01 - 1993 - Первый концерт. live
Первый концерт. Да, он состоялся в 1993 году у моей одноклассницы Ларисы Быхановой в Опалихе в середине лета, но было бы неправильно повести рассказ сразу именно с этого дня. Сейчас, когда я сел писать эти строки, я понял, что надо рассказать все с самого что ни на есть начала, то есть с детства, тем более что этот подраздел в моем плане так и назывался «С чего все началось».
Так вот сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что несмотря на то, что я никогда не собирался быть музыкантом, музыка в моей жизни присутствовала всегда. Для того, чтобы начать играть на каком-то инструменте, надо было пойти в музыкальную школу, сидеть там на уроках, учить ноты и т.д., но так как у меня в одном месте было, как говорила моя мама, шило, то усидеть более тридцати секунд на этом самом месте я не мог.
В детстве у меня была большая компания, и я в ней был самый маленький, то есть «сын полка». Мы облазили все задворки, все стройки и все тайные места города. Летом мы играли на коробочке в футбол, а зимой - в хоккей. Короче, был настоящий дворовый интерактив. Вы спросите, а что было в этот момент с музыкой? Ее присутствие в своей жизни я помню лет с пяти или шести. Еще до школы. У нас дома стоял проигрыватель и было не мало виниловых пластинок. Часто, оставаясь дома один, я доставал их и бережно ставил на этот волшебный прибор. Конечно, музыка в большинстве своем была что ни на есть советская, но каким-то образом затесалась одна сорокопятка с зарубежными исполнителями, которая очень нравилась моему отцу. Это был сборник из четырех исполнителей: Адамо, Энгельберт Хампердинк, Том Джонс и Рафаэль. Из этих исполнителей мне больше всего нравились первые двое. У Адамо была конечно же «Tombe la neige» - загадочная, нежная и пронзительная. Я мог ее слушать без конца. Позднее я узнал, что эта песня стала очень популярна, если не сказать просто настоящим суперхитом в Японии. Оказывается, по мелодике она очень близка к японской музыке, и японцы с большим удовольствием приглашали не однократно Адамо на гастроли в свою страну чтобы живьем услышать этот хит, да и не только его. И, кстати, если немного отступить от повествования в сторону, то, как вы думаете, какой язык лучше всего подходит для песенного жанра? Правильно, даже не надо подсказки из зала, конечно же – это японский. А почему это именно этот язык спросите вы меня? На самом деле все очень просто. В японских словах каждая вторая буква гласная, так что каждый слог можно пропеть и не споткнуться о скопление согласных букв. Эта песня Адамо стала суперхитом в Японии несмотря ни на что, и это подтверждает мою теорию, что мы, те, кто пишем песни, никогда не знаем, какая из них станет популярной, и в какой стране она «выстрелит». И то, что это произведение было написано не на английском, как раз доказывает, что хитом может стать песня на любом языке. Самое главное, чтобы музыка и текст затронули бы душевные струны у слушателя. А жизнь доказывает из раза в раз, что на том высоком уровне, который люди называют душевным, мы все одинаковы и друг друга понимаем, минуя языки, которые в данном случае нас только разъединяют.
Но вернемся к нашему проигрывателю. Позднее у меня появятся пластинки и Высоцкого, и Гринписовский «Прорыв», и конечно же «Аквариум». А сейчас я маленький мальчик, сижу в своей комнате и слушаю завораживающую песню Адамо, и моя душа откликается на его нежное, и при этом очень пронзительное пение. Только сейчас по прошествии стольких лет я начинаю понимать, насколько все это во мне, насколько эти звуки для меня родные, насколько они уже стали частью меня, той частью, которая останется уже со мной навсегда.
