Водопады

Быть в Кабардино-Балкарии, и не побывать на водопадах – верх разгильдяйства. Как можно игнорировать водопады!

Тем более, если ты записался на экскурсию, если автобус подъезжает прямо к воротам санатория «Горный родник», и если у автобуса тебя встречает очаровательной улыбкой экскурсовод, допустим, Азамат.

Ты подходишь к автобусу и незаметно шаришь глазами по плоскости соприкосновения с автобусом. Не найдя девушки-экскурсовода, мгновенно переключаешься на поиски женщины. А не тут-то было. Тебе в глаза прямо ржет парень и спрашивает:

- Что, никого нет? Проходи. Я рассаживатель по местам в автобусе.
- О! Свой чел!

Этот чел не смотрит в твою путевку. Это потом ты понимаешь, что посторонний человек не войдет в автобус и не начнет шарить по местам в поисках только своего оплаченного.

Стоит Азамат спиной по ходу автобуса и лицом к пассажирам. Ни разу не присев на откидное сиденье, он с улыбкой рассказывает о таком интересном образе жизни мусульман, что впору рты раскрыть от удивления. Ты какое-то время держишься, мол, меня ничем не пробьешь, а потом бац – и челюсть у твоих ног.
А как бы вы отреагировали на новость о том, что теща с зятем никогда в жизни не пересекаются?!

Никогда, Карл!

Выдала маменька доченьку в чужую семью, и ни гу-гу. Да обычная русская мать уже бы булыжник вверх дном перекопала, но добралась бы по подземному переходу к своей кровинушке, мол, как там она: не обижают ли, доедает ли, стирают ли ей помощницы подгузники, а если шпингалет отвалился? А если доченька ревмя ревет по мамочке своей ненаглядной? А закон-то не простой. Он с загогулиной. Отдала дочь в чужую семью, - забудь о ней.

И тут Азамат выдаёт:

- Если мать просто так отдала свою ненаглядную доченьку, свой алмаз, свой бриллиант граненый в чужие руки, разве ее можно после этого уважать? Отдала? Забудь! Надо тебе окно отремонтировать или покосившуюся дверь, будь добра – улепётывай из дома с глаз долой. Если теще невмоготу в дождь-слякоть-гололед чапать на улицу, ладно, - останется дома. Но ни за что она не выйдет из самой дальней комнаты, пока зять не хлопнет за собой калиткой.

Если здраво рассудить, - всё правильно. Никто не лезет в чужую жизнь. Повторяю: это у мусульман. У нас, христиан, это уму не постижимо. Тёща должна быть в курсе всех дел! Обязана! А как же еще успеть подхватить своё дитятко на лету из одной хаты в другую! А если он выпил лишнюю чарку чачи? А? Как вам такое?

Ой, я далеко улетела в своих размышлениях. Вон, вдоль дороги пасутся небольшие стада коров. Ни собаки, ни пастуха, ни дудочки. Сами себе бродят по сочной зелени и обрывают траву-мураву. Пришло время освободить вымя, коровы дорогу домой ни с чем не перепутают. Прошагали через дорогу по пешеходному переходу домой, прикрикнут (зачеркнуто) примукнут на хозяйку, мол, что, не видишь, я молоко принесла, отдоятся и обратно на луга.

Есть здесь негласное правило. Если с восьми до восьми (белым днем) какой-то автомобилист-лихач вдруг собьет на дороге корову, ответит по полной программе. Заплатит все штрафы, возмещая убытки. Но если корову сбили в начале девятого вечера, здесь – раззудись плечо! Подавай хозяина коровы: почему это он не загнал животину на ночлег в сарай. А хозяин-то не дурак платить штрафы. Он миллион раз будет открещиваться и доказывать, что это не его корова, и он не намерен платить штраф за разбитую дорогущую машину. Он даже свою телку на убой не отправит. Нет коровы – нет проблем.

И тут мимо автобуса, ровно по разделительной полосе, важно чапает верблюд, а с ним два ослика.

- Домой идут, отметил Азамат. - Они знают свой график работы. Ни на сантиметр не свернут. Шлепнул любого по крупу, вся команда и пойдет домой. А зачем хозяина без дела гонять? Сами. Всё сами!

Интересные эти мусульмане. Правильные слишком. У них и животные воспитанные. Не пререкаются.

Водопады.

