Разрыв в знаниях

Гипотеза разрыва в знаниях — это концепция, описывающая структурное неравенство знаний, получаемых через средства массовой информации. Знание, как другие виды благ, часто распределяется по социальной системе дифференцированно. Гипотеза утверждает, что «по мере увеличения притока массовой информации в социальную систему группы населения с более высоким социально-экономическим статусом, как правило, получают эту информацию быстрее, чем группы с более низким социально-экономическим статусом, так что разрыв в знаниях между этими группами стремится скорее к увеличению, чем к снижению». Таким образом, образованные люди имеют больше шансов расширить свои знания, чем люди менее образованные. Эту концепцию выдвинули в 1970 году три исследователя Миннесотского университета — Филип Дж. Тиченор, Джордж А. Донохью и Клэрис Н. Олин.

***
"Истоки"

Тиченор, Донохью и Олин отмечают, что теория разрыва в знаниях упоминалась в литературе о массовой коммуникации ещё до того, как была официально сформулирована. Уже в 1920-х было опубликовано исследование, которое изучало влияние различных факторов на выбор медиа-контента. Например, Грей и Манро считали уровень образованности человека значительным фактором, влияющим на выбор им именно «серьёзных» материалов.

В то время, однако, было распространено мнение, что такие различия в предпочтениях могли бы сгладиться с появлением радио, которое не требует никаких специальных умений (Лазарсфельд, 1940). Заинтересованный тем, уменьшило ли радио различия в предпочтениях контента, Пауль Лазарсфельд, глава офиса радио исследований в Колумбийском университете, провёл исследование, определяя, как соотносятся количество времени, которое люди тратят на прослушивание радио и контент, который они слушали, с их социально-экономическим статусом. Результаты показали не только то, что люди с более низким статусом слушают больше радио-программ, но и то, что они менее склонны к потреблению серьёзного контента.

Проиллюстрировать эту теорию может и кампания Стара и Хьюза по информированию граждан об ООН, проведенная в 1950. Результаты также показали, что кампания была наиболее успешной при взаимодействии с более образованными людьми. Граждане с низким уровнем образования фактически проигнорировали её. После того, как исследователи обнаружили, что люди, чей уровень образования был высоким, также проявили больше интереса к теме, Стар и Хьюз предположили, что знание, образование и интерес могут являться взаимозависимыми.

***
Так, подумать о том, что такое, когда никто не понимает логическую цепь мышления как сопоставления знаний всюду для применения деятельности в мышлении.


Рецензии