Но кроме этой пластинки у меня была вторая моя главная сорокопятка на которой были записаны песни в исполнении Аллы Борисовны Пугачевой. На этом диске оказались и «Арлекино», и «Не отрекаются любя» и многие другие хиты. И мог ли я тогда, маленький мальчик, представить себе, что через много лет я буду играть с лучшим барабанщиком страны, с человеком, который отработает не мало лет с Аллой Борисовной, а именно с Шатуновским Андреем Григорьевичем. Пути Господни неисповедимы воистину! Про Аллу Борисовну можно говорить часами, но мы заметим лишь одно. У нее есть два вида песен: первый – это хиты, а второй – это хиты, которые мы не знаем. Вокруг этой певицы идет очень много разговоров о ее мужьях, семье и всего остального, и многие уже не помнят ее песен, кроме суперхитов, которые крутят радиостанции. Так вот что я Вам скажу: слушайте Аллу Борисовну! Это не просто певица — это драматическая актриса, и каждая ее песня — это кусок жизни не просто спетый, а прожитый по всем законам драматического искусства. Алла Борисовна еще не раз будет появляться в нашем повествовании в самые неожиданные моменты.
И еще немного мне бы хотелось сказать о песне «Не отрекаются любя». Как-то до кризиса девяносто восьмого года мы с «Сыновьями» пытались подписаться на издающую кампанию «RDM». Сидя в один из приездов в офисе рядом с каким-то менеджером, я вдруг увидел, как к нему подошел мужчина. Это как раз и был Марк Минков, человек написавший музыку к этой великолепной песне, о которой сейчас и идет разговор. Он пришел со своим сыном, который как раз, будучи юристом, занимался вопросами интеллектуальной собственности. Они стали разговаривать с менеджером. А так как я не был представлен Марку, то я сидел и просто, глядя на него, про себя благодарил его за то, что он написал такую прекрасную музыку на такой великолепный текст. Стихов хороших много, но написать на них незабываемую и прозрачную музыку могут немногие. Марк был таким человеком, который мог это сделать.
Наш Красногорск в 80-е годы, несмотря на большой градообразующий завод, был совсем тихим городком, и все, кто работал на этом предприятии, в основном жили в той части, которую сейчас называют «Старый город». Если же капнуть еще глубже в мою родословную, то я красногорец в пятом, в шестом и более поколении, так как бабушка моя, Нина, по маминой линии была из деревни Михалково, которая находится и по сей день совсем недалеко от знаменитого Архангельского. Бабушка еще в войну совсем молодой начала работать на нашем заводе, где и повстречалась с дедушкой, но уже правда после войны. И вот когда у них родилась моя мама, они и въехали в тот красный дом, который еще называли директорским, о котором я и хочу рассказать. Именно в этот дом мы и ходили к тете Ире, маминой подруге детства, так как наша семья к тому времени уже переехала на другую квартиру. Поход к тете Ире мне всегда нравился, потому что у нее было пианино. И чтобы я не мешал взрослым общаться, она доставала мне ноты, открывала их, сажала за то самое пианино, и я начинал играть, абсолютно не умея этого делать и тем более уж, не зная нотной грамоты. Это мне через какое-то время наскучивало, и тут начиналась «вторая часть Марлезонского балета». Тетя Ира доставала свой проигрыватель и ставила мне пластинки. И вот однажды случилось чудо!
И зазвучало «Yesterday all my troubles seemed so far away». И это был конечно же Пол Маккартни, а точнее «Битлз». И все… Как говорилось в нашей молодости - крышу снесло. Ничего доселе столь простого, гармоничного и нежного я еще не слышал. Так что могу сказать, что в смысле приобщения к рок-н-роллу мой путь тривиален. Все мы родом из «Beatles»! Это была, насколько я помню, болгарская пластинка, а точнее двойной альбом. На нем были собраны лирические песни. Эта группа, как и ее полноправный участник Пол Маккартни, и по сей день являются моими любимыми музыкантами. У Сера Пола, если говорить про его сольное творчество, на мой взгляд, нет плохих песен, есть менее популярные, есть более хитовые вещи, но все они очень гармоничные и настоящие. Про «Beatles» уже говорено-переговорено, и вряд ли я смогу что-то добавить. Лишь только две вещи я хочу сказать на эту тему. Первое, обязательно посмотрите польский фильм, который так и называется «Yesterday». Пол разрешил никому неизвестному на западе польскому режиссеру, который на тот момент еще к тому же был из соцлагеря, использовать их оригинальные записи. Это нежнейший фильм о настоящей любви. И второе, обязательно посмотрите девятичасовой фильм «Get back», который с огромной любовью и большим профессионализмом сделал Питер Джексон. Эта картина - наглядное пособие для тех ребят, которые захотят создавать свои коллективы. Самое главное, что несмотря на все передряги, которые происходят в этом документальном фильме, несмотря на уход Джорджа из коллектива во время записи этой сессии, несмотря на последующий распад группы, этот фильм наполнен настоящей Дружбой и вечной Любовью. К этому коллективу я еще буду возвращаться неоднократно, так что скажем ему большое спасибо за то, что он сподвигнул меня на написание песен и создание альбомов. Спасибо, Пол, Джон, Джордж и Ринго. Вы всегда в наших сердцах во все хорошие и трагические моменты нашей жизни!
