Псалом 1 Блажен муж

конспект лекций Е.А.Авдеенко      перевод с еврейского

«Блажен муж...» - первые слова в книге Псалмы, по-еврейски – «Ашере аиш». Это неизменяемая часть речи и она не является неким восклицанием. «Ашере» - это существительное, которое употребляется только во множественном числе. «Иш» - муж, а это единственное число. Здесь мы наблюдаем такое же грамматическое несогласование по числу, как в самом начале книги Бытие – «Берешит бара Элохим» - «В начале сотворил Бог», где "бара" это единственное число, а  «Элохим» - множественное. В первом псалме похожая ситуация – «Ашере» это множественное число. «Иш»-муж, это единственное число. Это несогласование по числу находит своё обоснование в Новом Завете. С этого начинается Евангелие от Иоанна – «В начале было Слово...». Так вот, начало первого псалма указывает на заповеди Блаженств Нагорной проповеди Христа. Каждая из 10 заповедей начинается словом – «Блаженны...», так же во множественном числе. Блаженства связаны с тем, что хорошо в глазах Божьих. Это выражение повторяется при сотворении Мира – «И увидел Бог, что это хорошо...» Человек, который блажен, причастен тому, что хорошо в глазах Творца. Это святость, которой мы можем обладать. Богородица, стяжавшая полноту Блаженств в зачавшемся Богомладенце это знала, поэтому и сказала: «Отныне ублажат меня все роды...» Этимологически Блаженства – «Ашере» связаны с прохождением пути, ибо существительное того же корня означает слово – «шаг». Т.е, блажен тот, кто делает шаг, потом другой, третий... Итак, первое слово книги Псалмы содержит сгусток понятий библейского мировоззрения: 1 - В нём содержится уведомление о Блаженствах новозаветной Церкви. 2 - Связь с тем, что хорошо в глазах Божьих. 3. - Указание на особое качество хвалы Богу, что называется - Ублажать. 4 - Ощущение мира по-библейски, что даёт возможность избежать многих соблазнов мира сего, потому, что Блаженства содержат в себе пошаговое движение, динамичное и направленное. Это соответствует фундаментальному библейскому понятию - Путь. Итак, слова – «Блажен» и «Шаг» одного корня, а шаг - это поступок жизни. Блажен тот, кто постоянно в движении и готов делать следующий шаг. Именно об этом говорил Христос – «Не заботитесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о себе». Т.е. первый правильный шаг это залог блаженства и спасения. Итак, по первому стиху псалма мы узнаём, что блажен тот, кто не ходит к нечестивым, с пути не сбивается и где не положено не сидит.

