Проблема созвучных названий

            
Созвучные названия как база фальсификаций сторонников альтернативной истории

Известный разоблачитель исторических фальсификаций, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, В.А. Шнирельман пишет, что «Приход эпохи постмодерна вызвал к жизни небывалый интерес общественности к альтернативной истории, делающей упор не столько на глубокий анализ источников и следование строгим методическим требованиям, сколько на выстраивание желательной версии истории, удовлетворяющей общественным потребностям, нередко связанным с национальной идеей».

Также широко известный археолог Л. Клейн называет этот страсть к переиначиваю исторических сюжетов стремлением найти для себя и своего народа «знатных предков, происхождение от которых могло бы возвеличить уязвленный народ в собственных глазах и в глазах соседей». Он называет это проявлением синдрома национальной уязвленности и отмечает три наиболее характерны проявления ее. Это «всемерное отстаивание исконности, глубочайшей древности своего народа и обитания его всегда, испокон веков, на его нынешней территории», к которым, исходя из дагестанских реалий, мы добавили бы и стремление местных строителей этнической истории найти своих предков среди «престижных» народов по всему миру, порой даже в фантастически неожиданных местах.

Так, если примеры таких около научных построений начинать в алфавитном порядке, то следует начинать с аварцев, которые нередко привязывают себя к историческим аварам. Об аварах мало что достоверно известно. Они полторы тысячи лет назад проскакали поволжскими степями в Европу, даже не заглядывая на Кавказ. В этническом плане их кто считает тюрками, кто монголами, а кто кем-то еще. Дагестанских аварацев с ними ничего не связывает, кроме лишь созвучия двух имен, причем это созвучие проявляется с европейским названием аваров, а не с автонимом (собственным именем) народа, которое, согласно Л.Н.Гумилеву, имело форму «а-бо». Однако это нисколько не мешает дагестанскам аварцам, беря за основу поверхностное созвучие этих терминов, в плане этнического происхождения привязать себя к классическим аварам. Как курьез можно вспомнить, как делегации аварцев в девяностых и двухтысячных годах прошлого века на правах мнимых «родственников» не раз умудрились становится участниками курултаев, проводимых тюрками в различных регионах России и за ее пределами.

И это не единственный вектор поиска «престижных предков» аварцами. С некоторых пор в этом вопросе у них наметился дрейф и в южном от Главного Кавказского хребта направлении, где возле Куры присмотрели себе еще одних предков – «оваренов». Народ под таким именем там указывает историк второй половины II в. Асиний Квадрат («Вокруг реки Кира живут Оварены и Отины»). Аварских искателей предков  нисколько не отвращает от этой идеи отсутствие доводов и доказательств для того, чтобы «оваренов» каким-нибудь образом можно было бы связать с современными аварцами. Они для себя просто решили зачислить их в список своих исторических предков. Так и мечутся в поисках себя от небылицы к небылице.

В известных мифологических атлантах агулов, а в самой Атлантиде – родине этих атлантов - Агул увидел благодаря «небесному озарению»  выходец из одноименного Агульского района Ф.Джамалов, тогда как  его земляк М.Рамазанов уверял всех, что агулы являются выходцами из древнего Аккада. Вместе с тем, агулов связывают и с гелами античного периода, и одновременно с этим, с восточными кушанами. Последнее отождествление осуществляется на том основании, что слово «кушаны» созвучно с названием одной из долин – Кьушан-дере, в котором живут агулы у себя на родине.

Никого из сторонников этой идеи не волнует, что топоним Кьушан (через кь - апруптивную увулярную аффрикату, характерную агульскому языку) имеет совершенно иную этимологическую историю, нежели название народа кушан, и идет через промежуточное звено «*рукьушан» (рукьушанами по названию этого одноименного ущелья агулов до сих пор называют соседние табасаранцы) восходит к историческому, восстанавливаемому путем реконструкций слову *йаркьушан, тогда как по происхождению кушаны традиционно отождествляются с восточными юэчжи, тохарами, абдел-эфталитами и т. д. китайских и прочих источников.

Упомянутый М.Рамазанов основным недостатком нашей этимологической истории счел «чрезмерное злоупотребление фонетическими чередованиями», правда не объясняя при этом, кто и как определяет эту меру и существует ли она вообще?

«Я и сам прибегаю к этому методу, когда объясняю этимологию трансформировавшихся со временем лексем, но в разумных пределах. А с превращением этим путем бегемота из болота в трепетную лань или в легкокрылую ласточку согласиться трудно. Нам нет необходимости здесь вдаваться в уточнение, правильными или нет являются приводимые в статье (в нашей. Г.А.) фонетические чередования» заявлял он в своем опусе «Народ из глубины веков», хотя именно в этом – в приверженности законам звуковых изменений, в их соблюдении и заключается суть научного метода этимологических реконструкций.