Да, длинноватая получается у нас первая глава. Но что поделать. В начале хочется рассказать о самом главном – о том, как все зарождалось. Еще в этом разделе я еще хочу Вам поведать о первой гитаре и первом человеке, который мне показал аккорды. Так что движемся дальше.
Все происходит в нашей жизни не по нашей воле, и главное, чтобы наша «маленькая» воля соответствовала бы Его воле. Так вот по Его воле и по желанию мамы у меня появилась первая гитара. Я думаю, мама просто хотела, чтобы я немного начал развиваться и культурно, и эстетически, и перестал, как она говорила, гонять собак.
У нас в городе был, да и сейчас существует военный госпиталь, в котором много дет проработал мой отец. Так вот, в военном городке того госпиталя был магазин типа сельпо. В нем продавалось все одновременно: и продукты, и вещи, и даже гитары. Придя в этот магазин в конце лета 1988 года, мы с мамой направились прямиком к музыкальным инструментам, где я и увидел весящую на стене гитару шиховского завода. Гриф был широченный, струны отходили от него далеко, зажимать аккорды было не просто, но это была моя первая и, как и все последующие, любимая гитара. Я помню, как я иду из магазина на остановку с мамой, у меня в руке тряпичный чехол, и внутри у меня ощущение того, что начинается что-то новое и прекрасное. Я ничего не преувеличиваю, поверьте мне. Те, кто меня знают поближе, могут это подтвердить. Моя память работает таким образом, что я помню картинку в голове, как из кино. Помню, какое было освещение, какая была трава, насколько теплый дул ветер, и вообще могу рассказать множество деталей. Еще я помню много дат из жизни, хотя специально для этого ничего не делаю, просто один раз себе говорю, и хоп, все информация уже в моем «компьютере». Но вернемся к гитаре. Именно на ней я начал играть и писать свои первые песни. Позднее в конце школы я купил себе гитару Ленинградского завода. Есть даже одно видео Майка Науменко (кстати, когда я пишу эти строки, у него сегодня день рождения), где он играет ровно на такой же гитаре, которая была у меня. Так что в те годы, между нами, простыми людьми и звездами рок-н-ролла, была небольшая разница. Фендеры и Гибсоны мало кто мог себе позволить. Возвращаясь опять к повествованию, спасибо тебе, мама, и спасибо Ему за то, что Вы поставили меня на этот Путь. Мне на нем очень интересно. Я познаю через музыку себя, встречаю на этом пути множество интересных людей и стараюсь делать песни все лучше и лучше.
Время шло. Гитара уже висела на стене, но надо было, чтобы кто-то показал аккорды. И такой человек нашелся. Это был Александр Сиднев, мой друг, который жил со мной в соседнем доме и учился в нашей школе в параллельном классе. Ему в свою очередь аккорды показал Дмитрий Дмитриев, который жил с Саней в одном подъезде и учился тоже в нашей восьмой школе, но на несколько лет старше. Так что если Саня мой музыкальный «отец», то Дмитрий - «дед». Вот такая получается иерархия. Как сейчас помню, сидим мы с Саней у него в подъезде, и он мне показывает аккорды. Ну а так как к тому времени я уже услышал песню «Аквариума» «Полковник Васин», то Саня решил мне сразу показать, как играть именно ее. Но если уж честно все рассказывать, то, как показало время, аккорды были неправильные, но ощущение от того, что ты исполняешь песню, которая тебе очень нравится, было всепоглощающее. Ты берешь аккорд, за ним другой, и все складывается в единое произведение. Так что, Саня, и тебе я говорю тоже большое спасибо. Ты был в самом начале моего музыкального пути.
