ArtMasters 2024

компетенция
«художник театра кукол»

Защита и театрализованный показ
31.08.2024 ГТЦК_Образцова
Награждение
01.10.24 Бетховенский зал Большого Театра
Главный эксперт____________Никоненко В.Л.
Линейные эксперты__________Платонов В.Л.
                ______Севбо А.С.

Финалисты:    

10.  Максимова Валерия (Лев) __2000_ Псков
9.   Софья Горустович (Аквариум)__2002 _Санкт-Петербург
8.   Говязин Алексей (Слон)__1996__ Пушкино
7.   Шибанова Елена (Лебедь)__2003__Владивосток
6.   Галина Слесаренко (Черепаха)__2002__Ханты-Мансийск
5.   Холмушина Елизавета (Кукушка) __2002__ Санкт-Петербург
4.   Соколов Никита (Пианисты\антилопы) _1996__Нижний Новгород
3.   Опалев Дмитрий (Кенгуру) _1990__Санкт-Петербург
2.   Модерау Миа (Ослик) __1990 __Элиста
1.   Феридэ Енамукова (Птичник)__1992 __Нальчик

==============================================


Друзья мои!

Еще раз хочу обратиться к вам уже после того, как все официальные мероприятия позади, петушки на палочках розданы, фанфары Большого театра затихают в ушах. Два слова самых общих.

По условиям Artmasters мы были ограничены в способах и в объёме коммуницирования с вами, с участниками.
Не было ограничений только на телепатическую связь.

В выступлениях на церемонии награждения часто слышалось «наставник» вместо «эксперт». Согласитесь, это противоположные роли. То есть, не одни мы изнывали от трудностей с определением своих обязанностей, которые постепенно превращались в привязанности. К вам, дорогие молодые художники и мастера.

Трудно было удержаться от более-менее понятных отношений «учитель-ученик» так же как и от личных симпатий и желания поруководить процессом.
Оставались только язык телепатии и приподнятой брови и, разумеется, круглосуточная техподдержка.

По сути наша «компетенция» сложилась из двух. Или из трёх.
Artmasters была заявлена формулировка: «художник-кукольник».
Нам это сразу не зашло. Во-первых, рифмовалось с «композитором-песенником»;))).
Композитор, который пишет только песенки – это как лягушка, которая умеет красиво квакать. А про трехчастную сонатную форму не слышала с детства.
И мы попытались извлечь наименование «компетенции» из наших собственных жизненных опытов. Ближе всего подошло номенклатурное «художник театра кукол».

То есть это и сама театральная кукла, которую необходимо замечтать эскизно и потом как изделие, материально;  а так же сочинить мир, в котором эта кукла – персонаж – неплохо себя чувствует в лучшем смысле.
То есть соединение в одном флаконе сразу трех эссенций:
- драматургии (минимальной),
- изобразительности в широком смысле (художник, дизайнер, куклодел)
- умения вообразить историю, разворачивающуюся во времени (режиссерский минимум).

Ну а дальше вы все знаете.

==========================

10

Максимова Валерия \ Псков

Отличная была работа по самому первому заданию (мальчики-девочки)
Вам жребий пал на один из самых ярких музыкальных пьес сюиты Сен-Санса - «Королевский марш льва».

А дальше пошли путаться мысли. Путаться музыка, мелькать образы известных вам постановок. То, что в вашем театре уже шли подобные спектакли - в данном случае только затемняло вам горизонт готовыми решениями.
 
И перед вами встали на первый взгляд несложные задачи.
И миражами поплыли известные вам чужие постановки.
С одной стороны, вроде делай что хошь и будешь ты хорош.
С другой – не малый ремесленный опыт работы по изготовлению кукол в театре кукол.

То есть можно ошеломить своим умением решать крупные профессиональные кукольные задачи. И хрупкая скарлупка «я хочу» накрылась огромной волной «я умею».

Мы с интересом наблюдали за серфингом Валерии на крошечной досочке творчества по могучим волнам ремесла. В итоге классный бутафор победил робкого творца.

