь.
– Кто там? – прозвучал довольно приятный голос.
– Извините, это сосед по дому. Можно с вами поговорить?
Вместо ответа послышался звук открываемого замка, а затем на пороге возник хозяин квартиры. Он был в своем естественном обличии, то есть с головы до ног покрыт серым сухим мхом.
– Добрый день, чем могу быть полезен? 
Я описал соседу досадный случай с испугавшейся пенсионеркой и попросил дать хоть какие-то разъяснения по поводу внешнего вида собеседника. Меня внимательно выслушали и пригласили войти в дом. Я ликовал! Потому что еще никому не удавалось побывать в этой квартире.
– Проходите, садитесь, пожалуйста, – мужчина жестом пригласил меня, а затем сам прошелестел по паркету ногами, похожими на обросшие мхом пни.
– Простите, вы и дома носите свое одеяние? – полюбопытствовал я.
– Конечно, а что мне может помешать, – уверенно отозвался сосед.
– Я подумал, вам жарко бывает, тело сильно потеет. Наверное, приходится часто принимать ванну…
– Вы ошибаетесь, мох хорошо вентилируется, и этот костюм практически не доставляет мне хлопот. Я долго искал нужный материал, – заявил постоялец, устраиваясь в кресло несколько увеличенных размеров.
– Вы хотите сказать, что мох лучше краски и костюма космонавта? – спросил я, едва не рассмеявшись над собственными словами.
– Именно! Если бы у вас была возможность сравнить, вы сами обратили бы на это внимание.
Против такого аргумента мне нечего было возразить.
– Но ведь обычная одежда комфортнее и практичнее, – не сдавался я. – Брюки, рубашка, майка, носки. 
– Отнюдь. Думаете, почему я принял столь странный, по вашему мнению, облик? Наверное, не от хорошей жизни…
Произнесенные хозяином квартиры слова переворачивали мои представления о самых обычных вещах с ног на голову. Слишком неординарно мыслил собеседник, который начал с удовольствием развивать свою мысль.   
– Вот именно. Неудобства, о которых вы только что сказали, я испытал, пользуясь всеми перечисленными вещами, от которых решил добровольно отказаться. Считайте, что мох – результат моих долгих исканий.
Признаться, начавшийся разговор с соседом меня сильно смутил. Быть может, человек не в себе? Многие жильцы дома высказывали эту же точку зрения, но я решил не торопиться с выводами, даже несмотря на то, что мужчина сидел передо мной, весь покрытый мхом – виднелись только глаза, кончик носа, губы и ушные раковины, что позволяло ему дышать, слышать и говорить.
– Простите, но ведь результат ваших исканий нужно каждый день на себя одевать, это долго и неудобно. А на ночь – снимать, и ради чего все это?
Хозяин квартиры посмотрел на меня с недоумением: 
– Снять его я не имею возможности, потому что он растет из моего тела, точно так же, как волосы. В кровать я ложусь прямо так.
Он точно сумасшедший – мелькнуло у меня в голове. Но раз я пришел сюда, буду выводить несчастного парня на «чистую воду». Пойду до конца!
– Давайте серьезно, ведь вы не ребенок, и я посетил вас не забавы ради. Пожилая женщина испытала шок, наверное, не один день пила таблетки, чтобы успокоиться, прийти в себя, а вы, простите, такую чушь несете.
Было видно, что слова задели мужчину. Он медленно встал с кресла, подошел ко мне, выставил руку и с обидой в голосе проговорил:
– Дергайте.
Я без раздумий дернул за серый клочок, торчащий в районе локтя. Результата это не возымело.
– Вот видите, он растет, как обычные волосы. Что здесь удивительно-го?
Пришлось сделать еще несколько попыток, чтобы убедиться в правоте его слов.
– Но вы сами несколько минут назад назвали мох своим костюмом.
– Я машинально повторил ваши слова.
Здесь я начал терять самообладание и почти прокричал, что вырастить на теле человека настоящий мох – невозможно!