Ну вот вроде я и рассказал в этом разделе обо всем, о чем хотел. Может быть получилось длинновато, но нам ведь некуда спешить. И так как мы теперь будем действовать по введенному нами плану, то следующий раздел будет про песню, а точнее, про первую мою песню «Песочный город».
1993 – «Первый концерт» (live). Песня «Песочный город».
А потом начались Чудеса…
Да, да. Именно так и никак по-другому. Ничто не предвещало, что в этот день на свет появится первая песня. Но, как всегда, обо всем по порядку.
За любым действием стоит что-то, что заставляет тебя сделать то или иное движение вперед. И с написанием песен у меня все обстоит ровно таким же образом. Все они – это посвящение тем или иным людям, фильмам или событиям, и т.д. Я просто как рассказчик пытаюсь подобрать слова, чтобы описать ту или иную картинку, которую я увидел у себя в голове. В эти моменты я просто хочу отдать в ответ кусочек себя тому или иному человеку и поблагодарить его за то, что он сподвигнул меня на определенную мысль или историю.
Так вот, это произошло 3 сентября 1991 года. По старой традиции, заведенной в нашей семье, август я провел в деревне Константиново Рязанской губернии. Я думаю, все уже догадались, что это родина Сергея Есенина. Именно из этой деревни и был родом мой отец. У нас там остался его родительский дом, в который мы ездили каждый август: ходили на рыбалку, катались на велосипедах по всей окрестности и, конечно же, ходили купаться на Оку. И этот август девяносто первого года, как Вы все помните из нашей ближайшей истории, оказался судьбоносным не только для нашей страны, но и для меня в плане творчества. Я уже играл на гитаре чужие песни. В моем репертуаре был и «Аквариум», и «Чайф», и даже немного «Кино». Но «Крематорий» я не играл.
И вот сейчас я хочу описать такую картину. Двадцатого августа тысяча девятьсот девяносто первого года с той стороны реки паром, работая без перерыва вторые сутки, переправляет десантников из летних лагерей, и они маршем идут на Москву, где уже второй день происходит путч. А мы, молодые ребята и девчата, сидим на площади перед домом-музеем Сергея Есенина в деревянных домиках, в которых днем продают разные сувениры, и поем песни. Я играю только что подобранную на спор песню «Алисы» «Армия жизни», на небе весит яркая луна, и каждую минуту падают звезды. И вот Костя берет гитару и поет первую строчку песни «Ту собачку, что бежит за мной…», и я просто отлетаю от этой истории, от мелодики и от легкости в изложении сюжета. Он доигрывает ее, и я спрашиваю, что это за группа поет эту песню? И он говорит, что это «Крематорий». Я просто обалдел от той простоты, с которой Армен Григорян, как я узнал позже - один из основателей этой группы, рассказал эту, на мой взгляд, глубокую историю. Кстати, этим же летом мы в ДК дома-музея Сергея Есенина, договорившись с ее директором, записали целый альбом чужих песен, найдя все инструменты для записи, включая барабаны. Я сыграл все песни на басу. Вот только жалко, что кассета с той первой моей записью осталась у Сереги в Рязани.
