Заключение

Тотенгам, морское побережье

В первой пресс-поездке поезда между Ван-Праядви и Ван-Гарбер.


20 августа 2336 года

Ночь. За окном поезда шумит дождь, а в поезде медийная братия налегает на халявный алкоголь и закуску. Главы горсоветов городов - люди совершенно другого склада ума, они понимают - никакой халявы в этом мире не существует, всё оплачивается из чьего-то кармана. Пусть даже не из их кармана, они всё равно не позволят себе пир за счёт бюджета министерства транспорта.

Долгоруков, сидящий с Раулем из окна позволяет, но немного. Со временем он примирился с ромом, и если он будет пить крепкое спиртное, то предпочтёт этот жёлтый или янтарный напиток. Долгоруков сидит слева, смотрит в окно и видит там только металлическую сетку, не позволяющую породе сползти на полотно, короткие тоннели и не видит там второй колеи. Этот проект был реализован в удешевлённом варианте - однопутная трасса с двухпутными вставками, но задел для второго пути есть на всём протяжении, все 1.200 километров между городами готовы к появлению нормальной двухпутки.

Все работы по удешевлению первоначального проекта провёл Рауль под Васиным контролем, можно сказать, это их совместный проект. У них сейчас все проекты совместные, Рауль работает с Долгоруковым по принципу одна голова хорошо - а две лучше.

- Что, Рауль, уже нет такой эйфории когда едешь по тому, что создал сам?
- Это вы создали, Василий Александрович, зачем мне обманываться. Не знаю, когда дорасту до самостоятельных проектов.


Вася пригубил рюмку рома и подумал...что может это "доростание" состоится очень нескоро. Не потому, что Рауль плохой инженер-проектант. У них уже выработался...симбиоз что ли, когда они эффективно и быстро делают один проект, а не распыляются силами...

- Василий Александрович, иди сюда, покажись прессе.


Показаться прессе попросил Кёртис, который тоже едет с ними. Кёртис поседел. Поседел не от стрессов, он поседел потому, что стареет, и с сединой бороться не желает. Вот есть седой Долгоруков, его зам, он выглядит зрело и круто. А начальник выглядит по сравнению с Васей как мальчик, так что он решил перестать бороться с морщинами и седыми волосами чтобы так же выглядеть "крутым".

Прессу Вася не боится. Пресса не сожрала его ещё на Аннатале, он слишком скучный, чтобы его жрать. Некоторых журналистов он видит на таких пресс-поездках постоянно - есть портал "Транспорт: Пассажиры и грузы", на других крупных порталах есть разделы "Путешествия", так что лица практически не меняются. Кроме местной прессы разумеется, журналистов с Ван-Гарбер Вася не видел и может и не увидит больше никогда.

- Василий Александрович, что скажете о своём детище?
- Я своим детищем удовлетворён. Другой вопрос, как оно окупится и как быстро Парламент даст нам зелёный свет на продолжение строительства дальше. Но...по большей части последний вопрос не ко мне.
- И тем не менее, как вы сами думаете, что дальше?
- Азадийские суда на динамической воздушной подушке имеют сопоставимую с поездом скорость. Вопрос в удобстве для пассажира, наверное. Куда прибывает поезд и куда прибывает судно, расписание, ценовая политика. Обивка в азадийских судах подизношена, значит кто-то сразу же предпочтёт поезд, где к тому же можно и перекусить за два часа в пути...
- Вы упомянули только пассажиров.
- Потому что это азадийская планета, всё что азадийцы смогут перевести морем они перевезут морем. И поверьте на слово - это не красивая игра слов. К портовым терминалам уже как несколько тысяч лет есть все подъездные пути - порты тесно интегрированы с внутригородскими грузовыми потоками. Я не знаю, какую им предложат альтернативу. Слишком много спекуляций, я предпочту от них воздержаться, тем более, что в мои задачи как проектанта такие вещи не входят вообще.
- Спасибо вам за ваши ответы!


Васе даже похлопали - за час с небольшим журналисты успели "набраться". Им осталось немного - тверской экспресс шпарит 620 км/ч, это не линия с Севера до Моря, рельеф этой линии значительно проще и, что немаловажно, она в полтора раза короче. Поэтому и скорости здесь выше, вполне возможно, что поезд будет идти меньше двух часов, и будет чуть более конкурентен относительно скоростных азадийских судов, которые ходят между всеми городами на побережье, не говоря о соединении южного и северного полушания.