– Заблуждаетесь. Я купил хорошее средство и правильно им воспользовался. – Начал убеждать меня сосед. – Сначала попался не очень качествен-ный препарат, мох рос неравномерно и в считанные дни выпадал. Но стоило поинтересоваться, какие существуют фирмы-производители, какое средство дороже и лучше, чтобы итог получился иным.
– Вы хотите сказать, что для отращивания мха на руках и ногах пользовались каким-то косметическим средством? – недоумевал я.
– Конечно. Я рад, что вы поняли. Могу показать его вам, – с этими словами мужчина подошел к шкафу, открыл одну из дверок, достал внушительного размера бутылочку и продемонстрировал мне.      
Не удивляйтесь, но в короткой инструкции, приклеенной к ее задней стороне, значилось именно то, в чем сосед и пытался меня уверить: «Средство для отращивания мха на теле». Трудно было принять это всерьез.
– Стоит всего пятнадцать долларов. Если надумаете купить, не экономьте, запомните фирму – производитель известный. 
Покупать странное средство я, разумеется, не собирался, но меня удивил сам факт существования немыслимого препарата. Ведь из этого следует, что он свободно продается в магазинах и, возможно, пользуется спросом у жителей города.
– Он есть не везде, пришлось какое-то время поискать, но при желании купить легко, я вас уверяю, – сосед угадал ход моих мыслей. – Самое большое его преимущество в том, что мох растет быстро, две-три недели, и равномерно. Кстати, в том же магазине я позднее купил специальную расческу, чтобы приводить в порядок мховый покров. Смотрите, как удобно пользоваться.   
Мужчина снова подошел к шкафу, взял странного вида предмет с большими плоскими зубьями и несколько раз провел по животу, взлохматив выросший на нем мох.
– Научились делать, молодцы. И стоит недорого. Жаль, в продаже были только трех цветов, я выбрал этот.
В тот момент мне казалось, что я общаюсь с шизофреником, настолько абсурдными выглядели его слова. Или, возможно, я сам попал под действие гипноза, которым хозяин квартиры умело пользовался. Не справившись с ситуацией, я высказал соседу подозрения, касавшиеся существования столь необычного магазина, намекнув, что он нагло разыгрывает меня или принимает за идиота. 
– Вы живете в двадцать первом веке, в цивилизованной стране, а говорите такие вещи. – Мои слова задели его за живое. – Зачем мне нужно вас обманывать, если современная индустрия способна предложить человеку что угодно. Возьмите и проверьте, магазин открыт для всех, к тому же он не единственный в городе. – Мужчина переместился в другой угол комнаты и достал еще какие-то разноцветные баночки и коробочки. – Вот этим кремом я натирался, чтобы избежать аллергии, когда носил живых лягушек, кстати, он так и называется – взгляните. Прекрасное средство. А этот аэрозоль нужен тем, кто часто пользуется скафандром. Втирания одной дозы хватает на целую неделю – внутри космического костюма приятно пахнет. Производитель другой, но тоже зарекомендовал себя. Разновидностей ароматов много, и они не слишком резкие.
Любопытство заставило меня подойти к собеседнику и удостовериться в правоте его слов. Емкость с аэрозолем действительно содержала специфическое пояснение: «Только для применения внутри скафандра». Покопавшись в шкафу еще пару минут, сосед извлек из него средних размеров книгу с названием, повергшим меня в шок: «Самоучитель. Для тех, кто хо-чет научиться орлиному клекоту». 
– Я вам говорил! – снова принялся убеждать меня ненормальный. – Кстати, клей для орлиных крыльев оказался очень удачный, ни следов после него, ни раздражения на коже. У меня где-то лежит полтюбика…
В этот момент я понял, что дальнейший разговор с соседом бесполезен.
– Как поступим со старушкой, принявшей вас за инопланетянина? Теперь придется и об окружающих думать, вдруг жильцы начнут каждый день в обморок падать при встрече с вами!
