Сперанские
ШТРИХИ РОДОСЛОВНОЙ
Первое поколение.
1. Сперанский Николай.
Коллежский секретарь в г. Галиче.
Дети:
2-1. Сперанский Константин Николаевич (1872 г.р.).
Второе поколение.
2-1. Сперанский Константин Николаевич (1872 г.р.).
Окончил КосДС в 1893 г. С 1893 г. учитель Княжевской церковно-приходской школы. В 1895 г. перемещен в Спасскую церковно-приходскую школу посада Большие Соли Костромского уезда. С 1896 г. священник Крестовоздвиженской церкви с. Воздвиженское Кинешемского уезда. В августе 1917 г. уволен за штат. В 1917 г. избран председателем Костромского епархиального Исполнительного комитета.
Осенью 1900 г. у него неожиданно умерла жена.
1909. Список священнослужителей Костромской епархии, удостоенных наград ко дню Св. Пасхи набедренником… 12) Сперанский Константин, священник с. Воздвиженского Кинешемского уезда.
Уволен священник с. Воздвиженское Кинешемского уезда Константин Сперанский в за штат 10 авг. 1917 г.
«Отчет в Кинешемскую земскую управу священника Сперанского по ведению им пчеловодного дела на образцовой пасеке 1901 г.
Уездное земское собрание очередной сессии 1897 г., с целью развития в уезде рационального пчеловодства, разрешило выдачу беспроцентной ссуды в размере 200 руб. священнику села Воздвиженского Сперанскому на устройство образцовой пасеки, с тем, чтобы он ежегодно представлял земскому собранию отчеты о своей деятельности.
Во исполнение сего постановления уездная земская управа имеет честь представить в уездное земское собрание, полученный от священника Сперанского, отчет о ведении им пчеловодного дела на образцовой пасеке за время с осени 1900 г. по осень сего года.
К этому управа считает долгом добавить, что в уплату, выданной священнику Сперанскому, ссуды поступило в управу 50 руб.
В Кинешемскую уездную земскую управу.
Отчет по пасеке в селе Воздвиженском Кинешемского уезда священника Константина Николаевича Сперанского.
Осенью прошлого 1900 г. около половины ноября месяца мною было убрано в подвал всего 10 пчелиных семей, устроенных: девять в ульях Дадана-Квинби и одна в простой колоде. Подвал, на сколько позволяли жизненные условия, а равно и проживание мое в казенном (а потому, по обычаю, плохо или вовсе не ремонтируемом) приходском доме, был специально приспособлен для зимования пчел и в этом отношении имел в зиму 1900/1901 года в наличности удобства: относительную сухость воздуха, само собою устроившуюся, но все же прекрасно действовавшую вентиляцию и относительно ровную, мало переменчивую температуру воздуха. Единственным неудобством было обилие нахлынувших из лугов и полей мышей, все принятые против которых меры – кошки, мышеловки, травленный в аптеке овес, травленное мясо, сало и хлеб оказались цели не достигшими: мыши весною попискивали и в ульи свободно забирались, производя в них опустошения. Семьи пчелиные были очень сильными с осени и с хорошим запасом меду, а потому и вышли из зимовки все целыми, хотя и ослабшими.
Весна нынешнего 1901 г. была очень ранняя, а главное для пчел в высшей степени благоприятная: весеннее цветение деревьев, кустарников и цветов за весну ничем не задержанное, последовательно меняясь, прошло, не прерываясь вплоть до самого начала главного взятка, до 27 мая месяца; термометрограф за все это время только один раз отметил температуру за ночь (на 16 мая) Minimum + 1® Reomur. Пчелы поэтому все время находились в поле для естественного развития семьи вполне достаточном количестве и цветневую пыль (пергу) и мед. К концу мая каждый улей был в таком положении, что можно было любое выбирать – или отраивать или «пустить на мед», выбрано было последнее и отвести решено было вновь только два роя, в следствии чего к настоящему времени пасека состоит из 12 семей-ульев: 10 ульев – Дадан-Квинби, один Дадан-Блат и одной колоды.
С 27 мая месяца начался главный взяток, каковой с небольшими перерывами продолжался до 5 июля (в прошлом 1900 году с 13 июня по 19 июля). Если еще в первой половине июня дожди и перепадали, то после 20 июня и до начала августа встала сухая, бездождная, жаркая погода, в следствие которой уже 5 июля взяток совершенно прекратился и за все прочее время лета не только не прибыло больше ни единого золотника, но еще и пчелы вынуждены были питаться ранее запасенным в улье медом. По этой же с 10 июля началось избиение пчелами на пасеке трутней.
