Мир искусства - параллельный мир нашей жизни

ТАТЬЯНА ФИРСТОВА: «НУЖНО СТАВИТЬ ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ –
ТОЛЬКО ТОГДА НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ БУДЕТ ПРЕКРАСНЫМ!»

Жизнь художника – это бесконечное совершенствование. Посмотрите рентгеновские снимки великих картин: под слоем краски часто скрыто множество вариантов. А за реставрацией тянется свой шлейф историй. Об этом и многом другом рассказывает Татьяна Викторовна Фирстова, преподаватель истории изобразительного искусства, декоративной композиции, прикладного творчества Детской школы искусств Красносельского района Cанкт-Петербурга.

«И оживают краски на холсте…»

Моя сегодняшняя собеседница родилась в 1977 году в Ленинграде, на Мойке. А потом в разное время семья жила на Гороховой, в Адмиралтейском, Центральном, в Гатчинском, Пушкинском районах. А говорят, что один переезд равносилен пожару. Ничуть!.. Маме, работавшей 25 лет в Русском музее, почему-то нравилось переезжать. Она была творческой личностью и, хотя возглавляла пожарную охрану музея, любила искусство: и живопись, и скульптуру, и классическую музыку. Эта тяга к искусству была в ней так сильна, что передалась и дочери Татьяне. Еще бы!!! Накануне родов она пошла смотреть документальный фильм о реставрации храмов, об иконописи. Пройдут годы, и ее дочь станет реставратором.
А произошло это в Реставрационном училище (бывшая школа фабрично-заводского обучения № 41), куда девятиклассница Таня Фирстова пришла в 1991 году. Именно здесь обучали специалистов, занимающихся восстановлением и реставрацией исторически значимых зданий и сооружений города. А сегодня это учебное заведение называется Академией реставрации и дизайна.

Однажды, реставрируя один из храмов и размышляя, куда идти дальше – в знаменитую «Муху» или в Духовную академию на иконопись, Татьяна поняла, что давно любит писать и реставрировать иконы. Так в ее жизни появилась Духовная академия при Александро-Невской лавре. Наверное, скучно там будет эмоциональной и романтичной девушке, предположила я. Собеседница в ответ рассмеялась:
– Там совсем не скучно! Регенты на регентском отделении – народ веселый, хотя там только девушки. Если у иконописцев всегда тишина, и редкие чаепития в нашей столовой, то у будущих регентов всегда смех – они голосистые, прекрасно поют, шутят, без тормозов! Они всегда зажигали!!! И я со своей любовью к прекрасному и с хорошим слухом бегала к ним на репетиции по выходным и с восторгом пела. На семинарском отделении учатся только юноши, семинаристы, но их шутки я тоже помню.

Расписывая храмы

После завершения учебы в Духовной академии наша героиня стала работать на росписи храмов и на реставрационных объектах. Думала ли она, что однажды судьба приведет ее в Сосновую Поляну? Конечно же, нет – ведь здесь было так интересно! БДТ, Аничков и Павловский дворцы – чувствуете масштаб?
Первая роспись началась в храме Христа Спасителя в Москве, и произошло это еще во время учебы в училище. Их преподаватель, художник-монументалист Алексей Живаев совместно с Православным Центром духовного возрождения организовал бригаду реставраторов, куда вошла и наша героиня. 1999 год. Объявляют конкурс на реставрацию храма Христа-спасителя. Всем художникам дали одно задание: написать Спасителя, сидящего на престоле в деисусном ряду, и картина Живаева среди победителей! А уже в Москве Алексей Живаев работает в проекте «Чудо Александра Невского», который тоже был оценен по достоинству.
 
– Что вам запомнилось во время реставрации этого храма?
– Это было незабываемое ощущение чего-то грандиозного, космического. Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания – 103 метра, внутреннего пространства – 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 000 квадратных метров. Работали несколько бригад, каждый со своим проектом. И нужно воссоздать так, как это было у древних… У всех разный почерк. Я помню псковских мастеров, у них такое духовное письмо, трепетное, живое!!! Подходишь к другой части стены, а там такие яркие краски – истинная книжная иллюстрация, то есть там излишнее стремление к внешней форме, а так нельзя! Из-за огромной высоты снизу нам кажется, что все в одном ключе, а на лесах все изъяны видны, поэтому я в перерывах ходила исключительно по лесам.