– Право, не знаю, что сказать. По-моему, я ничего особенного не сделал, чтобы теперь упрекать себя. Готов принести женщине извинения, но нужны ли они ей.
Наше общение, похоже, исчерпало себя. Случайно я вспомнил, что захватил с собой бутылку вина, мысль о ней показалась мне спасительной.
– Хотите выпить?
– Спасибо, мне нельзя. Мох очень чутко реагирует на алкоголь. В магазине предупреждали – лучше не употреблять.   
На этом разговор с соседом закончился. Ощутимого результата он не дал, а я так и не понял, зачем мужчине был нужен этот чудовищный маска-рад. Просить его отказаться от сумасшедших экспериментов, было бессмысленно. Стоя перед дверью, я напоследок окинул взглядом комнату любителя всего экстраординарного. На стенах висели какие-то непонятные предметы, то ли украшавшие интерьер, то ли – купленные хозяином для одному ему понятных целей. Ничего подобного я прежде не видел, и об их назначении мог только гадать. Но обращаться за разъяснениями к чудаковатому субъекту, похожему на театральную декорацию в виде старого дерева, в любом случае не хотелось. Общение с ним родило новые вопросы, не предложив ответа на уже имевшиеся. Я поблагодарил соседа за оказанную любезность и вышел за дверь.
Рассказав о своем визите беспокойным жильцам, я решил найти магазин, о котором несколько раз упомянул странный мужчина. Адрес я предусмотрительно запомнил, все еще надеясь разоблачить неутомимого шоумена. На следующий день я выбрал время и отправился на указанную улицу, благо она располагалась буквально в трех остановках от моего дома. Непонятные предметы, обнаруженные в квартире соседа, настраивали на то, что это будет крайне экзотическое заведение. Но дом с нужным номером встретил меня разочаровывающей вывеской «Товары для дома» – в нашем рай-оне такие встречаются на каждом углу. Ассортимент тоже обычный: кухонная посуда, эмалированные тазики и ведра, инструменты, различные приспособления, необходимые для ведения домашнего хозяйства. В тот момент я собирался торжествовать победу над инопланетянином, но сильно просчитался.
Покупателей внутри магазина почти не было. Продавец (мужчина лет тридцати пяти) сразу поздоровался и спросил – что угодно.
– Средство для отращивания мха, – без колебаний произнес я.
– Пятнадцать долларов, – голос продавца прозвучал совершенно спокойно.
Затем он подошел к одной из полок, взял пластмассовую бутылочку, точно такую же, как у соседа, и подал мне. Это было слишком неожиданно. Я стоял, продолжая смотреть на мужчину и втайне надеясь, что он вот-вот рассмеется. Его слова должны были оказаться розыгрышем, устроенным по заказу полоумного человека-дерева, решившего доконать меня. Но сотрудник магазина, выдержав долгую паузу, любезно поинтересовался:
– Что-то еще? Простите, случайно не вы интересовались, когда в магазин привезут карманные светофоры?
Вместо ответа я перевел взгляд на занятые товаром стеллажи и сразу узнал диковинные предметы, красовавшиеся в квартире пагубного на вы-ходки соседа. Только здесь необычных штуковин было гораздо больше – любых цветов и размеров. Несколько минут я молча смотрел на них, даже не пытаясь найти объяснение тому, что упорно оставалось за гранью моего понимания. Обращаться за помощью к продавцу не имело смысла. И в тот момент во мне что-то произошло, сработал механизм, действие которого следовало бы отнести к защитной функции человеческого организма, инстинкту самосохранения.
Я быстро вышел из магазина, оставив бутылочку со странным косметическим средством на прилавке, и в чудесном настроении отправился домой – погода располагала к непродолжительной прогулке. В жизни много других интересных вещей – подумалось мне. Каждому свое.   
Что касается соседа, то я потерял к нему всякий интерес и больше ни разу не обсуждал с предусмотрительными жильцами. Через какое-то время мужчина съехал из нашего дома, и я забыл о нем навсегда.


Рецензии