Южное полушарие Тотенгама пока считается малоперспективным. Вася с Раулем уже делали предварительные прикидки что там можно построить, но туда и так вливается куча бюджетных средств чтобы побороть элементарную нищету и все её последствия. Пока о строительстве линий там речь не идёт ВООБЩЕ, может быть это произойдёт тогда, когда Вася уйдёт на пенсию, и на церемонии открытия Рауль, если не уволится, конечно, будет в одиночке.

***

Ван-Гарбер, район Гьода (Подкова)

Вокзал расположили под Подковой. Здесь сходятся все линии метро, лучшего пересадочного узла придумать просто невозможно. Вокзал под землей вместе с оборотным депо, и местный горсовет предусмотрительно выкупил землю там, где трасса может пойти дальше. Кёртиса, Васю, Рауля и журналиста с "Транспорт: Пассажиры и грузы" подбирает служебная машина дистанции пути, она быстро выходит на эстакаду, может быть минут пятнадцать, и она будет в их здании.

- Василий Александрович, город мрачноватый.
- Мистер Кёртис, вы по сравнению с Ван-Праядви? В Ван-Праядви когда-то жили главы азадийских корпораций, а это город среднего класса. Он не такого уровня, я не знаю как вам объяснить так, чтобы вам было понятно.
- Василий Александрович, ты мне другое объясни - какого чёрта нам запретили работать на Хавеле? Азадийцы совершенно не производят впечатление безмозглых, а тут на тебе, референдум и всё, никаких поездов.
- Потому что Хавель - их планета во всех смыслах. Все крупные города на берегу, они уверены что им хватит и судов. Пассажирских и грузовых...
- А материки? Я о внутренней части.
- Там есть Птицы, говорят, очень похожие на земных страусов. Я не видел земных страусов поэтому я так и говорю - говорят, что похожи. И они хотят, чтобы всё осталось как было. Ану, кстати, добилась чтобы ей разрешили голосовать и тоже проголосовала против нашей работы на Хавеле.
- Нич-чего не понимаю - такая технологичная цивилизация и против прогресса...
- Очень уважающая традиции, извините, что перебил. Особенно на Хавеле. Уверен, что и на всех Первичных Мирах нам покажут кукиш. Или дулю, выбирайте, что нравится.


Они уже подъехали к зданию дистанции пути Ван-Гарбер, и Кёртис велел всем подниматься на крышу. Сам он зайдёт и поприветствует подчинённых, хотя бы на глаза им покажется. На крыше же уже стоит челнок, когда-то он был челноком азадийских Исполнителей. Этот челнок Минтранса, его дали чтобы люди из Департамента путей сообщения сделали всё быстро, не теряли времени на перелёты в космопланах. Что называется, одна нога здесь, другая там. Минут пять и Кёртис тоже поднялся к ним. То ли ему всучили, то ли он выпросил бутылку азадийского "дурмана". Это, впрочем, не тоже самое, что и, скажем, 0.7 водки - он просто расслабится, никаких развязанных речей от него можно не ждать. Итак они взлетают. Взлетают стремительно, но, очевидно, это очень далеко от возможностей машины. В принципе ничего удивительного нет - Исполнителей иногда называют азадийскими спецслужбами, нисколько неудивительно то, что спецслужбисты пользовались техникой на грани возможностей. А возможности азадийцев и до войны превосходят современные познания человечества на порядок, если не на два, так что опять же, ничего удивительного.       

- Василий Александрович, вопрос не для прессы, мне самому интересно. Как вы оцениваете перспективы линии, которую вы только что открыли?


Вопрос задал журналист. Вероятно, он увлечённый своей профессией и полем деятельности, и этот вопрос и ответ на него действительно никуда не попадёт.

- Не столь оптимистично как реконструированная линия между Севером и Морем, я хотел сказать...
- Между Ван-Мера и Ван-Праядви, я вас понял.
- Ну и замечательно. Я не знаю. Или вы считаете, что от того, что на мне азадийский костюм я должен знать больше? Я переехал с Тотенгама уже как два года, не знаю чем дышит планета. Моё эго безусловно радуется, а там давайте будем посмотреть.