Прилагаемая при сем отчете диаграмма медосбора показывает, что всего меду в наблюдательном весовом улье за истекшее лето прибыло ровно почти два пуда, из них пуд семь фунтов поступило в пользу хозяина пасечника, а в улье осталось в запас для зимовки пчелам свыше пуда (считая остаток прошлогоднего запаса); всего же со всей пасеки в настоящем году получено до 8 пудов чистого меда.
Посетителей на пасеке в настоящее лето было менее чем в годы предыдущие, что объясняется отчасти двумя причинами: погодой, ускорявшей все сельскохозяйственные работы истекшего лета, а также рекламой о имевших быть в Кинешме пчеловодных курсах. Для меня все же приятно отметить тот факт, что и побывав даже на курсах, многие снова явились ко мне за разъяснениями, советами и – просто, снова и снова посмотреть на работы и положение пасеки. Могу в этом отношении указать на крестьянку дер. Починка Дюпихской волости, бывшую всю неделю на курсах в Кинешме, путешествующую в купе с прочими слушателями курсов и губернским пчеловодом во главе и в Велизанец и в Берестенку и нашедшую возможность, придя ко мне, сказать: «вот, везде, здесь все на деле видишь, да хорошо, когда человек своими руками как ему только лучше кажется, может сам все устравивать!» Она ночевала две ночи у меня в доме, с большим вниманием рассматривала новинку у меня для нынешнего года – американскую подушку на ульи Дадана, устроенную согласно личному моему пониманию значения и назначения ее для ульев американской системы, приспособленную вместе с тем служить и защитой ульев от мышей, попадающих на ульи сверху; осматривала кормушки и кормление из них и унесла от меня с собой книгу по пчеловодству Бертрана – «Календарь пчеловода».
Ценность инвентаря пасеки в настоящее время такова:
1. 11 семей в ульях Дадана с запасом меда свыше пуда по 25 руб. каждый –
275 руб.;
2. Одна семья в простой колоде – 10 руб.;
3. 33 фунта Ломакинской вощины «капанца» — 35 руб.;
4. 15 пуд. десятичные весы с разновесом – 28 руб.;
5. Maximum-Mininomax-ный термометрограф Reomur – 3 руб.;
6. Курилка, ножи – удалители портера, кормушки и проч. – 2 руб.;
7. 4 ящика улья Дадан-Квинби и Дадан – Блат по 5 руб. за штуку – 20 руб.;
8. Верстак с набором инструментов – 30 руб.;
9. Разный 8 сортов тес для поделок ульев – 45 руб.
Итого: 448 руб.
Сверх сего в течение настоящего лета приобретено:
1. Американская центрифуга для выкачивания меду, обошедшаяся в 10 руб.;
2. Шесть кормушек Дадана всего – 2 руб.;
3. Ватерпас для горизонтальной проверки – 2 руб.
Итого: 14 руб., а всего 462 руб.
Из полученных 8 пудов меду 4 ; пуда продано в июле же месяце по 10 руб. за пуд; 3 ; пудов меду оставлено в расход для дому и для нужд пасеки в будущем году при имеющимся предположении увеличить пасеку в более широких размерах.
Доход пасеки посему таков:
1. 8 пудов меду по 10 руб. за пуд всего – 80 руб.;
2. 2 улья Дадана – рои нынешние по 20 руб. – 40 руб.
Всего: 120 руб.
В заключение всего я должен доложить Кинешемскому земскому собранию, что мой долг Кинешемскому земству в количестве теперь 160 руб. в настоящем году не уменьшился вследствие, того что подлежащий уплате взнос очередной мною не сделан. Причина этому отнюдь не желание мое как-нибудь от платежей уклонится, но осенью прошлого 1900 г. неожиданно умерла моя жена; обстоятельство это, между прочим, сильно отразилось и на моих скромных средствах, вследствие чего я и оказался не только лишенным возможностей уплатить взнос, но и вынужденным сделать новые долги. Я имею возможность обещать при первой возможности тотчас исполнить взятые на себя обстоятельства по отношению к долгу, Кинешемскому земству, в доверии к каковому моему обещанию, я надеюсь, Кинешемское уездное земское собрание мне не откажет.
15 сентября 1901 г., Священник села Воздвиженского, что на Волге, Константин Николаевич Сперанский».
«В Кинешемскую Уездную Земскую Управу
Священника Крестовоздвиженской церкви села Воздвиженского Константина Николаевича Сперанского.