Водопады – это особая стихия, которая никому не подчиняется. А ты, как дурак (простите) стоишь, задрав голову, и слушаешь шум воды. А ведь завораживает! Я в предыдущем рассказе немного описала подход к водопаду по булыжникам через бурный поток воды, поэтому не повторяюсь. Читайте.

Чегемские водопады – не просто достопримечательность. Это история рождения края. Нет воды – нет людей. А есть вода, - вот она, жизнь людская.

Здесь своя жизнь, торговля, фотографии, кафешки, колоритные кабарды и балкарцы. Да, люди не любят, когда их делят на две нации. Они – кабардино-балкарцы. Правда, при этом одни не знают языка других и наоборот. Там что-то говорили про нагромождение согласных звуков в гортани, о сходстве у других с тюркским произношением. Думаю, разберутся без меня. Русский бы знать назубок. Да, в школах у них основной язык преподавания – русский. Россия, однако! А еще – у них народные костюмы совсем не черные. Говорят, так наряжаться – дань моде. Придумал же кто-то эту дань.

Ну что, отвлеклись?

Рассказываю. Замуж здесь иногда выходят совершенно за незнакомого парня. Повторяю: и-ног-да.

Нет у жениха денег, а семью хочется. Семьи здесь образовываются слишком рано.

- А почему? Неужели не учатся в институтах, не делают карьеру? Учатся. Но не все.
- А зачем? Родители давно для детей придумали свой сценарий. Чем им (детям) еще заниматься? Правильно! Рожать детей. Я даже как-то помог своему другу украсть будущую жену, - улыбается во все зубы Азамат. Живут. Трое детей у них. Невеста сначала скандал устроила. А как мне после похищения ее возвращать родителям? За месяц, пока готовились к свадьбе, обработали невесту морально так, что она поверила, что мой друг единственный на всей планете, и что только он сможет ее осчастливить. Хорошая получилась семья. У мужа тут же появляются новые обязательства. Ведь родители потом совсем не лезут в молодую семью.

- Вот смотрите, - продолжает Азамат, – меня вырастил отец. Спасибо ему огромное. Я поступил в институт. Кстати, кто из вас сможет угадать, кем я работал до экскурсовода?

Никто не угадал. Следователем-криминалистом! Я тут же ушел на собственные хлеба. Отец свою миссию выполнил, а дальше – всё сам. Звонит телефон, поднимаю трубку и слышу скороговорку: « У меня закончился хлеб». Всё. Трубка молчит. И не важно, понял ли я его, свободен ли или на совещании, в этом городе или выехал по делам. У отца закончился хлеб. Через несколько минут у отца будет хлеб. Это закон. А, да, вы все свободны и можете пофотографироваться на фоне водопадов, - улыбнулся наш экскурсовод.

Я подошла к кафе и скромно поинтересовалась, успеют ли мне приготовить хычин с мясом.

Через три минуты у меня в руках была тарелочка с национальной вкуснятиной. Осторожно, с тросточкой я поднялась на веранду и уселась за стол. Как едят хычины, я понятия не имела. Представила, что это блин с мясом, только не закрученный в трубочку.

- Можно рядом с вами присесть? – улыбнулись мне колоритные кабардино-балкарочки (я не разбираюсь все же в этих тонкостях).

- Конечно, - оглянулась я на пустой зал. Но я не думала, что гостеприимство этого народа прямо зашкаливает. Еще в автобусе две женщины (сноха и… как-то вторая называется) приметили меня, светловолосую, с моим мягким «г», которое я иногда произносила на манер русской речи. В общем, они от своих хычинов отрезали по доброму шмату и легко уложили на мою тарелку.

- Ешьте на здоровье. Вы ведь такого никогда не пробовали. Да, я рассчитывала на один хычин, а оказалось – показалось. Но не выбрасывать же эту вкуснятину. Это я к чему? Это я хочу отметить не только гостеприимство народа. Это я хочу сказать пару слов об отношении кабардино-балкарцев к Донбассу.

И представьте: сидят напротив меня две красивые кавказские женщины и с умилением смотрят, как я уминаю хычины. Разве это можно забыть? Та-ни-ка-да!

А что водопады? А водопады продолжают восхищать своей силой, мощью, гигантской энергией. Сколько воды свалилось вниз за это время! А народ приезжает, смотрит, фотографируется и наслаждается всеми прелестями экскурсии.

Вы послушайте Азамата. Он всё знает.


Рецензии