Они уже совершили прыжок, пилот видит Аннатал, столичную планету, но дальнейшее снижение из-за военной паранойи не будет столь же стремительным как и взлёт с Тотенгама. Вася посмотрел на часы, уже 21-е августа, буквально 10 минут первого. Он хочет домой, к Ану, а Рауль хочет домой к Фараль. На Тотенгаме они сошлись, Фараль последовала с Раулем в пригород Соколово, и сейчас она работает диспетчером на грузовой станции, где вагоны и контейнеры загоняют в космпопланы. Не столь "круто", как быть дежурной по станции в Ван-Праядви, но интереснее и более денежно. И Вася и Рауль хотят в тепло своих женщин, а Кёртису хотеть некуда - он изменял жене с двумя любовницами, совершенно немудрено, что он в итоге остался у разбитого корыта, без жены и без любовниц. Его "статус"? Подумаешь, начальник отдела в подведе минтранса? Не впечатляет. К тому же седина, морщины, какой-то старпер уже... Конечно, он найдёт себе пару, но будет долго привыкать к тому, что она уже далеко не калифорнийская красавица.

- Василий Александрович, снова вопрос не для прессы. Как вы думаете, на азадийские Первичные миры вас не пустят?
- Не знаю. Не все из Первичных миров - планеты с океанами, так что возможны варианты. Да и что касается Хавеля - азадийцы знают наш фольклор, у них есть свой аналог английской пословицы никогда не говори никогда. Я был страшно удивлён тому, что у них есть метрополитен, так что я не исключу и того, что они разработают свои поезда если, скажем, их молодёжь, в основном студенты, распробуют наши. Мы вообще можем оказаться не у дел, пока мы просто не просчитываем подобный вариант, а он мне кажется вполне возможным. Так что...
- Вы ведь неплохо понимаете их? Я об азадийцах. На вас их одежда, говорят, что вы живёте с азадийкой...
- Это точно никуда не попадёт?!
- Даю слово.
- Я не просто живу с азадийкой, она - моя невеста. Наверно я действительно неплохо понимаю их. Притом поймите - они понимают нас значительно лучше, чем мы понимаем их. Возможно, даже лучше чем мы понимаем себя сами. Через считанные дни они уже свободно разговаривают на языках, на которых разговаривают десятки тысяч человек, не больше. Я видел это два года назад. Их просто относительно мало и они...всё ещё побаиваются что мы решимся их уничтожить. На азадийцев произвела очень глубокое впечатление наша победа в войне. Они считают её нашей, а не совместной, так что они придерживаются мнения что могут считать, что понимают нас, но понять людей до конца невозможно. В том числе то, как люди ведут себя в экстремальной ситуации. В частности для себя они решили, что не поняли как мы победили имперцев. Всё было за них, а мы...


Снижение продлилось не настолько долго - челнок уже в атмосфере, скоро он пробьёт облака. А там их здание, и больше всего о чём думает Долгоруков прямо сейчас - машина корпоративного такси, которая домчит его домой, пока на трассах поездов Соколово и около него идёт техобслуживание путей. Время уже почти два часа ночи, и сейчас на дорогах царствуют такси. Везущие домой заработавшихся при условии что их, заработавшихся, всё ещё ждут. Что чаша терпения не переполнена.

***

Аннатал, Соколово

ул. Лейтенанта Зубкова


Машина такси только что покинула подземный гараж, Васю везут домой. По местному времени три часа ночи, и он рассчитывает оказаться дома до четырёх. Нырнуть под одеяло к Ану, и ощущать тепло её тела вплоть до её пробуждения без четверти шесть. Она, как и обещала два года назад, последовала за ним. Сегодня Ану - детский психотерапевт в частной клинике. Её ценят за то, что она свободно владеет примерно тремя десятками языков, а значит со своим маленьким пациентом она может общаться сама, без перевода. И элемент творчества из её профессии никуда ни делся. На первый приём детей к психотерапевту привозят в состоянии стресса - в школе побили, родители поссорились или даже разводятся. И Ану после "здравствуй, малыш" сразу же обращается к своим реактивам, чтобы сделать успокаивающее. У неё приятный низкий голос и "инопланетная тётя" дающая маленькому пациенту стакан со сладким, в котором уже есть транквилизатор, вызывает восторг, успокоение, но не недоверие.

Ану на её работе очень ценят. А она ценит и прекрасно помнит времена четырехлетней давности, когда Долгоруков к ней прилип, несмотря на всё, что она ему демонстрировала, и никак не хотел отлипать. Ану не то, что не хотела пару, она не хотела, чтобы её бросили на полпути. Вася проявил более чем определённую настойчивость и её, эту настойчивость, ему не забудут всё то время, пока он жив. Сколь бы высоко Ану не поднялась, она всегда будет помнить как она показывала Васе свою искалеченную квартиру, а он спрашивал - хорошо, всё, вроде бы, понятно, дальше то что? Ужаснуться и ничего не делать? Когда-то у Ану не было ответов, а Вася всё ходил с ней к морю, разговаривал, говорил, что понимал её. Это у неё тогда не было ответов, что делать, это Долгоруков говорил, что так нельзя. Ну может не совсем так, догадывался, что Ану зависнет в таком положении надолго. Но вот она в центре человеческой цивилизации, чувствует себя востребованной, и, конечно же, никогда не забудет все промежуточные шаги. Как она здесь оказалась, благодаря кому она практически здорова, кто поддерживал её на каждом шагу.