Приехав домой, я разыскал альбом, на котором была «Собачка» и все слушал и слушал его. Надо сказать, что конец восьмидесятых и начало девяностых — это было то время, когда по телеканалам стали показывать клипы наших российских и не только рок-музыкантов. Сначала на свой страх и риск это начали делать ребята из «Взгляда», потом на ленинградском телевидении появился «Музыкальный ринг», «Адамово яблоко» и передача, в которой крутили клипы, подразделяя их на «музыку для ног», «музыку для головы» и т.д. И вот в самом конце августа я увидел по московскому каналу клип группы «Крематорий» «Мусорный ветер» и был поражен им до глубины души. Наши власти даже заставили сократить название группы до ни к чему не обязывающему «Крем», чтобы они смогли крутить их по ТВ. В этом клипе сама группа не появляется, лишь в последнем кадре мы видим ее логотип, а клип состоит из кадров документальной хроники. Многим они могут показаться жестокими и отталкивающими, но для меня и в тот момент и сейчас эти кадры являются самым настоящим куском жизни, ничем не заретушированным и не припудренным. Вот в этой самой песне я и услышал фразу «Песочный город, построенный мной…», и сразу в голове увидел этот город и людей в нем находившихся. А так как группа называлась «Крематорий», то у меня в голове этот город по аналогии известной только мне оказался Лепрозорием. Кстати, через какое-то время я узнал, что у этой группы есть песня, которая так и называется «Лепрозорий».
И все - я пошел в свою комнату, взял листок, и сточки начали сами ложиться на бумагу. «Я построил песочный город на берегу моря…», и в голове зазвучала на них мелодия, и даже пришел музыкальный гитарный ход, который я до сих пор не знаю, как записать правильно аккордами на бумаге. Песня складывалась сама. Если отклониться немного в историю с чего начиналась эта песня, то нам надо обратиться к истории написания Арменом Сергеевичем «Мусорного ветра». В конце восьмидесятых стали много печатать авторов и их литературные произведения, которые были запрещены при Советской власти. Тираж журнала «Новый мир», где в основном и издавались эти произведения, увеличился в сотни раз. Там был и «Зубр» про Тимофеева-Ресовского, и «Архипелаг Гулаг» Солженицына и много еще чего, а также в эти годы напечатали и «Котлован» Платонова. Именно это произведение и сподвигло, как рассказывал Армен Сергеевич в одном из своих интервью, на написание им песни «Мусорный ветер». Исходя из всего этого, получается, что если Армен Сергеевич со своей песней для меня является моим музыкальным отцом, то Платонов с его «Котлованом» - моим дедом. По-моему, неплохая компания у нас собралась с самого начала. Спасибо, Армен Сергеевич и Андрей Платонович, что поставили меня на творческий путь. Низкий земной поклон Вам за это! С Арменом Григоряном мы потом встретимся во Всеволожске в 2010 году, уже как хедлайнеры фестиваля. В конце же десятых годов мы с Олегом Грабко предложим Армену поучаствовать в нашем большом дуэтном проекте, но он откажется. Справедливости ради надо сказать, что он вообще ни с кем не делает дуэты в последнее время. Но из-за этого его отказа я ни капельки на него не обиделся. Я и так ему очень благодарен за Путь и за его творчество. Ну и осенью двадцать третьего года мы опять играли с «Крематорием» на фестивале, только уже в нашем славном Красногорске.
Но интересные моменты с этой песней не закончились. В 1992 году у Павла Кашина вышла виниловая пластинка «Гномики», и заглавной песней на ней была песня «Город», на которую и был снят клип. Я его увидел впервые по Ленинградскому телевидению и просто обалдел от схожести сюжетов моей и его песен. Определенные идеи в определенное время витают в воздухе и приходят, как показывает практика, нескольким людям одновременно, но это и неплохо, главное, чтобы не было намеренного плагиата, а в данном случае его нет, могу Вас всех заверить.
Ну и в конце этого небольшого повествования печатаю Вам текст этой песни. Как и все мои ранние произведения, он не выписанный с точки зрения литературности. И это меня очень смущало. Я отослал этот текст Ольге Никитиной, человеку, с которым мы очень давно дружим и с которым даже записали дуэт на одну из наших полетовских песен. Так вот она, посмотрев, сказала, что в данном случае ничего не надо менять, лучше просто все оставить в аутентичном варианте. На этом мы и порешили. Пусть в этом тексте останется юношеский задор и романтизм, который все-таки, как мне кажется, присутствует в этой песне, несмотря на кажущуюся многим суровость и невеселость этого моего первого произведения.
«Песочный город»
Я построил песочный город на берегу моря.
Я возвел высокую крепостную стену.