Но М.Рамазанову мировой опыт ведения научных изысканий был не указ. У него был собственный, не утруждающийся себя такими «ненужными» правилами, подход. Вот с тех пор и реет, как знамя воинственного невежества на широких просторах социальных сетей его дилетантские высказывания. Проблема покойного заключалась в незнании фонетики, не мог отличить звук от фонемы, не говоря о проведении реконструкций, требующих глубинных знаний, однако упорно лез в дебри науки, ломая все вокруг, как бизон. Сильный и упорный был человек, не останавливался ни перед чем в достижении своей цели.

Даргинцы в спринте поисков «престижных предков» связывают себя с германскими племенами готов. В социальных сетях даже гуляют какие-то готско-даргинские сопоставительные словники, которые сторонникам подобных теорий служат «неопровержимым» доказательством близкого родства двух народов. Что тут скажешь?! Они безусловно правы! Если считают, что предками кубачинцев были европейцы (франки), то почему их соседи -даргинцы не могут происходить от готов? А если еще узнают, что имя готов (правда, вестготов, хотя какая для искателей предков разница) на латинском Thoringi («торинги») в определенной мере созвучно с «даргины», то у сторонников альтернативных историй и сомнений в своей правоте не останутся никаких.

От аварцев, агулов, даргинцев и кубачинцев не отстают и кумыкские искатели предков – они возводят себя к широкому кругу народов, причем одновременно, начиная от древних преднеазиатских кутмухов до камаков из меж каспийско-черноморских степей, включая в этот список еще с десяток других этносов. Отдельной главой представлена в кумыкской эпопее поиска «престижных предков», вызвавшая в девяностых годах прошлого года много шума, компиляция К.С.Кадыраджиева «Загадки кумыкской и тюркской истории от Эгейского до Каспийского морей», в которой альтернативная история народа представления с особым размахом.

Не только в ногу со временем, но и даже чуть опережая ее, идут и лакцы. Они твердо вписали себя в этническом поле шумеров, если судить об этом по заявлению ученого-геолога, краеведа лакского происхождения Абдулхалика Омариева в журнале «Дагестан», ошарашившего общественность сравнительно недавно заявлением о том, что он обнаружил целый комплекс доказательств того, что шумеры происходят от народа, некогда проживавшего именно в горной местности нынешней Лакии. По его гипотезе, последние были вынуждены мигрировать в Месопотамию из-за потопа, который явился следствием возникновения запрудного (в результате крупного оползня) озера.

Правда, это не согласуется с мнением других его земляков - известных ученых Р.Маршаева и Б.Бутаева («Истории лакцев».1991), считавших, что лаки, наоборот, продвинулись на современное место их обитания с юга. Согласно их сведениям, лаки упоминаются в анналах ассирийских царей до 8 в. до н.э., где они уже на севере Месопотамии имели свою страну Куммух (Кутмух). Попутно с этим Р.Маршаев и Б.Бутаев находят еще целую кучу лакских предков в лице урартов, леков, албанов и т.д., живущих к югу от Дагестана и даже амазонок, обитавших на севере от него.

Не отстают от остальных и лезгины. В плане поиска «престижных предков» лезгины выстроили себе яркую палитру гипотез, согласно которым их предками являются исторические пеласги, леки, албаны и даже нашли «Лезгинский след в топонимике Норвегии». Обширные списки таких «лезгинских» топонимов из Норвегии в одно время печатались в различных газетах.

Кроме того, лезгины в процессе бурных поисков не только нашли себе нужных предков, но попутно перевели с древнего лезгинского языка целый ряд письменных артефактов - «Албанскую книгу», расшифровали Фетский диск и клинописные таблички из Месопотамии. А некий пенсионер Рамис Алиев даже предпринял попытку отобрать у лакцев шумеров, «находя» в шумерском словаре из Месопатамии большинство лезгинских слов. Более того, опираясь на свое «научное открытие», он на странице одной республиканской газеты в свое время выставил заметку о возможном дагестанском происхождении пророка Авраама. Статья называлась «Был ли пророк Авраам-Ибрагим дагестанцем»? Наверное, в ответ следует думать, ну, а почему бы и нет, если предком соседей является пророк Ной, то почему предком лезгин не может быть пророк Авраам?!

В таком же духе рутулцев отождествляют с племенем рутулов, обитавших в древней Италии, в пределах современного Лацио с главным городом Ардея, а табасаранцев – с монголами, правда, только мужскую часть их, поскольку они хуже знают свой язык, чем женщины и т. д.