По отношению к Блаженствам, на ином духовном полюсе имеются три объекта: 1. совет нечестивых, 2. путь грешных и 3. седалище глумителей. Это указание тому, что религиозная жизнь всегда распадается на полюса. Это индикатор того, что если глумители нас не трогают, то мы, возможно, духом уже омертвели. Далее,  «совет нечестивых» может иметь несколько смыслов - совет как мысль, которую даёт один человек другому, совет как собрание, где каждый может подать голос. А чем отличается совет нечестивых от простого собрания грешников?.. Тем, что каждый нечестивый в совете имеет свой голос (как парламент). Как собрание полномочных в грехе людей (синедрион). Нечестивость же - это всякого рода духовно-нравственная испорченность,  извращенность, преступность, а также одно из имён дьявола. Это весь спектр греховных движений души человечества под предводительством сатаны. Этот «совет» надо всячески избегать, не ходить на него. Ходить - здесь как вся сумма поведений человека, ибо ходить можно и в правде, и пред Богом. Итак, в первой фразе псалма содержится четыре важнейших понятия библейского мировоззрения: 1 -Совет. 2 - Блажен. 3 - Нечестивый. 4 - Ходить, в связи с понятием - Путь, которое впервые появляется в истории грехопадения, ибо Господь поставил Херувимов на Востоке сада Эдем, чтобы хранить Путь Древа Жизни. Когда Христа распяли, то окончательно стал понятен смысл символа -  Древо Жизни. Это Бог на Кресте. Это путь ОТ Древа Жизни к человечеству. И до Боговоплощения херувимы охраняли эту тайну спасения, а верующие должны были найти такой духовный путь, чтобы узнать и принять пришедшего Миссию. Но и ДО пришествия Мессии блаженства были доступны человеку, как и возможность погубить свою душу. Главное - на каком пути стоит человек. Итак, слово – «грешные». Основное значение слова - обманываться, промахиваться. Нечестивые опасны, когда они - совет. А грешные опаснее, ибо они имеют свой увлекающий путь. Но на этом пути не надо стоять, т.к. всякий подобный путь имеет своё завершение - погибель. Далее. Блажен, кто на седалище глумителей не сидит. Это те, кто всё толкует в издевательском и насмешливом тоне, не останавливаясь даже перед святыней. Этот порок не глупость, он взращивается на высокомерной интеллектуальной основе. Такие люди имеют редкую способность истолкования и перевода, т.е. они ставят опыты в сфере духовно-нравственных понятий.. Поэтому тех, кто заражен интеллектуальной формой глумления следует искать среди космополитов, международников, юристов, судей и, наконец, среди толкователей Священного Писания, и в первую очередь - Торы. О них сказал Христос: «На Моисеевом седалище воссели книжники и фарисеи». Это люди серьезные, не насмешники, не клоуны. Их глумливость в том, что  «они говорят и не делают», а если делают, то ради более высокого председательства в синагоге. Итак - сидеть на седалище - это оборот внутреннего содержания как суть и естество предмета. Место сидения занимается с полным правом, прочно и публично и если грешников куда-то влечёт по пути, то вот этих председателей уже никуда не влечёт, ибо это отстой и осадок греха. Они не хотят никуда идти, они уже завоевали себе место под солнцем, которое называется - сидение. И это есть принципиальный отказ от «Блаженств», которые есть движения и шаги. Конечно же, человек может согрешать, насмехаться, но важно - не ходить туда, где совет нечестивых, с грешными на путь не вставать, а с глумителями на одном седалище не сидеть. Это люди-язвы. Они ранят и убивают. Итак, тремя чертами обозначена область духа, за которой нет блаженства.

Далее сразу обозначено средоточие жизни и то, каков должен быть «Блажен муж» - «но в Законе Господнем воля его». Точнее - в учении, ибо понятие «Тора» происходит от глагола - учить, т.е. давать направление и сообщать импульс тому, что должно попасть в цель, доведение до конечной точки пути, что и есть - блаженство - вектор и динамика. Это значит, что источник Торы есть самый энергичный и целеустремлённый, и она обязательно должна к чему-то привести. Христиане считают, что она, как учение, должна привести к Мессии. Точно так же мыслят и иудеи, но своего Мессию до сих пор ждут. Итак, Тора должна привести к Блаженствам, иначе она не Тора, но она требует к себе особого отношения, её изучение это радость, - «хефец». Если в человеке есть «хефец», то это то, что человеку приятно и желанно. Но и в Боге есть «хефец», и это Его благоволение. Подобное определение присуще и предмету, и человеку, и Богу. Так вот, те, кто читает Тору в этой радости, они уже причастны Блаженствам. Можно сказать, что для учащегося человека в Торе Господней – «хефец», но и от Бога к такому человеку благоволение и «хефец». И это источник той радости, которую доставляет Священное Писание, т.к. сама Тора человечна. Отсюда идёт и продолжение псалма: «Но в учении Господнем радость его и в Законе Его потщится день и ночь». По поводу слова - потщится... Как надо изучать Тору? Сначала голосом с понуждением, затем с памятью умственной, а в результате - непрерывно. И всё это в еврейском слове – «хага». Значение - произносить гортанью в состоянии скорби и страдания. Так вот, Тору полагалось произносить устно напряжённым голосом день и ночь. И ещё одно значение - усердствовать, заботиться, стараться и размышлять после чтений. Поэтому отношение к изучению Торы двойственно. Оно сначала радостно, потому, что желанно. Потом она требует усилий, мучений, постепенности и голоса. И вот, когда человек, радуясь, совершает усилия, тщится, возникает состояние, которого желает для верующих апостол: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». И поэтому в псалме: «...и в Законе Его потщится день и ночь».