После Духовной академии последовала роспись целой серии реставрационных объектов: Курский, Кронштадтский соборы, пригородные дворцы.

Находки реставраторов

Дошла очередь до Большого драматического театра, известного всем своей короткой аббревиатурой – БДТ:
– Я помню, что во время реконструкции были восстановлены многие детали исторического облика здания БДТ, а какие именно?
– Театр до революции принадлежал Дирекции императорских театров и назывался Малым. Не знаю, бывали ли здесь цари, но великие князья точно приходили. Для высоких гостей существовало специальное помещение – три небольших зала с росписями. Эти росписи сейчас восстановлены. Еще над сценой БДТ раньше был огромный герб РСФСР со знаменами и советской атрибутикой. Когда сняли слой краски, под ним оказалась роспись – путти, ангелочки с цветами и гирляндами. Ее тоже вернули. Мы работали в Комнате при царской ложе. Маляры должны были счистить всю старую краску и покрасить в утвержденный цвет. Покрыли смывкой и ушли. Вернувшись, маляры обнаружили: через 19 слоев краски проступила роспись. Представители КГИОПа схватились за головы: «У нас нет никакой информации об этой росписи!». Разумеется, когда-то она была, но ее не зафиксировали в свое время! Спасибо малярам: если бы на их месте работали менее ответственные люди, никто никогда не узнал бы о том первом слое. Мы воссоздали эту роспись.
На втором этаже в одной из мужских гримерок был обнаружен свод со специальными акустическими приспособлениями – глиняными горшками, встроенными в потолок.

Однажды в БДТ пожаловала архитектор с утвержденным историческим цветом здания БДТ: вместо привычного зеленого исторический золотисто-коричневый – так будет выглядеть Большой драматический театр после реконструкции. Золотисто-коричневым здание было в начале прошлого века. По одним источникам в двадцатых, по другим – в тридцатых годах стены театра приобрели привычный современникам зеленый фасад. Тогда комиссия решила: это выделит здание на фоне окружающего архитектурного ансамбля. Петербуржцы гадали, как впишется в современный пейзаж хорошо забытый старый цвет театра.
Вернувшись с каникул, труппа БДТ узнала, что здание хотят перекрасить и коллектив восстал: окраску театра менять нельзя. Зеленый для них не просто цвет, а связь с эпохой Товстоногова. Этот главный режиссер создал одну из сильнейших театральных трупп в мире и, по словам многих театроведов, сделал из БДТ первую сцену страны. Историк архитектуры Алексей Лепорк поддержал артистов: «Зачем возвращать прошлое?». Зеленый цвет – это уже символ БДТ, часть бренда театра. Именно такой БДТ мы знаем по открыткам, фотографиям, путеводителям и рассказам. Артисты эту битву выиграли. А лично мне жаль…

Исторические открытия у реставраторов до сих пор нередки. Татьяна Викторовна вспоминает реставрацию Павловского дворца:
– Жизнь часто посылает мне интересных людей. В Павловском дворце архитектор, с большим опытом советской школы, показала мне выкраски стен гостиной, оставшиеся от реставраторов 60-х годов прошлого века, которые всеми силами пытались сохранить историческую правду, и воскликнула: «Таня, посмотри, архитекторы в ХIХ веке не боялись ярких цветов, насыщенных!!! Если в БДТ в упомянутой комнате был глубокий бордовый, насыщенный оливковый, то здесь гостиная выкрашена в лимонный цвет! В XIX веке здесь было сочетание лимонного цвета и белой лепнины!!!». Комиссия, выслушав ее предпочтения, прислушалась к мнению молодого архитектора и приняла решение покрасить белым цветов все: и стены, и лепку. А жаль, что мы не прислушиваемся к той, прежней гильдии архитекторов, которые пытались сохранить исторический облик зданий, историческое цветовое решение интерьеров…

Здесь дверь всегда открыта

2018 год – новая веха в жизни нашей героини: она стала преподавать декоративную композицию в Детской школе искусств Красносельского района. Так она оказалась в Сосновой Поляне. Дети… Особый мир… Прекрасный мир, где всегда есть маленькое или большое чудо…