Такси уже в Наветренном, Васю высадили, дальнейший путь до дома он пройдёт сам. Здесь всё так же ветрено. Но при этом есть лестница и лифт для тех, кто хочет попасть к морю и не желает ехать для этого в Соколово. Ану спускается к морю для утреннего заплыва почти каждое утро, если не опаздывает на работу. Вася уже у своего дома, приложил карточку и поднимается на этаж. Он уже прошёл в квартиру и практически нырнул под одеяло в зале. Время - без четверти четыре утра, он чувствует как разум Ану спорадически ищет что-то в комнате, затем находит его, и вот она уже в нём. Вася чувствует каждый её вдох и выдох, быстро успокаивается, и скоро сам проваливается в сон.


Долгоруков просыпается через три часа, он чувствует глаза Ану на себе и вопрос

- Последний вопрос.
- Последнее...да. Да без всякого сомнения.


Сегодня должна состояться их свадьба и Ану, едва проснувшись, спрашивает это, последний вопрос. Это не то, что она ждала, по правде говоря. Идеальным раскладом было бы то, чтобы они остались в Ван-Праядви, и там бы десятки могли бы сказать что да, они устойчивая пара, с ними ничего не случится. Но они здесь, в мире людей, и здесь Ану готова пойти в регистрационное бюро, надеть обручальное кольцо и услышать что она с Васей теперь муж и жена. Ану встаёт, разогревает им пару салатов перед тем, как их столь важный день начался.

Они не задают друг другу вопросов. Долгоруков уже сказал ей, что они слетают на Тотенгам, чтобы открыть столь долгожданный проект. А Ану? Она первые три месяца делилась с Васей всеми переживаниями с работы. Что делать когда родители разводятся, а малыша вместе с имуществом будут делить. Долгоруков страдал, сопереживал, и Ану решила что всё, хватит. Теперь они оба вечером не делятся друг с другом как прошёл их день. Вася что-то напроектировал, а Ану решила...ну, какие-то проблемы.

На завтрак, как и всегда, какой-то подогретый морской салат. Реверанс в сторону Ану, что это мясо морских тварей, а в сторону Васи, что этот салат согрет, и ни ему, ни Ану не нужно вспоминать свои худшие военные годы.

Они совсем ненадолго разойдутся, чтобы снова сойтись. Вася сделает доклад у Кёртиса, что проект их с Раулем трасс на Кадулле ждёт только только парламентского согласования. А Ану примет ещё с десяток пациентов-ребят после их локального землетрясения, вроде папы и мамы рознь. Она не решит проблемы отца и матери, она заставит своих маленьких пациентов смотреть на всё с точки зрения да, ну и что дальше?

***

Соколово, Космопорт
ВПП 26-я Левая

Рейс Соколово - Нассам-Сайфида

Тем же вечером

Их свадьба состоялась. Со стороны жениха были Кёртис, Кэти, Рауль, Фараль. Со стороны невесты - с десяток женщин-врачей из клиники, которые искренне поражались, как у Ану всё это получается. Церемония в регистрационном бюро была скромной, а свадебный банкет в маленьком ресторане без особых излишеств. Гости быстро поняли, что не они на нём главные герои, и Васю с Ану быстро отпустили. А они теперь окольцованы. Азадийку можно уговорить выйти замуж за мужчину, но её решительно невозможно уговорить на то, что ей предстоит носить золотое кольцо. Азадийцы ценят платину, так что их обручальные кольца платиновые, а кроме того Вася преподнёс Ану в качестве свадебного подарка пару платиновых наручей. Они носятся под одеждой, и только Вася с Ану знают что они вообще есть.

Их отношения от появления обручальных колец, впрочем, никак не изменится. Ану всё также будет предлагать Васе абсолютную верность и требовать от него того же - если у неё на работе появится мужчине она скажет об этом Васеньке в тот же вечер, и тут же добавит, что поддерживает и будет поддерживать с ним максимально возможную дистанцию. Соответственно, если у Васи на работе появится женщина, то и Ану тоже должна об этом знать.