В нем стали жить люди, знавшие много горя,
И к тому же, не имевшие мечту.
Они были некрасивы. Они были просто уроды,
Но никто не боялся смотреть друг другу в лицо.
Я видел, как в этом городе принимали роды,
А вместо детей на свет появлялось существо.
Они не боялись говорить. Они говорили, что хотели.
Им некого было бояться, ведь в городе не было сволочей.
Пустынны улицы становились, когда ночь подкрадывалась еле-еле,
А люди садились писать стихи при свете волшебных свечей.
Они писали о простых чувствах: ненависти и доброте,
И о том, что чтобы жить, даже птицам нужен корм.
А когда ничего не получалось, они сжигали все в огне,
И я построил песочный город, а на него обрушился шторм.
1993 – «Первый концерт» (live). Про запись релиза.
Ну вот мы и добрались до той самой части этой главы, в которой я наконец-то и расскажу про саму запись. Но в данном случае начнем с конца.
Как говорил Михаил Афанасьевич Булгаков в своем нетленном произведении «Рукописи не горят». И это воистину так. Могу это подтвердить на своем примере, так как кассета с записью этого концерта была найдена спустя двадцать шесть лет после того, как он был записан. Я как-то начал разбираться в ящике стола на квартире у бати и нашел неподписанные кассеты. Взял их домой, но прослушать оказалось у меня было не на чем. Я по старой доброй традиции пошел к Валерию Цуркану (про него мы вспомним еще не раз в нашем повествовании), и мы в его домашней студии отслушали эту запись. Каково было мое удивление, когда я понял, что это за концерт. Спустя столько лет опять мысленно оказаться в той квартире в Опалихе у Ларисы.
Если вернуться к хронологии, то надо отметить, что после первой песни, написанной в 1991 году, я ничего не творил аж до 13 января 1993 года. В этот день прогремел гром и пошел дождь, и сразу у меня в голове пошли строчки «вот и дождь среди января…», но про эту песню я расскажу чуть позже и поподробнее, так как она стала одной из первых моих песен, которую мы начали играть с группой. Всю зиму и весну девяносто третьего года я писал песни. Они стали появляться на свет легко и непринужденно, и к лету у меня набралось песен аж на целый небольшой концерт. Мы как раз весной этого года закончили школу, сразу поступив почти всем нашим физматом при Бауманском университете в это самое благословенное высшее техническое заведение. Я, конечно, играл ребятам по несколько песен, но чтоб прям концерт - такого еще не было.
Лариса тогда общалась с Олегом Малыхом, который учился тоже в нашем же университете, но несколькими годами старше. Он как раз и сделал эту запись на деку, которая стояла у Ларисы в комнате. Вы даже можете слышать на записи голоса: Олега, Ларисы и нашего общего друга Сергея Ненашева, который вообще был одним из первых слушателей моих песен.
Что еще можно сказать по поводу этого раритета? Лишь только то, что песня «Весна», про которую я упомянул вкратце перед этим, закрепится в моем репертуаре, и я до сих пор ее играю на сольных концертах. Она была записана и «Сыновьями» и «Свободным полетом». Так же Вы можете услышать уже известную Вам мою первую песню «Песочный город», про которую я рассказывал в предыдущем разделе. Песня же «Звезда» потом войдет в первый альбом «Сыновей», но об этом у нас будет отдельный разговор. Так что на этом, пожалуй, все.
Качество записи, конечно, оставляет желать лучшего, но это же первые записи. Они романтичные и очень искренние, а это, пожалуй, самое главное. Насколько смогли, мы их честно отреставрировали с Валерой Цурканом. Вы можете найти все мои сольные записи, а также записи «Сыновей» у нас на сайте и в нашей группе в ВК. Что ж, Время для нас сохранило без наших на то усилий этот первый концерт, а, значит, я надеюсь на то, что эта запись кому-то окажется нужной!
Трек лист
01. Песочный город
02. Весна
03. Звезда
04. Подруга
05. Хищные звери
06. Мгновенья
07. С войны
08. Завтра
09. Окно
Свидетельство о публикации №224100200592