Псалом 2. Почто бушуют народы
«Почто бушуют народы и люди тщатся о пустом...». Так начинается этот мессианский псалом. Он пророчествует о приходе в мир Мессии. Первая тема этого псалма - поляризация тех, кто от Авраама и от учения Торы и тех, кто противится им - языческие народы. «Бушуют» - единожды употребимое слово. Как определить его значение?.. По тексту, по синонимам и главное - по корню слова. А корень указывает на шумное возмущение, мятеж и буйство. Особенность библейского мировоззрения состоит в том, что историю нужно не столько просматривать, сколько прослушивать, потому, что это противоборство двух исторических шумов - верных Богу и богопротивных. Богопротивные шумят как море, это гвалт. Иной шум от сынов Авраама. В переводе с еврейского значение его имени звучит дословно как – «Отец толпищи народов», шумных и толпящихся. Мы знаем, что по плоти от Авраама произошли исмаильтяне (арабы), идумеяне, израильтяне и мадианитяне (от последней жены Хеттуры). Это не так много для толпищи и шума. Но мы также знаем, что Авраам отец ВСЕХ верующих, в этом смысл его имени. Вот от них-то и идёт сыновний шум, который сталкивается с мощнейшим шумом каинский цивилизации который, однако, не может заглушить даже одного голоса молящегося человека.
«Тщатся о пустом...» Тот же глагол, что встречался в псалме первом в отношении изучения и жизни в Торе. Точно такое же чтение, старание, тщание, усердие, размышление можно употребить, создавая иное учение и идеологию, иную систему ценностей, целую многовековую школу противоположную Торе. Но у её извратителей нет того, что называется – «хефец» - радость. Они тщатся о пустом, как сказано в псалме, и ищут ложь. Итак, «бушуют». Этот глагол относится к язычникам, а «тщатся» это к иудеям. В Деяниях апостолов есть сюжет, когда Петр и Иоанн проповедуют, но встречают активное и упорное сопротивление авторитетных иудейских старейшин. Но апостолы не стали ничего говорить от себя, но произнесли слова начала второго псалма: «Предстали цари земли и вельможи собрались воедино на Господа и на Помазанника Его». Слово – «Предстали» означает осознанное положение, принципиальную позицию, ибо предстают перед судом, на битву и пред Богом. Эти люди властные, готовые отвечать за свои действия. Первыми были Ирод и римский кесарь, потом вельможи и фарисеи. И они начали действовать заодно, воедино. На Христа помазанника собрались именно те, кто ведают, что творят, т.е. и иудейские, и римские власти. Помазанник (Машиах). Он, прежде всего, царь Израиля, помазанник Яхве. Священник тоже помазанник. Помазывали также и пророка, но он таковым никогда не назывался, и, наконец, помазанник это Спаситель Миссия. В этом имеем свидетельство апостолов, что помазанник есть именно Иисус Миссия. Есть мнение святых отцов относительно отношений Лиц Пресвятой Троицы: помазующий - Отец, елей помазания - Святой Дух, помазанник - Сын. Златоуст идёт дальше и говорит, что помазанник это всякий верующий во святом крещении.
Итак, произошло историческое собрание богопротивников, восставших на Яхвэ и на Его Машиаха. Они сказали: «Расторгнем узы их и свергнем с себя верви их». Господь говорит через пророка Осию: «Узами человеческими я тащил их верёвками Любви», т.е. понятными человеческими средствами. Когда Господь стал человеком, то открылось понимание того, что и до, и после Боговоплощения было смыслом божественного управления и удерживания всех уз, пут и верёвок. Как Господь сказал: «Возьмите иго моё на себя… ибо я кроток и смирен сердцем…», т.е. эти самые верёвки любви: «Иго Моё благо, а бремя Моё легко есть». А богопротивники это суть богоненависники. Для них узы Божественной любви нестерпимы, и Христа они ненавидят, и восстали с язычниками на Спасителя. Псалом начинается вопросом – «Почто?..» т.е. откуда такая ненависть к Спасителю?.. Оказывается, что любовь Мессии Христа к людям и была источником ненависти. А почему гонят праведных?.. Вот именно, что за праведность. Отсюда понимание того, что христиане, как последователи Христа, испытывают на себе такую же ненависть. Поэтому её надо сносить и терпеть.
«Обитающий в Небесах посмеётся, Адонай поругается им. Тогда скажет им во гневе своём, яростью своею смутит их». Бог посмеётся, как имеющий великое превосходство и силу над кознями людскими. Здесь необходимо пояснение: стиль духовной поэзии заключает в себе такое явление как параллелизм стихов, когда об одном говорится дважды по-разному. Как посмеётся Бог?.. А Он скажет слово гнева. Когда звучит слово Божье, то каждый человек обнаруживает свою истинную свободу, ценность, силу и место в мироздании. Тогда что достанется богопротивникам, хоть они и сильны по-земному?.. Господь яростью своею смутит их. «Я поставил Царя Моего над Сионом, горою святою Моей». Сион это вершина и цитадель Иерусалима. Сион олицетворяет и город Иерусалим, и его храм. Второй смысл мистический – там, где обитает Бог, там Сион, как богослужебный символ. Сион святая гора. Первое упоминание о святости в Псалмах. По-еврейски «кадеш» - святой в значении – отделённый, обособленный, изъятый как бы из земного обихода и профанного употребления, потому, что это является необходимым условием святости. Эта идея непохожести и отделённости совершенно необходима для понятия монотеизма, т.к. Яхвэ нельзя сравнить ни с каким иным богом. Однако, там где святость, там будет и другой полюс, подмена и профанация. Однако носители идеи святости Бога всегда находятся под соблазном выделить себя и из среды народа, и даже из всего человечества, что и произошло с фарисеями, как с носителями особых знаний о Боге. Но это происходит и с христианами, ибо они находятся под тем же соблазном – выделить себя в отдельный разряд.