Всё же остальное будет идти своим чередом. Состояние Ану продолжит улучшаться, впрочем она и сейчас полноценно высыпается всего за семь часов. Она встаёт примерно за сорок минут до Васиного пробуждения, спускается к морю для утреннего заплыва и к тому моменту когда Долгоруков просыпается, то обнаруживает её в прекрасном расположении духа. Вечером же после работы они будут пробовать всё новые рестораны морской кухни. Численность азадийцев в Соколово и пригородах неуклонно увеличивается, а значит на такие заведения есть всё возрастающий спрос.

Долгоруков и Ану летят на Хавель. Мысль вдохнуть жизнь в её родовое гнездо, откровенно говоря, понравилась Ану сразу же. Вопрос был лишь в деньгах - у неё таких доходов не было, а в Васин карман Ану залезать была не готова. Теперь она зарабатывает более чем достаточно, скопила немало денег сама и приняла от Васеньки остаток, но в долг, который она быстро покроет. Можно сказать, что часть медового месяца они проживут не абы где, а в собственном доме, в который они переберутся окончательно как только Долгоруков уйдёт на пенсию и, может быть, будет вести дистанционные лекция для Академии транспорта и путей сообщения. А Ану, как и когда-то, будет лечить покалеченных на охоте членов Гильдии.

***

Материк (большая земля) Диккарина (Диккаринья)

22 августа

- ...город стал больше, или мне это только кажется?
- Конечно, город стал больше. Нищета отступает, заказов на пошив одежды больше и Гильдия более чем активно пополняется новыми членами.


На Диккарину они прибыли местным днём и город Гильдии с момента последнего посещения Хавеля вырос не только в длину, но и в глубину. Послевоенная нищета среди азадийцев действительно постепенно отступает, и они покупают новую одежду вместо изношенной или подранной в войну. Наверное, это последний раз когда Вася с Ану ездят по Диккарине на арендованных Птицах. Их деревня будет специализироваться на производстве Птичьего пуха для одежды, и уж чего-чего, а ездовых Птиц там будет достаточно. Они выезжают города прямо сейчас и Вася смотрит на здания, где уже выдубленная кожа проходит "доводку" для производства  дорогих костюмов стоимостью примерно 3, 20 и 130 миллионов данов. Такие костюмы и у азадийцев и у людей это "статус". Нелишне упомянуть и то, что самый недорогой костюм для возрастных азадийцев просто не выпускается - при достижении 1050 - 1100 лет они слегка раздаются вширь и считается что уж три миллиона на одежду они как-нибудь уж должны себе найти.

Город закончился и началась степь. Сейчас караванов заметно больше чем три года назад - деревни в степях Диккарины производят для гильдии Птичий пух, и этого пуха производится больше с каждым годом. Васенька подумал о том, что производство будет расти и дальше, оно будет расти за счёт тех, кто в войну попортил одежду, но пока не имеет денег поменять её, конечно же за счёт молодёжи, начавшей зарабатывать достаточно и покупающей первый настоящий костюм в своей жизни. У этого производства будет пик, после которого обязательно будет спад - испорченная в войну одежда будет заменена и больше таких возможностей уже не будет. Значит и птичникам тоже придётся поумерить производство и аппетиты. Но это будет нескоро, к тому же и пик и снижение будут плавными и предсказуемыми.

За три года стало холоднее. На дворе осень, дело идёт к зиме, и все примерно 22 часа до деревни Вася и Ану проведут в седле. Впрочем, возможно, они остановятся в паре трактиров по пути, где можно съесть горячие блюда и выпить горячие напитки. Но никакого сна на открытом воздухе уже не получится - на высоте под утро возможны заморозки, и замерзать нет ни малейшего желания.

- Ану, мне просто интересно, как же зимой?
- Как я ехала в самое холодное время на работу? У меня было нечто вроде термоса с горячей маридной, так что я не замерзала. И я постоянно вспоминала самое тёплое время с самыми длинными днями. От этого уже становилось теплее.
- От этого уже становилось теплее...


Васина жизнь, по правде говоря, пока ещё не наполнена в должной мере воспоминаниями, от которых становится теплее. Но это изменится со временем - каждое утро, как Вася просыпается, Ану комментирует это вопросом "Ещё один день в раю?". Через несколько часов они приедут в деревню, приедут ночью к дому, где ещё ничего не устроено. И ещё столько же времени они потратят на то, чтобы прибраться, что бы было где спать, где мыться, где можно просто посидеть в тепле и поговорить. И когда они всё это сделают, то Ану начнёт этот день точно также. Вопросом - Ещё один день в раю?
      


Рецензии