Ваша кукла превосходно смотрелась на общей фотографии эффектной рекламой магазина мягких игрушек. Даже, скорее, рекламой некого кукольного заведения, которое особкнно нравится воспитательницам детских садов.

В этом нет абсолютно ничего плохого. Это крупно, ярко и неплохо продаётся.

Нам как раз нужны были разные работы участников с разными взглядами на искусство играющих кукол.

Вы поступили на кафедру театра кукол по специальности художник-постановщик театра кукол. Это сама по себе великая победа! От души поздравляем вас!
При том, что ваше поступление мешалось с нашими артмастеровскими шалостями, вы очень правильно расставили приоритеты и вы, Валерия, выиграли свой главный приз!

Мой робкий совет, который вы можете сразу же забыть:
«по капле выдавливайте из себя бутафора театра кукол,
ваши горизонты много шире и в них есть место для разных неожиданностей»

PS
часто бывает так, что театральный художник в начале своего восхождения сталкивается с былинной темой: три дороги, замшелый камень и дорожные указатели:

1. Пойдешь налево - сопьешься. Но не сразу. Сначала ты станешь получать много денег и будешь исполнять чужую волю, вкладывая свой талант и умения в прокрустово ложе чужих заданий и чужих "я хочу".
Чем неприятно прокрустово ложе? - отрубают все, что не поместилось и торчит.
Это больно.
И обидно.
Но есть и приятный стороны.
Тебя зовут, тебя ведут, ты нужен, твой телефон непрерывно трубит "торреадор, смелее в бой", и все тебя хотят.

Чем это грозит? - спиться когда звонки по какой-то неуловимой причине завянут и в страхе перед мертвой трубкой, умными собачьими глазами смотреть в рот своего патрона режиссера, даже если он морозит очевидную чушь.

2. Пойдешь направо - будешь яркой, ошеломляющей личностью. Будешь иногда ошибаться, но так, что твои ошибки со смаком станут зеркалить фолловеры и эпигоны, превращая в ... забыл слово, когда все повторяют чужие глупости и радостно вывешивают на территории мессенджеров.

Будешь взлетать
Иногда падать,
но, в целом,
выступишь таким Илоном Маском
своей театральной судьбы и карьеры

3. Прямо пойдешь - тихой мышью просидишь в светелке и всю жизнь делать будешь своё дело прилично, с тайным удовольствием; станешь непревзойденным в профессии, будешь видеть все вглубь и вдаль на сотни миль и, если повезет, найдешь своё место в штатном расписании театрального заведения.

Где порой будешь чувствовать себя серым кардиналом, исподволь влияя на решения руководства, чтобы так, степ бай степ, прокладывать путь для себя вместе с кораблем, на котором плывешь. Это гуд.

Чем сердце не успокоится?
в России больше чем две проблемы,
их три:
дураки, дороги и НАЧАЛЬНИКИ
Именно они не дадут просто и честно делать своё дело
Поэтому
ЧАЩЕ ВСЕГО МЫ СОСТОИМ ИЗ ВСЕХ ТРЕХ ЭМАНАЦИЙ
И в наших силах правильно расставлять приоритеты.
Ваше поступление доказало, что вы умеете правильно расставлять приоритеты.

ВЫ МОЛОДЕЦ
ТАК ДЕРЖАТЬ!

==================================

9

Горустович Софья \ Санкт-Петербург

Спустимся на позицию ниже и вспомним задание «мальчики - девочки».
Уже на это задание Софья  отреагировала  как ребенок, выросшей под роялем, с барабанной установкой вместо люстры на потолке и с тромбоном, призывающим домашних к ужину.

Иными словами, чудила и проявляла известную рачительность с потрошением своей юной головы.
Этот опус был воспринят экспертами неровно. Немножко нервно и с доставанием из сюртука театрального бинокля, чтобы из первых рядов рассмотреть, что за чудо такое образовалось в результате миллиона лет эволюции.