– Моя цель – привить детям любовь к нашим русским узорам, орнаментам, росписям. Дипломная работа моих выпускников – мезенская или пермогорская роспись, а это все краски нашего Севера. Оказывается, я люблю общаться с детьми. Эта работа для меня очень важна: на дворе XIX век, когда у каждого мобильные телефоны, компьютерные герои, и рядом с этим я, которая должна помочь им сохранить исконную русскую красоту, любовь к своей родине, к ее истории, к ее традициям и народному творчеству. Восемь лет учебы в нашей школе – большой срок. Что бы они ни делали – расписывали сувениры, писали натюрморты – я хочу, чтобы у них был неформальный взгляд на свое творчество, чтобы они не потеряли живого отношения к окружающему миру. Даже если они не станут профессиональными художниками, они вырастут порядочными, неравнодушными, творческим людьми. Это моя задача. Что такое мир искусства? Это параллельный мир нашей жизни. У каждого будут светлые, радостные события, но могут возникнуть и обстоятельства, полные тьмы и печали, а у них всегда есть дверца в этот мир, куда они могут зайти и быть там счастливы.

«Уроки декоративной композиции в нашей школе похожи на сказку! Мы расписываем деревянные сувениры, придумываем интересные решения и часто разговариваем с Татьяной Викторовной о росписи и русском народном мастерстве. Эти уроки пронизаны любовью и уютом…»
(Саша Емельянова, выпускница 2024 г.)

Я смотрю на эти узоры и понимаю: точно русские! Эти расписанные в народном стиле сувениры – подносы, игрушки, матрешки – многие помнят с детства. В России насчитывается почти два десятка разновидностей графических (где используются простые геометрические формы, линии, штрихи) и более 30 живописных росписей. Помимо эстетических задач знакомство с русскими традиционными росписями и художественными промыслами – прекрасный повод отправиться в путешествие по городам, которые всегда славились своими замечательными мастерами. Татьяна Викторовна не просто преподает, она хочет показать детям всю Россию. Или хотя бы некоторые ее уголки.

У ребят сложилась традиция мастер-класса: каждый год, летом, они едут в Окуловский район Новгородской области к известной собирательнице прялок Елене Анатольевне Константиновой, которая пишет методическое пособие по росписи прялок Новгородской области. А роспись там удивительная – пальцевая! Да, в старину прялки расписывали не только кистью, но и пальцами. Детям очень нравятся эти поездки, потому что помимо экскурсии по музею прялок, они еще и сами расписывают приготовленные для них фанерные прялки-сувениры.

Ученики Татьяны Викторовны ведут яркую, насыщенную событиями жизнь. Постоянное участие в ежегодном международном фестивале «Земля детей», выставки их работ в Доме композиторов, в здании Дворянского собрания, участие в социальных проектах, посещение психоневрологического интерната (по их искреннему желанию), где они дарят расписанные сувениры.
Совсем недавно, 12–14 сентября прошел Всероссийский круглый стол, посвященный развитию народного творчества в школах искусств, где наша героиня демонстрировала работы своих учеников на этом представительном собрании. А еще класс Татьяны Викторовны всегда откликается на знаковые исторические события:
– В этом году мы участвовали в проекте «Блокадная аллея памяти», организованном преподавателем музыкального отделения нашей школы и композитором Андреем Михайловичем Коваленко. Кстати, вы, Нина Борисовна, тоже в нем участвовали: тогда была исполнена его музыкальная пьеса «Блокада», написанная на ваши стихи «Блокадная малышка», а дети представили серию работ, посвященных блокаде. Все было на высоком уровне. Я убеждена: всегда нужно ставить высокие цели – только тогда наше поколение будет прекрасным.

У Татьяны Викторовны есть дочь и сын. Я спросила про золотую рыбку и про три сокровенных желания этой замечательной женщины:
– У меня их только два. Первое – пусть мои дети будут счастливы. И второе – увеличить лимит желаний)))
В этой улыбке, в смехе, в шутках вся она: легкая, романтичная, возвышенная. Такой ее любят дети. «Учитель, перед именем твоим…».


Рецензии