Далее: « И будет он как древо, посаженное при потоках вод, которое плод свой даст во время своё и лист его не отпадет и во всём, что делает успешен». Всё говорит об истинно библейском мировоззрении. Насаждение древа и лозы это частый символ в Ветхом и Новом Завете. Это символ заботы Бога о человеке. А почему насадил при потоках вод, и при каких?.. А это русла, протоки, каналы вод. На еврейском языке слова «протоки, разделять» одного корня. Эти протоки разделяли жизненную территорию, соединяясь между собой и равномерно питая почву, способствовали плодородию. Это и есть - потоки вод псалма, анатомия земли на которой живёт человек. И в эту живую ткань как дерево посажен «Блажен муж». В этом сила образа.

«Плод свой даст...» Это значит, что употребит и преумножит таланты. «...во время своё»... Это время последнего отчёта пред Богом за свои таланты. «Лист его не отпадет...» Почему? Потому, что слово «лист» по символике и этимологии, это как бы живая частица, поднимающаяся к источнику света. Лист непосредственно контактирует со светом и воспринимает его. По-еврейски слово Лист – «Оле» имеет тот же корень, что и целиковое жертвоприношение – «Ола», которое указывает на жертву Христа, принесшего всего Себя в жертву. Эта жертва восходящая, поднимающаяся к Богу. К Нему тянется и лист дерева. Итак, во фразе псалма про лист звучит тот смысл, что жертва от человека восходящая достигнет Отца Небесного.

Далее, «Во всем, что делает успешен». Однако успешно во всём только Слово Божье, но оно успешно действует и на человека, и через человека Божьего. «Не так нечестивые, но как мякина, которую развеивает ветр». ( В церковнославянском языке стоит слово - прах. Это прообраз сотворения человека, и этого человека носит ветер, ибо грешники это люди легковесные, пустые). Мякина - это образ гумна и веяния зерновых, что и в Евангелии. Нечестивые люди уносятся ветром. Суть этого образа в решительном разделении зерна от мякины или от соломы. Есть и ещё различие в том, что солому ветер никуда не носит. Её сжигают огнём неугасимым. Это образ посмертный. Ну а мякину в этой жизни носит ветер, то же, что и понятие - дух,  создавая мякине постоянное беспокойство и перемещение, ибо в мякине нет семени. Она нигде не может остановиться и сцепиться с землёй, чтобы прорасти. Вот в чём главное горе нечестивых, ибо рассеяние это - развеяние как полная и окончательная бесплодность. Таким образом, если какой народ оказался в рассеянии, то можно спросить, что для какой-то его части это может быть развеяние со всеми вытекающими обстоятельствами.

«Посему не встанут нечестивые на суд и грешные в собрание праведных». Глагол – «встать» в греческом языке ещё имеет значение как – «воскресать», поэтому в славянском переводе стоит именно это слово. Святые отцы утверждают, что нечестивые воскреснут, но НЕ на суд, ибо сказано: «Неверующий в Сына Божьего уже осуждён». Поэтому нечестивые воскреснут на Страшный Суд, но будут просто принимать свою участь.  «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Библейское понятие – «знать» представляет библейский опыт познания того, с чем мы едины. Например, познал Адам Еву, жену свою, потому, что муж и жена плоть едина. Или - после жертвоприношения сына Господь сказал Аврааму - Я познал, что ты боишься Бога, т.е. Бог проник в человека глубже после поступка человека, как и Авраам проник в Бога глубже. Это и есть библейское познание. Итак, в псалме знает Господь путь праведных, т.е. на каждом отрезке пути, на каждом шагу (блаженстве), Господь проникнут человеком, а человек Богом. Но необходимо соблюсти одно условие в том, чтобы это был путь жизни - видеть и стремиться к её источнику - Богу. А путь нечестивых погибнет. Человек сам по себе не может уйти в небытие, по путь его может уйти в сторону от источника Жизни и тогда происходит гибель души для жизни с Богом. Так вот, Всезнающий Бог может не хотеть знать пути нечестивых, как и в Евангелии в притче о десяти девах, т.е. не проникается Господь человеком и человек Господом. Важно знать, что есть только эти два пути, а третьего нет. Если же человек ищет средний путь, то это самообман.

               


Рецензии