Тема второго, основного, задания как иголкой бабочку, приколола Софью к её давней мечте – прыгнуть аксолотлем в аквариум своей души. Где уж неизвестно с какой поры, грациозно колеблясь, шевелило фибрами неизвестное существо, сильно напоминающее сбежавший из тюрьмы черепной коробки крупный неестественный интеллект. Типа мозга доктора Джекила и мистера Хайда.

Мозг мог принимать любые решения, но они никак не влияли на его судьбу.
Но на судьбу своего восторженного исследователя они существенно повлияли, и таким образом, участнице чемпионата ArtMasters в номинации художник театра кукол Софье Горустович из Санкт-Петербурга, достался самый лакомый кусочек пирога от Сен-Санса – музыкальная пьеса «Аквариум». Музыка дивной красоты.

С той поры один линейный эксперт чемпионата, потерял сон.
Вскакивал несколько раз за ночь, пронзаемый мыслью:
«как там Софья Горустович!? покормила ли она на ночь свой мозг, не выпьет ли он всю её красоту на рассвете? подлила ли ему свежей рибонуклеиновой кислоты, как он любит?»

К чести своего создателя и по настоятельным телепатическим намёкам господ экспертов, мозг мистера Хайда прикинулся морально стойким восемь/с половиной ногом.
Отрастил щупальцы и обзавелся третьим глазом. Продав первые два, на все
деньги приобрёл подержанный смычок для игры на виолончели, в глубине
гипоталамуса надеясь стать струнным музыкальным инструментом.

Я кратко пересказал проект миниатюры Софьи так, как я его понял.
На деле все обстояло намного первосортнее и драматичнее.

В результате мозг обрел форму и устройство, свойственные некоторым  глубоководным тварям, которых видели однажды из запотевшего иллюминатора батискафа Триест и не успели сфотографировать. Интригует!

Во всем остальном, Софья проявляла себя как вполне себе земной человек, весьма дружелюбный и очень добросовестно ответственно относящейся к своим непростым обязанностям – довести дело до конца и ни на секунду не предать своего боевого товарища восемь-с-половиной-нога. И показ с защитой состоялся по всем законам большого театра и его окрестностей.

Более того, Софья уже реальный действующий театральный художник, а возможно, и не только театральный, и мне осталось только выспаться без ложной тревоги за Софью и, засыпая, пожелать ей всегда быть верной своей идее и своему предназначению на этой земле. И не только на этой.

Чудеса случаются, если смотреть на мир такими чистыми, радостными глазами, как у Софьи, а в бэкграунде иметь и третий, осьминожий глаз!

==========================

8

Говязин Алексей \ Пушкино

«Эллины ищут знаний, иудеи – знамений»

Алексей, кажется, хотел порвать кукольный мирок своим масштабом и натиском. Мирок театра кукол удивился и не покорился.

Издалека.
Америка образовывалась как заатлантическое продолжение западной Европы.
Но Христофор перепутал берега, Америка  оказалась отдельным материком и отдельным миром.

В театр кукол сбегали выходцы из всех профессий.
Но театр кукол не стал продолжением сатурналий, драмы, комедии, религиозных шествий и шоу карликов.
Театр кукол стал отдельной америкой. И туда попасть без визы затруднительно.
А получить вид на жительство порой и вовсе анпосибл.
Иногда и просто незачем. Хотя там все кажется таким элементарным, удобно смасштабированным, в ползунках и чепчике.
Но это только с высоты географической карты.
А так – это ложа. Не скажу масонская. Но весьма закрытый клуб.
Страсти на этом континенте не смаштабированы, согласно размерам кукольных сцен, а ещё какие взрослые.

Подводочка было вот к чему.
Алексей, вы захотели проникнуть в мир театра кукол через балкон «шоу».
Это не наказуемо. Но ваш «слон» на кукольном балкончике застрял, как и его кузен в посудной лавке. Вы это сами почувствовали.

 Мы с изумлением наблюдали, как ваш проект стал постепенно превращаться  в спускаемый модуль для высадки астронавтов на Сатурн.  Отчасти гордились тем, что в недрах кукольной  компетенции замышляется такой ответственный аппарат.

