Иван Лапиков. Актер

Давно гвоздит мысль написать о Нем.

Нет. Неверно.

Не просто написать, а попытаться - публично - понять, кого мы видели, слышали с экрана, от кого иногда был мороз по коже, кого постоянно узнавали - в родных, в случайных попутчиках, в лицах из черно-белой хроники.

Таких АКТЕРОВ не бывает. Не должно быть. Не МЯГКОЕ лицо, не гуттаперчевое тело, которому - сколько хошь гуммоза налепи, узлом завяжи, хошь - споет про Инезилью из Севильи, хошь - выскочит на авансцену и выплеснет монолог про Королеву Маб...

Нетушки.

Костлявый. Весь. Скулы, челюсти, плечи. Сух и жилист. Глаза, глубокие, и поистину НЕОЖИДАННЫЕ - от подернутости пеплом до адского огня. Голос - надтреснутый, зернистый, иногда - сирена и железо, гремящее и пугающее. Язык - иногда чистейший русский, иногда северный говорок, иногда - украинский - к которому тоже не придерешься!!!!

Мужик. Какой, к черту, актер? Мини-амплуа, создан для кучи деревенских персонажей разной степени нужности для сюжета.

А Лапиков? Ладно, его театральный период скрыт во мраке, есть легкое офигение от того, что он  в начале шестидесятых играл шута Фесте в шекспировской "Двенадцатой ночи" ( это как ??????), делил гримерку и - с тех пор - дружил со Смоктуновским, (тоже, знаете ли, не валяется), с наслаждением вспоминая, как в Сталинградском театре, они вдвоем, играя слуг, хулиганили и импровизировали - не где-нибудь, а в "Укрощении строптивой", но потом - 

Монах и иконописец Кирилл у Тарковского - это уже высший полёт. Мука, трагедия бездарности, вечные попытки сделать что-то СВОЁ - это был первый кинораунд - актерский раунд - на весь мир.

А вот второй - в развитие первого - это был Семен Трубников в "Председателе".

Сам не рискну оценить, слов не хватает, цитирую - Даль Орлов:

"Ленинскую премию за главную роль Егора Трубникова получил Михаил Ульянов, а Иван Лапиков за роль его брата Семена получил судьбу".

И еще - он же: "Михаил Ульянов позже признавался, что как партнер Иван Лапиков был и радостен ему, и в определенном смысле страшен. Страшен, потому что, играя рядом с актером такой абсолютной психофизической правды, необходимо было дотягиваться до его уровня."

Он попал в кино, казалось, навсегда. Когда Лапиков повлялся, у меня - как я потом понял - наступало ощущение полной достоверности, и от этого - покоя. Все просто - ЭТОТ - не соврет, и даже не ИЗОБРАЗИТ.

А что потом вытворял...
 
Николай Старчиков, сценарист, о том, что Лапиков норовил вставлять в роль отсебятину:

- Лапиков ... вдруг заговорил о том, как хорошо, что о деревне пишет человек, знающий деревню, о том, что сценарий мой ему нравится.

Иван Герасимович, – подхватил я, – если вам нравится сценарий, зачем же его переделывать? Режиссер мне сказал, что вы текст меняете, отсебятину несете.

– А что, нельзя? – вновь помрачнел Лапиков. – Я ж маленько совсем меняю-то, под себя лажу.
– Маленько – ладно, но у вас не маленько. Очень прошу, не надо...

Минуты две Иван Герасимович сопел, покряхтывал, а потом обиженно, но твердо проговорил:

– Я Шолохова правил, Васю Шукшина правил, Андрюху Тарковского правил, а тебя, мудака, гляди-ка, и тронуть нельзя?

Хотел я что-нибудь ответить, да не нашелся. Когда Марку Осипяну - режиссеру - рассказал, мы оба долго смеялись. На премьере в Доме Кино Иван Герасимович подошел ко мне – необычно мягкий и даже робкий какой-то.
– Я ведь ничего не испортил? – говорит
– Ах, Иван Герасимович, кто старое помянет… – отвечаю. – А, кроме того, никто кроме вас и никогда уже не поместит меня в такую компанию: рядом с Шолоховым, Шукшиным и Тарковским даже в шутку и даже в качестве мудака побывать приятно».