«Изъясню определение Господне. Он сказал Мне: Сын Мой Ты и Я днесь родил Тебя». Одно из главнейших понятий Священного Писания часто употребляется как глагол со значением – «изъяснять». Имеет значение – перечислять, пересказывать, истолковывать. В Евангелие от Иоанна читаем: «Единородный Сын сущий в недре Отчем Он изъявил…» Т.е. Сын Божий Собой изъяснил, предъявил и истолковал, что есть невидимое Божество. Поэтому – «изъясню» в псалме можно понимать как обетование о Сыне Божьем. Далее – «определение»… Корень слова имеет значение – гравировать, вырезать, вычерчивать, как бы глубокое начертание на жёсткой форме основания. «Он сказал Мне…» - Отец сказал Сыну. «Днесь родил…» указывает на время рождение во плоти. «Сын Божий» - это выражение может относиться и к верному человечеству, и к ангелам. Но совсем иное, говорит апостол Павел, Христос, как Сын Божий, ибо никому более Бог не сказал: «Сын Мой Ты и Я днесь родил Тебя». Далее Отец говорит Сыну: «Проси у Меня и дам народы наследие Тебе и владение Твое оконечности земли». Здесь напоминается отношения Отец – Сын. Сын просит, а то, что даёт Отец – это наследие, и в этой передаче оно становится владением. Но не все народы чтут Христа как Бога. Какое же наследие получил Сын от Отца?.. Христос объяснял это подробно и Пилату, и иудеям, и апостолам. Пилату сказал: «Царство Моё не от мира сего». Иудеям сказал: «Вы от нижних, Я от вышних. Вы от мира сего, Я не от сего мира». Апостолам сказал: «Вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир». Христос – царь, привлекающий к себе людей «верёвками любви» и словом Евангелия. Он властвует только словом и любовью. И эту царскую власть Отец дал Сыну над всеми народами во всех землях. Поэтому Христос сказал: «Проповедано будет сие Евангелие царствия по всей Вселенной во свидетельство всем народам…». Далее Господь предваряет, что этот мир сей не имеет в себе ни смысла, ни жизни, ни бытия, поэтому тот, кто не принимает того, что не от мира сего, тот встретится с «жезлом железным» и сокрушится как глиняный сосуд: «Ты сокрушишь их жезлом железным, как сосуд гончарный разобьёшь их». Жезл в руке Господа это символ Миссии. Но жезл может принести и покой, ибо его держит Царь. «Сосуд гончарный»… Гончар происходит от глагола «яцар» - лепить и напоминает о создании человека во плоти. Тот, чьи помыслы окончательно склонились к земному, тот стал не сосудом Божьим для Слова Божьего, а пустым и разбитым, как образ погибели. Вопрос: как Бог, правящий любовью, может сокрушать народы?.. Прежде всего – то, что происходит с Церковью, является основанием всех событий мирового значения. Смысл всех глобальных цивилизационных процессов лежит в духовных надмирных событиях, происходящих в Церкви. Но эти процессы не могут происходить без разрушений. В этом ограниченном смысле Сыны Божьи владеют народами. Апокалипсис: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками и будет пасти их жезлом железным. Как сосуды гончарные они сокрушатся. Как Я получил власть от Отца Моего. И дам ему (чаду Христову) звезду утреннюю» (власть над дьяволом).
Далее окончание псалма: «И ныне цари вразумитесь, назидайтесь судьи земли». Помимо восставших на Христа царей, есть судьи земли, а требования к этим судьям более жёсткие, чем к царям земным. Поэтому это обращение и к судьям, чтобы они приняли предостережение и наказ, ибо суд есть первая форма социальной организации и основание правоохранительных органов. Далее: «Работайте Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите чистое, чтобы Он не разгневался и вам не погибнуть в пути, ибо возгорится вскоре гнев Его. Блаженны все уповающие на Него». Как можно радоваться с трепетом?.. А это так же как изучать Тору – радостно, ибо Тора желанна, Но это требует напряжений, усилий и стеснённости. «Почтите чистое…», а буквально – целуйте. Здесь «чистое» - как отборное, выделенное, избранное, это связь Господа с Церковью. Иначе – целуйте то, что даёт вам Церковь. «Возгорится вскоре гнев Его» - сказано о пришествии Господа Христа Мессии, ибо это будет одновременно милость и суд, т.к. обнаружится в своей полноте людская злоба. И последует гнев Божий. И последнее – «Блаженны все уповающие на Него». Здесь – уповающие, это те, кто ищет защиты и убежища, спасения и покрова. Это человек в противостоянии злу, кто борется и держит духовную вражду. А надежда как упование появилась в проклятии змею в раю: «И вражду положу между тобою и между Женою…»(Быт. 3:15). Надежда без вражды с дьяволом это лишь мечтания и желания. Наша вражда «не против плоти и крови…»(Еф.6:12), как сказал апостол Павел. Итак, упование наше в том, чтобы войти в покров святости и тем спастись. Спасение души есть конечная цель упования. Второй псалом закончился тем, чем первый начался – Блаженны. Поэтому в древних рукописях эти псалмы были объединены. И мы узнали новое – сынам Божьим надо уповать на Сына, царя, помазанника Миссию. Блажен, кто может сделать шаг по Пути, который есть – Христос, который сказал: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь; Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Свидетельство о публикации №224100201516