Кукольники много чего видели. И они отлично знают разгадку квантовой механики, что кот профессора Шрёдингера - это кукла, и он станет живым под прищуром наблюдателя и только при условии живой руки и мысли кукловода, и так, по документам, он глубоко мёртв и обработан антисептиком на всякий случай.

Ваш ответ на первое задание "из чего состоят мальчики ..." был блестящей находкой и стал визой для входа в театр кукол под флагом эксперимента и невыносимой легкости бытия. Если бы вы так же разобрались, полушутя, полуиграя, с основным заданием, то смогли бы  отобрать призовое место.

Вы пошли хоженым путем.
Хоженый ребятами из мира импровизации, мира актерских этюдов, мира эксперимента и шоу с новыми цивилизационными материалами.
У вас все могло бы получиться с блеском и раскатами зрительского хохота.

Но, скорее всего, ваша серьезность и умение решать масштабные технологические задачи сработали несколько против вас.
Но все равно, в последний момент из цифрового небытия "слон" собрался воедино.
Каким-то непостижимым образом.

 Хотя чуда не произошло. Потому, что по сути это актёрский пластический этюд на импровизацию с объектом. Или внутри объекта. Что, соответственно, требует своего энтузиазма, времени и азарта.
Как предложение - ОК.

Как  итоговая работа вызывает одновременно и восхищение и ряд вопросов.
Но вы уже состоялись в профессии художника постановщика.
И этот опыт, уверен, дал вам  возможность подпрыгнуть и зафиксировать какую-то  важную взятую высоту.

Было очень приятно познакомиться.
Хотелось бы продолжить сотрудничество.
Потому как ваши  целеустремленность, умения в самых разных областях и обстоятельствах, интеллектуальность, компанейскость и, как мне показалось, лидерские качества  - прям очень ОК!
Успехов!

============================

7

Шибанова Елена \ Владивосток

Лена, не расстроилась?
Все отлично! Ваш воскресающий лебедь запомнился.
Вы оказались немного не совсем в своей тарелке.
Но вы оказались способны на главное:
попытаться сделать эту тарелку своей.
И это почти получилось.

вам мешали, возможно
1. наши советы
2. благие намерения
3. профессиональная среда театра им.Образцова, где все располагает к умелому и высокооктановому взаимодействию со станками, напильниками, завпостами, мастерами  на все случаи жизни, где идёт бесконечный, профессиональный, высокотехнологический процесс протезирования человеческой природы в кукольную.
Чтобы никогда никому не пришло бы в голову, что театр кукол это когда все сделано из палки и говна и все рыдают и смеются попеременно непонятно над чем.
Немного высокопарно, но примерно так.

Можно сказать, что технологии и логистика производства вас немного увели в сторону от условий вашего «театра». Его следует определить более как «перформансный театр», синтеза и анимации, театр объекта и субъекта, «театр неправильных действий» - более, чем просто «кукольный театр».

Возможно, что нам следовало бы зайти совсем с другой стороны.
Помочь вам не со стороны логики и здравого смысла, а со стороны философии «не логики», перформанса и предоставить полную свободу действий и дать вам денег, чтобы вы сами закупили все, что надо и не определять порядок ваших действий, а просто отвечать на вопросы и давать необходимую помощь в сфере технических услуг.

Ваш «лебедь» безусловно должен быть таким шокирующее-прекрасным,
духо-захватывающим  экшином.
Но то ли на этом этапе вам  смелости не хватило.
То ли выветрился азарт заочного выступления (присланный ролик).
Это особое искусство.
Смысл его не только в том, что без труда не вынешь рыбку из пруда, но и в том жесте, который художник совершает внутри себя и вовне.

