Оркестр Поля Мориа-золотая коллекция из репертуара

Из заголовка уже понятно, что звучала музыка легендарного маэстро Поля Мориа. Я обозначила названия концерта, как гласила афиша и билеты. Выступал Большой эстрадно-симфонический оркестр Санкт-Петербурга. Концерт был коммерческий, афиши в городе не висели, только в интернете.

Наверное, нет выросшего в СССР, человека, который бы не слышал музыку из фильмов "Шервудские зонтики", "Мужчина и женщина", "История любви", "Крестный отец", а также наши любимые советские телепередачи - "В мире животных", "Кинопанорама", прогноз погоды в программе "Время"...

Поль Мориа делал аранжировки. Он помогал хорошей музыке звучать, организовав свой оркестр. Так же он был и композитором, музыкальным директором Мирей Матье. Не раз посещал Советский Союз.

Зал нашего театра наполнился, что говорится "под завязку"... Но люди все шли и шли, даже после начала концерта. Их впускали в перерывах композиций. Что интересно, люди всех возрастов, а не только "родом из СССР", хотя нас было много).  Даже сильный дождь и пробки на дорогах не смогли напугать зрителей.

Мы с Татьяной сидели на втором ряду.
Многие мелодии узнаваемы и любимы народом. Каждую встречали аплодисментами. Руководитель оркестра - Артем Тетерин. Он считает себя хранителем и почитателем великих французских традиций. Его аранжировки были высоко оценены на многих конкурсах и фестивалях в России и за рубежом. Сейчас оркестр проводит гастроли, был во многих городах.

Новороссийцы приняли очень тепло выступление оркестра. Это тот случай, когда музыка сближает, объединяет, наполняет и достает из самых глубин сердца что-то очень знакомое, трепетное и ностальгическое.

Концерт длился более двух часов. Мы с Татьяной вышли из театра под глубоким впечатлением от увиденного и услышанного. Дождь на время прекратился, но уже на остановке все же пришлось раскрыть зонтики. Подошла удобная для нас маршрутка, которая довезла до нашего двора. Вот тут то дождь лил сильный и избежать луж не удалось.
 
Дома я, как обычно приняла холодный душ. Я всегда так делаю, когда бываю среди людей. Накрыла для себя любимой стол с прогибом. Жаркое, маслины, коньяк и это в одиннадцатом часу вечера. Исключения бывают из моего привычного режима. Обычно я не ем после 18 часов.

Сна не было и я в компьютере читала про Поля Мориа и про коллектив оркестра, чей концерт не оставил меня равнодушной.

Коллектив оркестра развивается с 2017 года. Почему выбрали именно эстрадно-джазовое направление? Вот как на этот вопрос ответил руководитель Артем Тетерин.
– С самого детства меня больше тянуло к хорошей эстраде. В частности советской. Еще на пластинках я слушал Раймонда Паулса, Бориса Фрумкина, Анатолия Кролла, Георгия Гараняна, даже в песнях Льва Лещенко можно встретить джазовые обороты. Все это было настолько необычно, остро цепляло слух, что перестать слушать эту музыку я не мог. А потом джаз…

Об оркестре самого Поля Мориа знают многие, его музыка звучала с телеэкранов, в кинофильмах, на пластинках. Но мало кто задумывался, что это были копии зарубежных записей без соблюдения авторских прав. Однако сам аранжировщик не предъявлял официальных претензий по этому поводу. Поль Мориа считал себя счастливым человеком, который занимался любимым делом, и, очевидно, обладал удивительной широтой души. Его выступления в Советском Союзе проходили с аншлагом, маэстро был доволен теплым приемом публики и говорил о своей любви к России.

Поль родился в Марселе 4 марта 1925 года и привязанность к средиземноморью он сохранил на всю жизнь. Дирижер неоднократно в интервью упоминал своего отца, который был его первым учителем музыки. Часто говорил о нем, как о музыканте, хотя отец был любителем, а зарабатывал на содержание семьи в качестве почтового служащего. Мориа сожалел, что до его всемирного успеха отец не дожил.

