Философские основания книги Екклесиаста

Книга Екклесиаста, одна из книг премудростей (поучений) Ветхого Завета, представляет собой уникальный философский трактат, который поднимает глубокие вопросы о смысле жизни, человеческой природе и неизбежности смерти. Автор этой книги, традиционно считающийся царем Соломоном, использует своеобразный стиль повествования (нехарактерный для многих библейских книг), присущий человеку, которого волнуют земные (материалистические) вопросы бытия, выражающиеся в определённых сомнениях, вызванных противоречиями, которые сопровождают человеческое существование. Основные идеи Екклесиаста обращаются к поиску истины и конечности всего земного. В этом эссе рассмотрены философские основания данной книги с особым акцентом на таких темах, как тщетность человеческих усилий, ценность знания и мудрости, а также поиски смысла жизни.

Одной из центральных тем книги Екклесиаста является тщетность человеческих усилий. Автор повторяет фразу "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!" (Екклесиаст 1:2), подчеркивая, что многие из тех жизненных усилий, которые люди считают значительными, по своей сути тщетны и бесполезны. Этим он выражает пессимистический взгляд на человеческую жизнь многих людей, состоящую из вечного неустанного стремления к материальному благополучию.

Согласно Екклесиасту, всё в мире подвержено циклам — день сменяет ночь, время ускользает, за ним ускользают и старые поколения людей, на смену которым приходят новые поколения. Эти циклы подчеркивают темпоральный (временной) диапазон всех человеческих усилий. Не случайно автор задается вопросом: «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Екклесиаст 1:3). Риторический вопрос служит не только для подчеркивания человеческой уязвимости перед временем, но и для выявления глубокого безысходного чувства существования.

Несмотря на мрачный тон, книга Екклесиаста не отвергает знания и мудрости. Наоборот, она признает их важность. Автор осознает, что получение знаний может приносить радость, однако он также подчёркивает, что с мудростью приходит большая ответственность и страдания. «потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Екклесиаст 1:18) — эта мысль отражает сложность человеческой жизни, посвящённой приобретению и накоплению знаний и мудрости.

Знание и мудрость могут открывать перед людьми истину о человеческой природе и мире, но в конечном итоге они не могут остановить цикличность взаимозаменяемых основополагающих категорий жизни и смерти. Осознание того, что мудрость не освобождает человека от страданий, подчеркивает безотрадность существования.

Тем не менее, философская основа книги Екклесиаста кроется не только в пессимизме, но и в стремлении к поиску смысла жизни. Автор в своих размышлениях обращается к различным аспектам жизни, пытаясь найти, что же может приносить удовлетворение и радость. Он говорит о том, что радоваться жизни, наслаждаться её прекрасными и удивительными моментами, находить счастье в простых вещах — это всё то, что может быть источником экзистенциального смысла.

Екклесиаст подчеркивает, что жизнь коротка, и что важно уметь радоваться настоящему, а не погружаться в бесконечные размышления о будущем и прошлом. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Екклесиаст 3:1), и разумное использование этих моментов — ключ к счастью. Это обращение к настоящему становится важным философским советом: учитесь ценить каждый момент, ведь он кратковременен и преходящ.

Екклесиаст также размышляет о контрасте между вечностью и мимолетностью мирской жизни. Автор задает вопросы о природе времени, подчеркивая неизбежность его постоянного кругового движения. Каждое мгновение, каждая радость и каждая печаль — всё это исчезает; тогда как вечность остается неизменной. Вечность как бы является подспудным свидетелем трагического существования человека, подобно Богу, наблюдая картины изменчивости человеческой жизни ради того, чтобы отвлечься от собственной неизбывности и неисчерпаемости.

Вместе с тем, философские размышления о вечности производят глубокое воздействие. Вечность контрастирует с текучестью времени, и это подчеркивает важность выбора, который мы делаем в нашей повседневной жизни. Мы, как временные существа, должны иметь возможность понимать и осознавать свои решения, потому что они формируют то, как мы будем жить и что будем оставлять после себя «нетрудившимся» потомкам. Человек, находясь перед лицом вечности и Бога обречён совершить данный выбор даже в тех случаях, когда отказывается и от выбора, и от возможности его совершить.

Книга Екклесиаста также включает в себя значительное количество морально-этических соображений. Автор учитывает вопрос о справедливости, судьбе праведников и грешников. Екклесиаст часто высказывает сомнения относительно справедливости в мире, в котором очень часто зло превалирует над добром. В этой связи он поднимает проблему безнадежности любого рода морально-этических интенций дидактических сентенций (нравоучений).

Эта проблема имеет философский подтекст, так как автор стремится к пониманию порядка в мире. Он подчеркивает, что хотя справедливость кажется относительной, каждый человек должен все равно стремиться к добродетельной жизни, так как это одно из немногих проявлений нашего существования, которое может привести к подлинному удовлетворению. Отказ от изначального хаоса мира, выражающегося во всех аспектах человеческого существования, начиная от теории натуралистической и космогонической энтропии и заканчивая беспорядком в умах порой даже самых образованных людей приводит человека к подлинному, хотя и временному, душевному удовлетворению.

Книга Екклесиаста представляет собой глубокое философское исследование человеческой природы и его экзистенциального существования. Темы тщетности человеческих усилий, ценности знания, поиска смысла жизни и противоречий справедливости создают богатую ткань размышлений для любого человека. Как ни странно, но даже осовремененному человеку XXI века есть над чем поразмышлять в процессе чтения архаичной ветхозаветной книги Екклесиаста. Делая акцент на важности настоящего экзистенциального момента, Екклесиаст способствует отысканию ясных смысловых очертаний в условиях неоднозначности и неопределённости жизни.

Несмотря на свое несколько трагичное и мрачное восприятие мира и самого себя (человека), Екклесиаст даёт читателю надежду и показывает, что даже в трудные времена человек может отыскать утешение и смысл, которые заключаются в простых радостях жизни. Таким образом, неудивительно, что данное произведение религиозного, философского и литературного характера продолжает быть актуальным и по сей день, заставляя нас задумываться о своем месте в мире и о том, что действительно важно в нашем существовании.

• Автор использовал Синодальный перевод Библии в моменты цитирования книги Екклесиаста

2 октября 2024 года


Рецензии
Есть ключ толкования к этой книге у Св Григория Чудотворца. Он говорит, что Екклесиаст (дословно проповедник) воспринимает, как скульптор глину - изречения и народные мнения вокруг себя. А дальше рассматривает и одно поправляет и собирает, а другое отбрасывает. Проводит сквозь игральные уши.
+
Как в притче Евангелия - закинули невод в море, а потом на суше (Закона Божия и опыта следования Ему) отсортировали улов. Иначе если дословно воспринимать без такой интонации и взгляда слова этой книги - они стали бы друг другу противоречить и остальным текстам Библии. "Овцы Мои знают Голос Мой".

Дмитрий Хохлов 2   03.10.2024 00:47     Заявить о нарушении