Вовне у нас кое-что сформировалось. Опять же свет, дым. Босая юная леди в белом.
Внутри было красиво, но пусто.
Снаружи не свершилось той вспышки, от которой захватывает дух.
не только у мужчин.
Словом, вы молоды, чудесны, и простите нас, что мы вам все испортили своими благими намерениями.
Но это не со зла, поверьте.
И спасибо вам, что вы создали дух вольного молодого творчества в мастерских академического театра, где тени отцов Гамлетов чахнут над тенями любимых Гертруд.

==================================

6

Слесаренко Галина \ Ханты-Мансийск

Мне пришел на память сон одной интересной обезьяны.
Британские ученые из Санкт-Петербурга разработали особый мимическо-пантомимический язык, по типу языка глухонемых, и обучили ему нескольких своих подопечных обезьян. Одна обезьяна оказалась особенно хорошей ученицей.

Освоившись в новом языковом пространстве, обезьяна рассказала британским исследователям свой сон. Её сон был такой.
Обезьяне приснилось, что она птица и что она перелетала с дерева на дерево и потом полетала немного в небе.

Сон, рассказанный Галине её подопечной черепахой оказался в какой-то степени сном обезьяны, приснившимся черепахе.

Вы были исключительно упорны в своей вере в этот самый сон.
До такой степени, что в конце концов и мы его увидели.
Не скажу, что прям так и поверили.

Но мы поверили в ваше упорство и желание во чтобы то ни стало
овеществить вещий сон обезьяны, приснившийся вашей черепахе.

Если бегло окинуть взглядом мастерские театра им С.В. Образцова в дневное время, то могло показаться, что в нём безраздельно царит черепаха. И самое крупное событие этого производственного сезона будет взлетит или не взлетит черепаха.
И, собственно, сколько она сможет продержаться в воздухе, при условии, что концы её шарфика будут расписаны антигравитационным батиком.

В итоге вс` получилось. Черепаха пережила сложный эволюционный процесс,
взлетела, правда без особой уверенности, что сможет это повторить, но сон на то и сон.

В секторе «критики» я могу сказать только то, что даже простые идеи, которые могут тревожить по ночам обезьяну,  вполне достойны реализации, если в них верить со всего размаха вдохновения, изо всех сил молодого творческого организма.

Мне же не одному казалось, что на протяжении всей работы в мастерских, вас ни на секунду не оставляло творческое горение?

Уверен, что будь ваша полная воля, вы смогли бы извлечь из этой истории много чего интересного и поставить чудесный детский спектакль, скажем, на сцене небольшого театра.
И самой отрежиссировать его близко к тому, как вам рассказала сон черепаха.
Не сразу, но получилось бы.

Удачи вам во всём!

=====================================

5

Холмушина Елизавета \ Санкт-Петербург

Лиза, мне очень, очень, очень жаль, что нельзя на один пьедестал встать вдвоем!
Но вы профессиональный художник, вы коллега. И вы понимаете, что искусство это поиск, бесконечный, мучительный, поиск того, чего не было, гонка за тем, что невозможно догнать, но можно сказать стоп и начать все сначала.

Ваш путь в рамках задания по «Карнавалу животных» во многом строился на преодолении своих стереотипов.
То, с чем вы вошли в «Карнавал» и то, с чем вышли - это два разных горшочка.
Даже так: два разных художника.
Первый был художником-оформителем сцены, надо сцену – пожалуйста, надо куклу – будет вам кукла.
Нужно чудо? – да будет чудо!
То есть у вас есть рецепты. Есть способ удивить, где-то блеснуть умением, немного придавить обаянием и напором. Вы сможете добиться того, чего от вас хотят.

В данном конкретном случае вы прикрывали растерянность умением.
И это выглядело на первый взгляд не плохо.
Это можно было продать.

Но вы столкнулись с тем, что от вас никто ничего не хочет иного, чем хотите вы сами.
И пришлось спешно переселяться из «я все знаю, все умею» на более тонкий план.
Где правят бал простые истины, число Фибоначчи, пропорции, законы пространства, композиции, и логика визуального ряда.