Отчет по пасеке
Осенью 1897 года, вследствие просьбы моей, Уездное Кинешемское Земство ассигновало для выдачи мне на устройство при селе Воздвиженском демонстративной пасеки 200 руб. Рассрочив возвратный платеж Земству выданной суммы на 10 лет. И поставив при этом условие ссуды соответствие хозяйства пасеки целям и видам Земства, а также предоставление ежегодного отчета Земству.
О имуществе пасеки и пчелах
По сему имею сообщить Кинешемской Уездной Земской Управе, что в течение истекшей зимы, а также и весной настоящего 1898 г. мною, священником Сперанским. В виду обзаведения будущей пасеки необходимыми на первое время вещами – пасечным инвентарем, приобретено и получено: 8 крестьянских колод с пчелами, 6 ящиков-ульев Дадана-Лангстрота, один пуд искусственной вощины первого сорта, десятичные пятнадцати-пудовые весы для ежедневного взвешивания наблюдательного улья, один улей Дадана-Лангстрота с пчелами, — уже в нем обжившиеся, для изучения (через ежедневное взвешивание его и в связи с другими наблюдениями) условий медосбора нашей местности, градусник (maximum A. minimum) для ежедневных наблюдений за колебаниями температуры воздуха дня и ночи и проч.
Стоимость всего обзаведения к началу лета достигла таким образом суммы ста семидесяти одного рубля и распределяется таким образом:
; 8 колод с пчелами – 40 р.;
; 6 ящиков ульев Дадана-Лангстрота – 24 руб.;
; 1 улей Дадана-Лангстрота с пчелами – 25 р.;
; Пятнадцати-пудов. десятичн. Весы с гирями – 28 руб. 90 коп.;
; Пуд искусственной вощины № 1 со всеми расходами – 45 руб. 50 коп.
; Максимальный и минимальный градусник – 4 руб. 50 коп.;
; Удалитель пчел Портера, курилки и проч. – 3 руб. 10 коп.
Всего 171 руб.
О наличии пчел
К началу пчеловодного сезона на пасеке в наличности всего было девять ульев: 8 колод и 1 рамочный Дадана. В течение лета четыре пчелиных семьи из колод были перегнаны мною в дадановские помещения-ульи и два из ульев Дадана потом были искусственно отроены. С моей стороны было приложено старание переселить более сильные семьи в новые для них помещения-ульи Дадана, прежде пробуждения у них естественного желания роиться.
К началу пчеловодного сезона стоимость самих семей пчелиных определялась в шестьдесят пять руб.
; 1 улей Дадана – 25 руб.;
; 8 колод крестьянских с пчелами – 40 руб.
В настоящее время всех семей на пасеке одиннадцать и стоимость их определяется в двести семь руб.
; 7 ульев Дадана, в общем каждый по 25 руб. – 175 руб.;
; 4 колоды крестьянских (меду небрано от них) по 8 руб. каждый в отдельности, всего – 32 руб.;
Стоимость прочего пасечного инвентаря почти нисколько не уменьшилось за исключением искусственной вощины, которой истрачено до 6 фунт. Таким образом на зимовку, а следовательно, и к будущей весне на пасеке имеется одиннадцать семей. Пасечный же инвентарь требует к будущему году пополнение, а именно – требуется приобрести воскотопку и центрифугу и около десятка ящиков-ульев Дадана, всего на сумму до 60 руб.
; На пасеке в течение всей весны и лета ежедневно производились наблюдения за колебаниями веса улья Дадана, установленного для этой цели на десятичных весах на все теплое летнее время. Результаты взвешивания улья тотчас отмечались в особой тетради-дневнике, где в особых графах отмечались также против каждого дня: показания термометра за день (maximum) и за ночь (minimum), а также состояние погоды, ветер и его сила и пр. Все это делалось с целью выяснения времени, условий и продолжительности медового взятка нашей местности. Кроме сего в особой тетради для каждого улья велся скорбный листок, где отмечалось, какое состояние, в котором каждый раз во время осмотра, каждый улей был найден, так и все, что делалось для улья хозяином. Само собою понятно, что записи эти обязательно предлагались для осмотра посетителям и каждый раз подробно выяснялась их цель и важное значение для самого пчеловода. Посетители пасеки также записывались для памяти в отдельную графу.
О работах на пасеке
Наконец, считаю необходимым упомянуть, что все главные работы: пересадка семей из колод в рамочные ульи, искусственное роение, вывод маток, дача их ульям и проч. произведены были исключительно только при посетителях. Самые работы эти произведены были все в праздничное время и это потому, что разве за исключением только необходимости и то случайной, мне не желательно было производить на пасеке какие-либо главные работы без участия сторонних зрителей. Эти же последние только в праздничное время, как свободные от работ, являлись ко мне на пасеку в большем количестве и на более продолжительное время.
