Шейх Мухаммад Агульский - соратник Шамиля
(1810 - 1863)
Шейх Мухаммад Агульский - активный сподвижник Имама Шамиля, духовный и общественный деятель, ученый. Родился в селении Усуг Кюринского ханства (ныне Курахский район) в узденской семье. Учился в медресе села Усуг, затем был отправлен в село Вини-Яраг для продолжения учебы в школе Мухаммада аль Яраги.
В начале 1840-х годов Малла-Мухаммад присоединился к джихаду и всё время находился при Шамиле, а по покорении Восточного Кавказа перешел в село Чиркей, где женился на племяннице тамошнего почётного жителя Джеллала, Патимат. Живя в Чиркее, Малла-Мухаммад очень часто приезжал к бывшему своему учителю Джамалудину Казикумухскому, проживавшему после взятия Гуниба, до переселения в Турцию,в селе Казанище. С ним Малла-Мухаммад всегда находился в самых близких отношениях.
После падения имамата Шамиля в 1861 году переселяется в село Усуг. Прожив там около месяца возвращается в шамхальство, откуда и отправился в Мекку. На обратном пути в турецком городе Карс встречается со своим наставником Джамалуддином Казикумухским, который покинул Дагестан в 1861 году, не передав право на духовное наставничество (иджаза). Предчувствуя скорую смерть Джамалуддин Казикумухский передает право на наставничество Мухаммаду-Хаджи Агульскому.
По возвращении из Мекки шейх Мухаммад-хаджи окончательно поселяется в Усуге. В родном ауле он открывает медресе, где обучает детей исламским наукам. Вел также различные проповеди среди населения окружающих сел. Супруга Патимат занималась кройкой и шитьем одежды, получая за это определенную плату. Но возложенную на него своим наставником миссию выполнить до конца шейх не успел, поскольку вскоре заболел и умер, 14 января 1863 года. Он был чрезвычайно набожен и весьма строго исполнял все религиозные обряды, чем успел вселить в общество о себе мнение, как о человеке, весьма ученом и действительном мусульманине. Впоследствии на могиле у него был возведен мавзолей.
В девятом номере «Русского архива» за 1896 год было обнаружены записи Евгения Козубского, в котором он, рассказывая о действиях членов семейства Шамиля, упоминает и о Мухаммаде Агульском. Главным образом потому, что речь идет о зятьях Шамиля, которые приходились сыновьями учителю шейха Мухаммада —Джамалуддину Казикумухскому. Обращает на себя внимание некоторая разница в сведениях сельчан и Евгения Козубского.Так, если Козубский сообщает, что шейх Мухаммад «хоть и старался, строго исполняя религиозные обряды, выказать свою набожность, но ничего не проповедовал», сельчане же сообщают об обратном. А именно,что он не только проповедовал среди местного населения, но и открыл медресе в своем ауле.
Свидетельство о публикации №224100200956