Казахи в Отечественной войне 1812 года
истина, и затем уже
разбирайтесь в том, что есть
ложного»
Т. Карлейль
Всегда считал и считаю, что во взаимоотношениях между государствами нельзя обходить острые вопросы или замалчивать их, нужно чётко и ясно раскрывать истинное, и делать так, чтобы это было достоянием всех. Когда-то фактически и юридически мы были в составе одного государства, прежде это была Российская империя, а затем Советский Союз. Мы не хотим присваивать себе все заслуги и отказываться от негативной стороны, но и не хотим, чтобы считали нас «случайными пассажирами поезда». В других работах я приводил уже достаточно много фактов о роли казахов и поэтому не буду повторяться. Сейчас не будем обсуждать, как это произошло, было ли это благом для одних или других, кто больше от этого «поимел» и т.д. Зацикливаться на этом, по моему мнению, «ущербность, уязвлённого самолюбия». Это была история, она была и останется в исторической памяти, а сейчас есть объективная реальность существования двух государств, которые в 1991 году сделали свой выбор и пошли каждый своим путём, ошибаясь, спотыкаясь, набивая себе шишки. И тогда все разошлись фактически и юридически, не имея к друг другу претензий ни территориального, ни экономического, ни идеологического, ни религиозного, ни иного характера. Россия приняла на себя правопреемство от СССР, а соответственно и Российской империи добровольно и, понимая какие это несёт издержки, и плюсы, и это однозначно не было подарком для других союзных республик. Пытаться на чаше весов сравнивать все плюсы и минусы, это определённая форма шизофрении, которая свойственна только национально – ущемлённым субъектам, что в личностном плане, что в плане государства и его политики. Кстати, будет уместно напомнить, что Казахстан был последним из республик, принявших тогда решение по этому, сверхтяжёлому вопросу. И сейчас, когда находящиеся во властных и околовластных структурах России, национал-шовинистические персоны делают открытые и агрессивные заявления в адрес Казахстана, это вызывает ответную негативную реакцию подавляющего большинства казахстанцев, независимо от национальной принадлежности. Следует заметить, что наши представители властных и околовластных структур такого себе не позволяют. На чью мельницу льют воду эти персоны, понятно и «ежу», они уподобляются шакалу Табаки, но мы то не относимся к травоядным, которых можно пустить на заклание большому зверю. Мы суть есть волки и сможем защитить свою территорию и своё логово, даже если нам придётся пожертвовать для этого своей жизнью. Волк - это тотемное животное казахов из глубины веков, из нашей тысячелетней истории. Опять не надо считать, что казахи появились на карте мира с появлением Казахской Орды в 1456 году, просто нужно всегда понимать, что народы и государства не возникают из ничего, из пустого места. Как и русские, так и казахи в другие исторические эпохи назывались по иному (анты – сквалины – венеды –славяне – русские), (гунны – саки – тюрки – монголы – моголы – казахи). Это в полной мере относится и к другим народам. И если русские отождествляют себя в определённом смысле с медведем, то мы по древней тюркской легенде происходим от матери волчицы. Мы в природе не являемся друг для друга не врагами, не конкурентами ареалов обитания, а также в пищевой цепочке, и предпочитаем не сталкиваться лоб в лоб. Не мешало бы этим господам знать кое-что из истории, религии, психологии и философии народов, их происхождения, в историческом аспекте формирования их менталитета и характера. И обязательно кое - что из науки о природе и происхождения видов. К слову о волках: это животные, имеющие индивидуальный характер (есть экстраверты, интроверты), не поддаются дрессировке, не бросают своих раненых и престарелых животных, не изменяют волчице, ухаживают за потомством, не отводят глаза, при пристальном взгляде нападают, считая это агрессией, самые выносливые животные, лучшие охотники. Защищают ареал своего обитания, нападая даже на людей. В одном материале, сейчас я не вспомню в каком, по – моему, «Тюрки – волки», я писал о нашей древней легенде. Вообще в природе всё возникает из того, что уже было и то, что большинство народов мира олицетворяют себя с тем или иным животным, также возникло не на пустом месте. По крайней мере, за всю свою историю казахи вели себя не как шакалы или крысы, а именно как волки. Также мы не относимся к обезьяне, которая, как в древней китайской притче, сидит на высоком дереве и наблюдает, как дерутся тигр и лев. И история войн тому подтверждение, как и Отечественная война 1812 года.