Талант у мальчика обнаружили рано, в три года Поль мог самостоятельно подобрать на фортепиано мелодию, звучавшую по радио. Это и определило карьеру будущего пианиста. Как говорил сам Мориа, во Франции важно сказать, что ты учился в консерватории. Он учился в консерватории Марселя, закончил ее с отличием и стал профессиональным музыкантом. Созданный им в 17 лет оркестр Мориа считал скромным экспериментом. Первый переезд в столицу в 1951 году Мориа оценивал как неудачный. Тогда Париж показался ему не слишком гуманным и жестким, как все большие города. Музыкант скучал по морю.

До того, как в 1965 году возник ансамбль, известный всем как оркестр Поля Мориа, маэстро сделал много аранжировок для французских исполнителей песен. В первую очередь, для Шарля Азнавура. Вспоминая о работе с певцом, Мориа говорил, что большая работа по аранжировке, доверенная ему, начиналась с того, что Азнавур играл несколько сочиненных им мелодий подряд. Обработка получалось у Поля блестяще, недаром более 120 песен великого французского шансонье получили признание в его аранжировке. Еще один важный творческий этап – сотрудничество с Мирей Матьё. Поль Мориа был ее аккомпаниатором и директором, написал для нее около пятидесяти песен с 1969 по 1972 год.

Внешне Поль Мориа очень импонировал своим поклонникам. Стройный, загорелый, изящный, улыбающийся, он, казалось, излучал счастье и уверенность. Хотя в работе был строгим и бескомпромиссным. И слушать уже выпущенные пластинки своего оркестра не любил, считая, что нет предела совершенству, - надо искать новое интересное звучание. Скромность Мориа была совсем не показной, он был уверен, что для качественной работы надо избегать головокружения от успехов.

О характере Мориа говорит тот факт, что с женой Ирэн он прожил всю жизнь. Повстречавшись в молодости, в 1952 году, супруги никогда не расставались - до смерти Мориа в 2006 году. Ирен сопровождала его во время гастролей, ради него оставили свою работу школьного учителя. Интересно, что Поль считал: разные взгляды на жизнь только помогали их супружескому счастью. Однако к творчеству Мориа супруга относилась с восхищением. И даже находила, что у него прекрасный голос. Именно поэтому маэстро не считал возможным демонстрировать свою новую работу в первую очередь жене: он не надеялся на беспристрастную оценку.

В Москве Поль Мориа побывал два раза — в 1967 году, когда он аккомпанировал великой Мирей Матье, и в 1978 году, но уже в качестве руководителя своего оркестра.

В 2002 году знаменитый коллектив снова давал концерты в Москве, однако в качестве руководителя оркестра уже был его ученик — Жиль Гамбюс.

Поль Мориа скончался 3 ноября 2006 года. Причиной смерти стала лейкемия. Ему было 81 год.  Его похоронили на юге Франции в городке Перпиньяне.

Я благодарна Артему Тетерину и его оркестру и лично Анастасии Чудановой — блистательной ведущей концерта — за предоставленную возможность прикоснуться к прекрасному к музыке Поля Мориа!


Рецензии
Приветствую, Наталья.

А я, к стыду своему, не знала, что многие мелодии из известных передач создал Поль Мориа. Да и Мирей Матье хорошо бы послушать взрослой. В юности она меня мало увлекала, хотя певица хорошая. Прежде больше слушала современную эстраду, пока она совсем не разложилась. Спасибо, что просвещаете, Наталья.

С глубочайшим уважением,

Нина Алешагина   01.12.2024 09:06     Заявить о нарушении
Музыка Поля Мориа способна передать ощущение лёгкости, открытости, обаяния и дружелюбия. С теплом.

Наталья Скорнякова   01.12.2024 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.