И то, что получилось у вас в  итоге, я приравниваю к чуду.
Редко кто способен на такой головокружительный прыжок к самому себе.
У вас это получилось.
Спасибо нашим замечательным Викторам Леонидовичам.
Они создали предпосылки для такого квантового скачка.
Вы теперь не совсем та, что вошла к нам в начале этого так наз «чемпионата».
Ваша действительная  награда  – держите её! – это преодоление себя.
Это самое важное.

Теперь, смею думать, вам по плечу любой сложности театральные фигуры.
Прикрыться умением вы могли и раньше. Но теперь, после того, как вы прошли инициацию «Кукушки», вы знаете куда более тонкие, более сложные внутренние мотивы творчества и дай вам счастье научиться их из себя с легкостью извлекать.
Ваша внутренняя мифология со временем будет набирать силу
и мой бесполезный совет:
прислушивайтесь к ней! она вас не подведет! ваша внутренняя мифология - это те три кита, на которой качается внешний мир, как он вам представлен.

Романтично …
=================================

4

Соколов Никита \ Нижний Новгород

Первое, самое верное, впечатление от работы Никиты - это ну прямо
чудо чудесное.
По порядку.

Лирическое отступление.
Опыт своих первых марионеток  (marionnette a fil) завел в меня в тупик.
Их делать очень интересно и приятно. Можно резать пожалте, где угодно, с собой штихель, нож и недошкуренная липовая коленка.

20 лет ушло на то, чтобы прослыть мастером марионетистом,
но в глубине души тлело глубокое разочарование теми пределами, которыми ограничивают сапожные нити жизнь созданного тобой трепетного существа.

Марионетка на нитях это своего рода любовь без ответа.
Чуть только подвесил, и сразу минус 90% ее жизни.
Сам процесс подвески марионетки сродни пассов нейрохирурга над липовым страдальцем. И, увы, частичный паралич неизбежен. А дальше печальней.

После того, как удаётся вернуть куколке 50% возможностей ее суставов, кукла попадает в руки актера. И, где ваш парабеллум, виконт, устроить пальбу и последнюю пулю оставить себе!

Короче, опыт с марионетками закончился тем, что я перешел в балет.
Там те же прелестные фигурки и, не поверите! прыгают сами!

Но был и промежуточный опыт.
Когда марионетка не сдается в приют для непослушных кукол типа театра марионеток имени не скажу кого, а без всяких филей передаётся в трепетные руки трепетных актеров маленького частного театра и - есть контакт!
Но это редко, мало, мило и далеко. И бесплатно.

Никита, вы сползли с музыкальной драматургии Сен Санса, если можно так сформулировать, сразу и навсегда.

Мы встрепенулись. Участник забега сошел дистанции и нюхает ромашки на лугу.
 Но ваши образы обещали пленительность и некую субстанциональность архетипа, воплощенные в изнеженных  сочленениях и мудрёности мифологических конструкций.

Мой 20 летний опыт, как показалось, вы смогли пробежать за считанные секунды второго модуля чемпионата, в чем вам был в помощь Виктор Антонов,
гл. худ. т-ра им. С. Образцова, марионетист №1.

И это, уверяю вас, стоит первого места.
Которое, кстати, вы вполне могли бы отвоевать, если бы воевали.
Но ваш миролюбивый нрав, тонкость душевной организации, благородство обеспечило вам прочное 4 место.
Думаю, что это не все, чем побалует вас судьба.
Думаю, уверен, вы сможете достичь именно того, чего вы и захотите.
Примите мое восхищение вашей работой!

=====================================

3

Опалев Дмитрий \ Санкт-Петербург

Теперь у меня есть человек, к которому я смогу обратиться за помощью в деле кукольных баталий.
Дима, вы плотно и точно шли на этапе реализации, прямо сказочно правильно и грамотно.

Ваш Глазорукий Пузоног был ярким украшением театрализованного показа.
С ним было легко работать актерам на площадке.
Он неплохо корелировал с музыкой Сен Санса.
Он на ура воспринимался зрителями.