1. Для наглядности доходности пасеки, зависимости медосбора от времени, погоды и др. условий, а также и ради выяснения важности пасечных наблюдений, к отчету этому я прилагаю составленную мною диаграмму.
2. Как население отнеслось к вновь появившейся пасеке – вопрос, которым, как мне думается, всего более интересуется представители Земства.
Осенью прошлого года, когда обнаружилось, что у священника Сперанского есть и знания и пчеловодная опытность и желание трудиться для пчеловодства. То помощник Григорий Федорович Хомутов предложил мне, священнику Сперанскому, устроить и ему пасеку из рамочных ульев, системы, которую я считаю наиболее целесообразною. Пред-ложение это было мною принято, а так как и у г. Хомутова приходилось дело вести с самого начала, т. е. с покупки простых крестьянских колод, то путешествуя по окружающим Воз-движенскую волость деревнями и селами, я постарался поговорить с крестьянами об ульях, везде выясняя:
; Что рамочное пчеловодство чрезвычайно выгодно, а между тем ведется легко и времени на уход за ними по сравнению с колодными требуется и тратится мало;
; Что для изучения его не требуется особой мудрости и проч.;
; Что, наконец, не угодно-ли желающим поучиться рамочному пчеловодству – пожаловать для этого будущей весной и летом в с. Воздвиженское на пасеку, где, в справедливости сказанного они сами «воочию» убедятся.
О посетителях пасеки
Такие беседы велись у Пречистой, в дер. Антропихе, Большом Санкове и др. Везде я видел сочувствие своим речам и желание поучиться с обещанием летом быть у Воздвижения. Весной и в начале лета, действительно, на пасеке у меня, в числе посетителей перебывались жители из каждой окружающей Воздвиженскую волости. Но постоянными, так сказать, любителями-завсегдатаями были лишь немногие. Это сельская (села Воздвиженья) молодёжь, подростки, школьники и школьницы Воздвиженской церковно-приходской школы. И в особенности Воздвиженской волости, деревни Милитина, крестьянин Василий Хрисанфов (по ремеслу – кузнец), старавшийся не пропустить ни одной пасечной работы, обо всем расспрашивавший и во всех работах предоставивший в мое распоряжение свою физическую силу.
Результат демонстративной пасеки
В настоящее время им же приобретены ульи с целью в будущем вести рамочное пчеловодное хозяйство. По его следам явился на пасеку полюбопытствовать и один из неверующих в ученые затеи в пчеловодстве, мельник, проживающий в дер. Тарасове, кинешемский мещанин Лаврентий Голубинский. Увидав теперь, в конце июля рамочные ульи, где каждый сот можно вынать, ничего не ломая, подробно осмотреть каждый уголок улья, не помешав даже обычным работам пчел, увидав эти улья, полные меда в количестве, какого его колоды и в самые счастливые годы не дают, ушел домой верующим, порешив под старость лет видеть для себя в этом обеспечение.
Как на уверовавших, можно еще указать на крестьянина дер. Большое Санково (Наволокского прихода) Алексея Васильева, на проживающего в дер. Берестенке (кажется Комаровской волости) мещанина Алексея Яковлева Шустрова и др. В числе посетителей был, по указанию Губернского пчеловода, приезжий специально для этой цели из Ярославской губернии управляющий имениями (чьими – точно не могу сказать) г. Колобков Николай Михайлович.
Превосходство рамочного пчеловодства
Как на один из внешних знаков понимания превосходства рамочного пчеловодства перед колодочным и сочувствуя к нему со стороны местного населения, могу указать на подарок, сделанный мне от проживающего в дер. Маркове Воздвиженской волости, кинешемского мещанина Ивана Адрианова Смелова. Из 9 своих колод, он две подарил мне, как учащему народ пчеловодству, с пожеланием, чтобы я и их переделал в рамочные ульи. Однако же не все старые пчеловоды нашей местности оказались склонными учиться или хотя бы поближе поинтересоваться тем, что показывает и чему учит священник у себя на пчельне – Иван Андрианов Смелов был в этом отношении исключение.