Что сказать, фантазиям «искателей исторических предков» нет предела. При этом одним из действенных инструментов у них является сопоставление близких по звучанию топонимических или этнических названий из различных регионов земли. Порой для того, чтобы огласить о своих эвристических открытиях «альтернативщикам» бывает достаточно обнаружить созвучие в словах даже на уровне двух или трех звуков, как решение вопроса для них тут же дает положительный ответ. Но в целом, без ответа остается главный вопрос, если все дагестанские народы, как полагают искатели "престижных предков", исторически произошли от разных предков, то каким образом они вдруг оказались родственными друг другу, причем, как на лингвистическом уровне, так и на уровне генетики?

Всемирно известный исследователь Ж.Одри отмечала: "Для того, чтобы реконструировать лексику недостаточно сопоставлять лексемы. Для этого необходимо реконструировать концептуальную систему, которую она выражает, культуру, которая ее поддерживает, материальную цивилизацию, которую ее окружает. А эта задача в свою очередь требует привлечения различных данных и их интерпретации собственно лингвистическими методами".

В мире тысячи языков в каждом из которых имеются по несколько десятков тысяч слов. И не удивительно, что в этих языках и даже расположенных в разных концах света могут образоваться одинаковые по составу слова и топонимические названия. Но любой разумный человек понимает, что это не повод притягивать их друг к другу. Возьмем, к примеру, то же слово Агул, которое при желании, помимо приведенных выше названий, нетрудно привязать к народу аугалы (аугасии), которые в древности проживали по дельтам Окса и Яксарата (См. Толстов. По древним дельтам Окса и Яксарата. С. 104).

Но часто сопоставляют его с озером и одноименной рекой Агул в Красноярском крае. Небольшая река Агул отмечается и в Подмосковье. Деятели альтернативной истории даже не догадываются, что есть еще один Агул – это Палео-Агульская равнина в Африке (Американские ученые изучили скрытую экосистему ныне затопленной Палео-Агульской равнины, которая много тысяч лет назад могла представлять собой райское место для людей и животных. Место Пиннакл-Пойнт, расположенное на южном побережье Южно-Африканской Республики, почти в 400 километрах от Кейптауна, уже не один десяток лет интересует ученых. Так, еще в 2010 году исследователи сообщали, что в этом районе около 170 тысяч лет назад, во времена оледенения, уцелела единственная популяция Homo sapiens раннего каменного века. Пиннакл-Пойнт - серия археологических памятников, пещер, которые выходят на ныне затопленный шельф, называемый Палео-Агульской равниной. И, по мнению исследователей из Колорадского университета в Денвере, это одно из самых важных мест в мире для изучения происхождения человека (https://naked-science.ru/). Чем эта не находка для агулов, чтобы гордится собой в рамках альтернативной истории?! В таком же духе и аварцев через метатезу в именах можно сопоставлять с арабами и иберами, а даргинцев - с гугенотами и даже с африканскими готтентотами, если все-таки осмеливаемся показать их в едином списке с готами.

Также Австрию можно привязать к Австралии, Баршалию – страну, упоминаемую в средневековых источниках в Дагестане к барсилам - народом из тех же источников. Для эффекта сюда еще можно «вклинить» Бразилию, а также местность Бурзу-ятаг в Магарамкентском районе РД, где ныне расположено село Новый Гапцах. Вдобавок, Бурзилу - ср.-век. город во Франции и даже села Буршаг в Агульском и Бурщи в Лакском районах РД, замкнув все это бурушаски – этническим именем народа в Пакистане и Индии. К тому же их второе имя Хундза (по названию реки, вдоль которого они живут), как нельзя подходит к дагестанскому Хунзах. Представьте только, какой «сногшибательный» квазинаучный замес можно устроить при желании, смешав все это в одном котле?! Но в реальности все эти названия лишь обычные совпадения. И нет никакой необходимости «за уши» тянуть их друг к другу.

Мы собрали внушительный список таких созвучных терминов объемом более десяти страниц (можно и гораздо больше). Но, чтобы не нагромождать статью, воздерживаемся от их публикации здесь. Но хочется напоследок  спросить у дагестанцев: что вас не устраивает в своих настоящих предках и своей настоящей родине, чтобы где попало искать других? Наши народы имеют только письменной истории более двух тысяч лет, не говоря еще о трехтысячелетнем прошлом, которая реконструируется на основе данных археологии и  лингвистики. Если неймется, займитесь этой историей. Она намного круче, чем любые бесплодные фантазии.


Рецензии