Естественно, наши предки принимали участие в этой войне и непосредственно в боевых действиях, так и в обеспечении армии необходимыми средствами. А как же иначе, у нас было одно государство. К слову, когда я встречался в России с казахами гражданами РСФСР, был разговор о СВО на Украине, и тогда они сказали мне: «Передай всем, мы не крысы, чтобы прятаться по подвалам, наши дети воюют и умирают также, это наша Родина, и мы будем её защищать». Не думаю, что наши предки мыслили и чувствовали по-другому. Найдутся и те, кто мыслит по-другому, но таких не так много, и они представляют всю национальную палитру народов России, включая и русских. Несколько лет назад в социальную сеть попала информация о том, что армию Наполеона из Москвы погнала 100 тысячная конница казахов и башкир, и что это предопределило исход войны. Информация якобы поступила через французов, у которых есть полная информация об этом. Необходимо иметь ввиду, что армия Наполеона составляла более 600 тысяч. И тут же началась своего рода «вакханалия» с обеих сторон в социальных сетях. Можно по-разному относиться к данной информации, но несомненно одно, вовремя введённое свежее воинское формирование в состоянии стратегически изменить ход войны. А когда в войсках неприятеля начинается паника, то и последствия приобретают катастрофический характер и тогда уже основная армия наносит сокрушительный разгром. Казахи воевали в составе Оренбурского, Башкирского и Тептярского полков, численность именно казахов по разным источникам от 5 до 11 тысяч человек, естественно, что формирования, направленные на помощь не учитывались в составе российской регулярной армии, как и численность партизан, действовавших в тылу французской армии. Какова была их численность, вряд ли нам удастся установить, да и не в этом суть. Вот, что писал в докладе участник тех событий полковник французской армии Робер: «Русские выпустили против нас орды монгол, кажется все эпохи ополчились против нас. Эти люди в шкурах и мехах не знали ни страха, ни пощады. Они дико кричат и толпой лезут напролом. Их косят множественные ядра, им это не страшно. В своём вооружении они используют луки и стрелы, которые беспощадно разят наших командиров. У капитана Клемансо, треуголка пробита стрелой монгола и стрела прилетела из едва видимой точки в поле. Наши солдаты бегут с поля боя, едва услышав эти дикие множественные вопли. Это немыслимо. Словно из пепла восстала орда Чингисхана». В одном прав французский полковник, да это монголы, но не монголы в современном понимании, а потомки народа Чингисхана тюрки по происхождению, их прямые потомки казахи, башкиры, татары и другие народы тюркского происхождения, воины по сути и по крови. Естественно, что они не были в мундирах регулярной российской армии и вооружение было иное, это всё было привычное для них и по эффективности использования ни чем ни уступало обычному вооружению того времени. Вот подтверждение участника тех событий, военного историка Николая Гарнича: «Маленькая стрела, пущенная рукой всадника казаха, башкира или татарина, точно попадала в глаз или горло врага. Они мастерски стреляли в цель и при том с такой силой, что стрела с расстояния 15 сажень, могла насквозь пронзить не только всадника, но и лошадь». Несомненно, то, что воинские формирования тюрков сыграли немаловажную роль в победе в Отечественной войне 1812 года. Нет никакой необходимости преувеличивать их роль до уровня главной силы, сыгравшей ключевую роль в той победе, как и нет необходимости её принижать до уровня всего лишь маленького эпизода. Всё это на руку нечистоплотным лже-патриотам, как с одной, так и другой стороны. Честно сказать, казахи очень ревностно относятся к таким вопросам, поскольку нас в течении ни одного столетия лишали реальной, великой истории предков, «обозвав монголо – татарами» и превратив в варваров. Как мы могли дойти до такого уровня образованности и мышления, что бывший руководитель нашего государства, договорился до того, что считал свой народ не имевшим государственности до него? Поэтому порой выплёскивается наружу обида, которая как заноза не перестаёт терзать душу казаха. Мы не просим снисхождения и не заслуживаем его, потому что снисхождение это удел слабых, мы сохранили свои земли, мы вернули свою государственность, мы возвращаем свою истинную историю, и мы займём своё достойное место в мировом сообществе не зависимо от того, хочет этого кто–то или нет. Послушайте, что сказал о нас один из легендарных героев Отечественной войны 1812 года, поэт и воин Денис Давыдов: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу чёрного как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, вспыльчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных». Кстати, род Дениса Давыдова восходит к хану Золотой Орды Улу Мухаммаду. Ну, ну, успокойтесь, никто не будет оспаривать тот факт, что Денис Давыдов настоящий русский герой, просто в очередной раз задумайтесь, какие личности общей истории связывают нас, о многих из них я писал, к их череде также относится М. Кутузов главнокомандующий русской армии в войне 1812 года. Думаю, уместно будет привести строки из стихотворения Дениса Давыдова: / Блаженной памяти,/ Мой предок Чингисхан,/ Грабитель. Озорник/ С аршинными усами,/На ухарском коне, как вихрь/ Пред громами,/ В блестящем панцире,/ Влетал во вражий стан/ И мощно рассекал татарскою рукой/Всё что противилось / Могущему герою/. Следует понимать что под татарами, поэт имел ввиду всех тюрков, численность нынешних татар, которые также доблестно воевали, была во много раз меньше, чем казахов.