Ну-ну. Список поправленных - ничего так себе...

И - думаю, у каждого, кто его видел, был СВОЙ Лапиков. Который не царапнул, а просто что-то вонзил.

Для меня это - епископ Афанасий Холмогорский в "России молодой".

Там ведь - фейерверк ролей и больших актеров. Дмитрий Золотухин - Петр (от зеленой молодости до зрелости), Борис Невзоров - Рябов (просто шедевр), а враги какие, с ума сойти - Олег Борисов - Дес Фонтейнес, Борис Иванов - Лофтус, Николай Крюков - Ярл Юленшерна...

И на их фоне - гигантская фигура - владыко Афанасий. Все видел, все знает, тверд, как скала, никого и ничего не боится.

Лапиков делает его с такой точностью и яростью, что окружающие - включая царя, Меншикова, Иевлева - чуть затихают, потому что ЭТОМУ - не противостоять. Никак.

Елки-моталки, что за роль...

Монаху, отпущенному защищать крепость - Экий усатый... И табачищем несет... Согнал сало-то... Оно так, для монаха способней... Ну, ступай, чадо, ступай...

И - вслед ему: Энтот в монахи-то не воротится.. Капралом будет, али разбойником...

Петру: а ты, государь, не молодёшенек... Ишь, как седина-то обрызгала. (и вот тут голос дрогнул)- Слава Богу, дождался я тебя...

Иван Герасимович Лапиков.

Актер негромкого величия и огромной величины.

Все умел. И кое-что смог показать.

Умер на сцене, во время творческой встречи с солдатами.

Мир праху.


Рецензии
Сбылось - вы написали о Лапикове - "актере негромкого величия
и огромной величины"!
От сердца. С восторгом и преклонением перед талантом, которого
страшился не кто-нибудь - великий Ульянов: "...потому что,
играя рядом с актером такой абсолютной психофизической правды,
необходимо было дотягиваться до его уровня."
Сильно, строго, с обжигающей искренностью вы создали не
хрестоматийный портрет - штрихи к портрету, свидетельствующие
о том, как глубоко и точно вы поняли глубину и мощь
этого уникального дарования.
Убедили, пристыдили: помню Лапикова, его сухое, жесткое лицо - но
конечно, никаких эмоций, давно видела.
Заставляете немедленно найти в инете и начать пересматривать
его фильмы.
Вот еще - вам, Мастер, подвластен и этот жанр, скупой на привычную
словесную живопись, обходящийся без вашего убойного юмора, без
фантазийной роскоши описания.
Снимаю шляпу перед в а ш и м талантом.

Рина Приживойт   04.10.2024 14:10     Заявить о нарушении
Потеплело.
На душе.
Боялся, что не получится.
Лапиков иногда вызывал у меня рыдания - стыжусь слабости, но - сдержаться не мог.
Поэтому писать было трудно.
Но - нет ничего слаще, чем впитывать ТАКУЮ мощь.
Ваш,

Александр Эдигер   04.10.2024 14:54   Заявить о нарушении
Посмотрела в "Председателе" встречу двух братьев - Ульянова И Лапикова.
Контраст между верой и безверием, энергией созидания и апатией безнадеги.
И внешне - идеальный противовес. Первый готов горы своротить, другой
смертельно устал - отстаньте, оставьте в покое! В жестком жилистом лице
страдание, мука, страх перемен.
Понятно, чего в игре Лапикова страшился Ульянов, - обнаженной страсти отчаяния, рвущей душу, вины, которую трудно простить себе самому.
Александр, спасибо!

Рина Приживойт   04.10.2024 15:11   Заявить о нарушении
Рина, весь ужас в том, что они - в фильме - РОДНЫЕ!!!!!
Джекилл и Хайд!!!!
Ульянов не зря боялся Лапикова-актера, и - МУДРЕЦ - зеркалил его во возможности...

Александр Эдигер   04.10.2024 16:03   Заявить о нарушении