Он заключал в себе множество пластических возможностей, и все они были в тему, и это было видно как на площадке, так и в процессе создания, чему мы все были свидетелями.. Не говоря уж об управляющей механизации.
Призовое место – заслуженно!
Если оценивать ваш выход только через ремесло – это первое место!

Но если брать на анализ воду из того ручейка, откуда начинается река, то в этом источнике можно обнаружить чужое ДНК.
То есть, это существо гибридного класса, живет не столько в ваших снах, сколько кочует, слегка меняя макияж, от одной разновидности попкультуры в другую субкультуру.

Вы можете с полным основанием сказать: я ничего подобного до того не видел и слепил своего персонажа из того, что было у меня в голове.

Принимается.
Но факт остается фактом: этот персонаж – брат близнец  целого племени существ с подобными портретными данными.
В данном случае это вроде даже неплохо.
На показе было вполне уверенное в себе существо, которое представлял его создатель, такой же обаятельный и уверенный человек.

Если мне дозволено раздавать советы, то я могу посоветовать:
- заглядывать перед последним решительным шагом в и-нет ресурсы и, по возможности, избегать очевидных повторений.
И ещё один совет:
- не слушайте ничьих советов!

Если уж судьба назначила мою скромную персону судьей, то я могу только восхищаться вашей работой и признаться, дыша виноводочным перегаром
по случаю фуршета:
- Дима, я бы так не смог! Ты – гений! Возьми меня в подмастерья!

и да, особое восхищение, которое вызвала клаузура (black box)!
Умение так сконцентрироваться, рискнуть, не побояться создать за час – полтора целый мир-театр со своими своими  порталом, зеркалом сцены,
тенями, туалями, законами, масштабами, эстетикой!
Это блеск!
=================================================

2

Модерау Миа \ Элиста

Господа, позвольте мне быть не объективным.
Я питаю слабость к "Метаморфозам" Апулея и его главному герою - ослику Луцию.
После Ветхого и Нового Заветов это книга книг, и даже Илиада на гекзаметре сползает на полступени ниже. Это чисто для меня.

Поэтому, когда я увидел букетик фиалок на столе у Мии (склоняется?) а рядом милейший лик осла, раз в четверть часа превращающегося в самку богомола, я  спохватился и сделал физиономию стража порядка.
Никаких слез умиления и восторга, только встать, суд идет.

Что в работе участницы-финалистки из Элисты особенно ценно?
Точно! - Драматургия.

Драматургия, заключенная в самой кукле.
То есть само устройство куклы рассказывает её кукольную балладу.
Её дизайн, её материал, если он не скрыт под левкасом, её (самое ценное) метаморфоза.

Драматургия куклы это не литература, ни в коем случае.
И часто в театре кукол драматургия (инсценировка, пьеса) бывает столь беспомощна, а внутренняя драматургия куклы (сочиненная художником) столь интересна, что кажется будто и спектакль получился, смотреть можно.
Когда они более-менее равны – тут явится нам всем театральное чудо.
Редко, но оно случается.

Есть один интересный момент.
При переводе с языка на язык поэзии, прозы ли, теряется изначальное произведение, оно исчезает. И появляется новое произведение – это, разумеется, в лучшем случае.
Чем дальше от первоисточника, тем бывает лучше перевод – как произведение искусства литературы. Чем теснее перевод прижимается к оригиналу, тем больше подозрений, что это подстрочник.

Так и с литературным текстом в театре, и особенно в театре кукол, где драматургия куклы возможна только языком, свойственной кукле.

Это первое.

И второе
кукла ослик в исполнении Мии Модерау представляет собой некий драматический концентрат, который, если не разложить на события, на каналы связи с другими персонажами, покажется избыточным.
Это сказалось, по всей видимости, и на высоте пьедестала.

То есть, персонаж со всеми своими качествами и выдумками выглядит как некоторая недо-осуществленность, и в то же время мелькает впечатление легкой избыточности, перебора в деталях. Как будто мелодия из простенькой, песенной аранжируется в сложную симфоническую форму.
Но оценить и насладиться этой сложной симфонической формой, не позволяет заданный короткий метр.

