Термины классического танца

Терминология классического танца сложилась в XVII веке (1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпела много изменений, дополнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и ее создательница профессор Агриппина Яковлевна Ваганова. Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине. Произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.
*
*
; Adajio (адажио) - медленно, медленная часть танца.
; Allegro (аллегро) - прыжки.
; Allonge (алонже) - удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
; Aplomb (апломб) - устойчивость
; Arabesque (арабеск) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы “арабеск” № 1, 2, 3, и 4.
; Assemble (ассамбле) - соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
; Attitude (аттитюд) - поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
; Balance (балансе) - качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
; Pas ballonne (па баллонэ) - раздутьвать, раздаваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
; Pas ballotte (па балоттэ) - колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, как бы колеблясь.
; Balancoire (балансуар) - качели. Применяется в grand battement jete.
; Batterie (батри) - барабанный бой. Нога в положении проделывает ряд мелких ударных движений.
; Pas de bourree (па де буррэ) - чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
; Brise (бризе) - разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
; Pas de basque (па де баск) - шаг басков. Для этого движения характерен счет 34 или 68, т. е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски - народность в Испании.
; Battement (батман) - размах, биение.
; Battement tendu (банман тандю) - отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
; Battement fondu (батман фондю) – мягкое, плавное, “тающее” движение.
; Battement frappe (батман фраппе) – движение с ударом, или ударное движение.
; Frappe (фраппэ) - бить
; Battement double frappe (батман дубль фраппэ) – движение с двойным ударом.
;Battement developpe (батман девлоппэ) – раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
; Battement soutenu (батман сотеню) – выдерживать, поддерживать.
Движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
; Cabriole (кабриоль) – прыжок с подбиванием одной ноги другой.
; Chain (шен) – цепочка.
; Changement de pieds (шажман де пье) – прыжок с переменой ног в воздухе.
; Changement (шажман) – смена.
; Pas chasse (па шассэ) – гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
; Pas de chat (па де ша) – кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
; Le chat (ле ша) – кошка.
; Pas ciscaux (па сизо) – ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
; Coupe (купэ) – отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
; Pas couru (па курю) – пробежка по шестой позиции.
; Croisee (краузэ) – скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
; Degagee (дегаже) – освобождать, отводить.
; Dessus dessous (десю десу) – верхняя часть и нижняя часть, “над” и “под”. Вид pas de bourre.
; Ecartee (экарте) – отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
; Effacee (эфасэ) – развернутое положение корпуса и ног.
; Echappe (эшаппэ) – вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
; Pas emboite (па амбуатэ) – вкладывать, вставать, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
; En dehors (ан деор) – наружу, из круга.
; En dedans (ан дедан) – внутрь, в круг.
; En face (ан фас) – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
; En tournant (ан турнан) – вращать,поворачивать корпус во время движения.
; Entrechat (антраша) – прыжок с заноской.
; Fouette (фуэтэ) – стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким двжением снова открывается.
; Ferme (фермэ) – закрывать.
; Pas faille (па файи) - подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
; Galoper (галоп) – гонятся, преследовать, скакать, мчаться.
; Glissade (глиссад) – скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
; Grand (гранд) – большой.
; Jete entrelacee (жетэ антрэлясэ) – перекидной прыжок.
; Entrelacee (антрэлясэ) – переплетать.
; Jete (жетэ) – бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
; Jete ferme (жетэ фермэ) – закрытый прыжок.
; Jete pass; (жетэ пассэ) – проходящий прыжок.
; Lever (левэ) – поднимать.
; Pas (па) – Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию “танец”.
; Pas d’achions (па д’аксион) – дейтвенный танец.
; Pas de deux (па дэ дэ) – танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
; Pas de trios (па дэ труа) – танец трех исполнителей классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
; Pas de quatre (па де карт) – танец, четырех исполнителей, классический квартет.
; Passe (пассэ) – проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
; Petit (пти) – маленький.
;Petit battement (пти батман) – маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
; Pirouette (пируэт) – юла, вертушка. Быстрое, вращение на полу.
; Plie (плие) – приседание.
; Demi-plie (деми плие) – маленькое приседание.
; Pointe (пуантэ) – носок, пальцы.
; Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы, наклоны корпуса, головы.
; Preparation (прэпарасион) – приготовление, подготовка.
; Releve (релевэ) – приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
; Releve lent (релевэ лян) – медленный подъем ноги на 90 градусов.
; Renverse (ранверсэ) – опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
; Rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
; Rond (рон) – круг.
; De jambe (де жанб) - нога.
; Terre (тер) – земля.
; Rond de jambe en l’air (рон же жамб ан лер) – круг ногой в воздухе.
; L’air – воздух.
; Soute (сотэ) – прыжок на месте по позициям.
; Simple (семпль) – простой, простое движение.
; Sissonne (сисон) – прямого перевода не имеет, означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
; Sissonne fermee (сисон ферме) – закрытый прыжок.
; Sissonne ouverte (сисон уверт) – прыжок с открыванием ноги.
; Sissonne simple (сисон семпль) – простой прыжок с двух ног на одну.
; Sissonne tombee (сисон томбе) – прыжок спадением.
; Saut de basque (со де баск) – прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
; Soutenu (сутеню) – выдерживать, поддерживать, втягивать.
; Sur le cou de pied (сюр лек у де пье) – положение одной ноги на щиколотке другой, опорной, ноги.
; Temps lie (тан лие) – связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
; Temps leve soutee ( тан левэ сотэ) - прыжок по первой, второй или пятой позиции или из пятой позиции на одну и ту же ногу.
; Temps levee – временно поднимать.
; Tire-bouchon (тир бушон) – закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
; Tour chainee (тур шнэ) - сцепление, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один другим.
; Tour en l’air (тур ан лэр) – воздушный поворот
; Tour (тур) - поворот
; Выворотность – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах
; Координация – соответствие и согласование всего тела.


Рецензии