Приходя ко мне на пасеку посоветоваться то о том, как им справиться с пчелами-воровками и унять развивающееся воровство, или же о том, как спасти гибнущие будто бы от неизвестной причины ульи, теряющие своих маток и проч., они за глаза поговаривали друг с другом: «да, ведь, не он первый затейник, были и до него, чай побольше видали…вот будут холода, все ульи перемерзнут»…
Совсем иначе себя чествовали ученики и ученицы Воздвиженской церковно-приходской школы. Когда, вовсе не дожидаясь отдельного на каждый раз приглашения, с нескрываемым удовольствием они являлись каждый раз на пасеку, как только замечали хотя одного пришедшего стороннего посетителя. Непринужденность в обращении и постоянное старание быть поближе к разбираемому улью и проявляемый ими при этом интерес ко всему. Что показывалось, ввели меня в заблуждение, заставив думать, что пчелы их щадят и только потом из разговора с ними я узнавал, что никто из них отнюдь не был лишен и этого удовольствия.
В заключение считаю необходимым оговориться, что в будущие годы отчеты по пасеке, как уже вполне установившейся, будут богаче фактическим содержанием.
Августа 6-го дня 1898 года.
Села Воздвиженского священник Константин Николаевич Сперанский».
1898. Церковно-приходские школы по Кинешемскому уезду. Законоучитель Воздвиженской в с. Воздвиженском школы – местный священник Константин Сперанский.
1901. 1 января 1902 г. с разрешения Его Преосвященства Преосвященнейшего Виссариона, Епископа Костромского и Галичскаго была учреждена благочинническая библиотека при 3-м Кинешемском округе. Библиотека располагалась в селе Воздвиженском в церковном дом, устроенном для 2-го священника, на что изъявил свое согласие и сам 2-й священник села Воздвиженское Константин Сперанский, назначенный заведующим этой библиотеки.
1902. Кинешемский уезд. Законоучитель Воздвиженской церковно-приходской школы – священник Константин Сперанский.
Дети:
3-2. Сперанский Иван Константинович (ум. в 1925 г.).
4-2. Сперанская Анна Константиновна.
5-2.- Сперанский Александр Константинович (24.10.1899 г.р.).
Третье поколение.
3-2. Сперанский Иван Константинович (ум. в 1925 г.).
Женат на Лидии Александровне Успенской (04.02.1892-1956), дочери священника Преображенской церкви с. Серапиха Чухломского уезда Успенского Александра Ивановича (1850-11.05.1896).
Выпускник Костромского духовного училища 1911 года, II отделение, разряд 2: Сперанский Иван.
Из письма Байковой Т.Н. от 17.04.2020 автору: «Здравствуйте, Андрей Григорьевич! Нашла в своих записях следующее: муж Лидии Александровны Успенской – Сперанский Иван Константинович был священником в какой-то из церквей Костромы. Жили по адресу: улица Свободы, 47. В 1913 году родилась их единственная дочь Тамара, умершая в 2003 году. Сам Сперанский умер в 1925 году, а Тамара вышла замуж за Анатолия Павловича Куколевского, который был милиционером в Костроме. У них три сына – Борис, Владимир и Сергей, но все уже умерли. У Сперанского Ивана Константиновича была сестра Анна, муж которой казачий офицер. Фамилия неизвестна. Фото его видела у Эмилии Исаковой. У неё было очень много фотографий, но хранят ли их потомки, не знаю. Единственное, что не удалось узнать – это чей он (Сперанский И.К.) сын и кем был его отец. Посмотрю ещё списки окончивших Костромскую духовную семинарию, но не уверена, что он её окончил».
Дети:
6-3. Сперанская Тамара Ивановна (1913-2003).
4-2. Сперанская Анна Константиновна.
Муж – казачий офицер.
5-2. Сперанский Александр Константинович (24.10.1899 г.р.).
Уволен из 1 класса КосДС 12.10.1918.
Четвертое поколение.
6-3. Сперанская Тамара Ивановна (1913-2003).
Замужем за Анатолием Павловичем Куколевским, милиционер в Костроме.
Дети:
7-6. Куколевский Борис Анатолиевич.
8-6. Куколевский Владимир Анатолиевич.
9-6. Куколевский Сергей Анатолиевич.
Пятое поколение.
7-6. Куколевский Борис Анатолиевич.
8-6. Куколевский Владимир Анатолиевич.
9-6. Куколевский Сергей Анатолиевич.
Полный материал "Сперанские" с фото, сканами документов, ссылками на источники и о породнившихся с ними (по Костромской; Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ
Используемые сокращения:
КЕВ – «Костромские епархиальные ведомости»
КосДС – Костромская духовная семинария
Подготовил Войчук Андрей Григорьевич. Курск. 2022. voichuk2010@yandex.ru
Свидетельство о публикации №224100201769