Как будто мы услышали фрагмент 1 симф Малера 3 часть, где в основе простая мелодия типа «ах, мой милый Мартин», возносится до верхних симфонических небес.
Это я шепчу вслух о том, почему не 1 место.

Модерау Миа прекрасно справилась со всеми этапами задания.
Сверхответственно.  Будто держала оборону, она билась над почти не разрешимыми задачами, которые сама же перед собой и поставила.
Но к чести участницы, все части её плана срослись в очаровательную куклу, серьезную, очень не простую работу.

Про глаза с волшебным светом из драгоценного камня я тоже скажу.
Это очень важно.
Это абсолютно не нужно.
Есть полиэфирка.
А потому особенно ценно.
Это жест художника.
Он дарит своему произведению лунный свет.
Как дарил Александр Бенуа своей кукле-марионетке Белинде («сп.Силы любви и волшебства» 1906 г.) настоящие драгоценные камни и считал, что настоящая кукла, как и картина, не может быть фальшивкой.
Хочется разбить о Мию бутылку шампанского, чтобы ей плыть по морям-океанам творчества и успеха.
=====================================

1

Феридэ Енамукова (птичник) Петух

Случайностей не бывает.
Начиная  с задания «мальчики-девочки» Феридэ запомнилась чудесным роликом, где решительно все было одухотворённо и проникнуто духом живым и  пронизано особой житейской мудростью, которую особенно ценишь на рассвете.
Уже в той работе  был очевиден, что сталкиваешься с чем то совсем незаурядным и не совсем простым.

Фериде в каком то смысле не повезло с ее музыкальной темой. "Птичник" не сулил никакого полета, ни во сне, ни наяву ни вообще никаких чудесатостей.
И с первого же  предварительного знакомства с проектом Феридэ, где эскизы и слова, стало ясно, нам тут делать нечего. Это лаконичное, отчетливо сформулированное, какое то совершенно фантасмагорическое, космическое,  решение  фермерской задачки о курице и яйце.

Первое, что ценно.
Просто, ясно, со вкусом решенные эскизы. Неважно, что это сделано предельно просто, на грани наива. А что, здесь кто то против наивного искусства?
Но это не наив. Так рисуется миф. Так рисуется некое бесспорно знание об устройстве мироздания, добавим, в темное время суток, когда реальность проступает дорожной разметкй и светящимися в ночи знаками при свете фар.

Пожалуй, Феридэ без особых колебаний, без резких компромиссов, без сладких панических атак и творческих обмороков, вела свою  мысль через сонеты щедрых советов, которых практически не требовалсь и не понадобилось; одевая свою мысль прямо в нужную материю,  нужные и понятные ей одной смыслы, светодиоды и светящиеся вещества.

Меня особенно растрогало то, что на вручении Феридэ выглядела прекрасной рыжеволосой ундиной и чуть растерянной, даже как будто расстроенной. Как она призналась потом, она была расстроена тем, что ее неправильно наградили!  Она считала, что у других есть работы сильнее.

Феридэ, вы умница.
Машинка судьбы н ошибается.
Не знаю, как бы мы вручную выбирали призовые места. Поубивали бы друг друга и плакали слезами раскаяния в московском  КПЗ .
Я рад, что места распределились просто методом технического  подсчета баллов плюс некоторый элемент рулетки в виде оценочного голосования зрителей.
Один маленький совет. Половина совета.
У вас все в порядке с внутренней мифологией настолько, насколько там вообще есть кому следить за порядком. Вы сможете сказать-передать свою волю тем, кто будет с вами сотрудничать в качестве художнипов-помошников. Но знаете, что в своей работе нужно быть не только хорошим творческим человеком. Нужно быть генералом.
Можно не быть. Зачем погоны, звезды, лампасы?
Согласен
Пришейте их изнутри потайным швом!
Успехов вам во всем
И удачной траты призового гранта!

==============================

Не теряйте друг друга!
А.Севбо

4 октября 2024


Рецензии