Как бы то ни было, наши предки в составе русской армии, и в регулярных частях, и отдельные формирования, которые не носили принятые в армии мундиры и оружие вошли в европейские города, и прошли по улицам Парижа. Вот что писал А. Дюма в своём очерке – Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию: « Мы видели их в 1814 г в островерхих колпаках, с луками, стрелами, копьями в широких штанах с верёвочными стременами и мохнатых лошадях. Они были ужасом наших крестьян, которые понятия не имели о подобных людях, особенно таких народах. Сохранились некоторые имена героев этой войны, награждённых воинскими наградами. Будет ко времени и месту упомянуть их имена и освежить в памяти, дабы не забывали мы и наши потомки: герой Бородинского сражения Амен Байбатыр улы, друг поэта декабриста Плещеева, также писал стихи, Майлыбаев, награждённый серебряной медалью, Карыкбай Шындаунов, награждённый медалью с голубой лентой, Боранбай Шауынбаев, есаул Ыксан Аубакиров, крещённый казах Яков Беляков, получивший награду из рук М.И. Кутузова, есаул Сагит Хамит улы, награждённый орденом Святой Анны, Нарынбай Жанжигит улы кавалер орденов Святого Георгия. Также среди награждённых шесть сыновей казашки Танатаровой, майор Темиров, есаул Юсупов, сотник Юмашев, Бейтемир Кулкин, Крымбай Изиндигутов, Казыбай Алимулы, Боранбай Шаушбай улы, Ериш Азамат улы, Б. Тилеулы, Мурат Кульшаран улы. И тысячи участников этой войны, дошедших до Парижа, и тысячи погибших на полях сражений за отечество, которое было общим для них всех. Будем это помнить, когда наш язык захочет осквернить пустым словом, нашу общую историю. Вспомним, что писал русский писатель Глинка, сержант, участник войны 1812 года: «Не токмо стародавние сыны России, но и народы кочующие, и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю русскую».
Главный мой посыл читателю заключается в том, чтобы мы с вами не забывали, что нас связывало и служило пониманию сопричастности наших судеб, наших народов. Большинство моих работ практически прямо и откровенно призывают: помните, вспомните. Не слушайте тех, кто злонамеренно вырывает какие-либо факты из общего контекста, выпячивает их в качестве главного аргумента, в целях скомпрометировать общую историю и привести к выводу о необходимости защищать свои национальные интересы, как они считают. Помните, обиды всегда помнятся намного дольше, чем общие победы и достижения. Краски общей радости, общей борьбы и преодолений с годами тускнеют и забываются, а ошибки, поражения, просчёты, взаимные претензии и сомнения становятся подобными железобетонным аргументам. Это касается и вас, и нас, такова природа человека, мы есть сущность, в которой заложено чёрное и белое, холодное и горячее, зло и добро, честь и бесчестие, благородство и предательство. Но главное в том, что нам дано Право выбора и только каждый сам решает, что он выбирает. И тогда пред тем, как принять решение, я говорю Вам словами героя одного фильма, словами, звучащими как рефрен, не приведу весь монолог, память не безгранична. Это если не ошибаюсь, слова Виталия Бонивура: «Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим, это нужно не мёртвым, это надо живым!». И тогда наша историческая память, наша генная память поможет нам принять правильное решение, выбрать сторону справедливости и по отношению к себе, и по отношению к другим. Справедливость и есть мерило всего, только она может вести как каждого индивидуума, так и народы дорогой, которую казахи называют акжол – светлый путь. Так давайте же вместе будем выбирать светлый путь, не поддаваясь провокаторам с обеих сторон!
Свидетельство о публикации №224100301407
Но, в целом направление статьи понравилось.
В духе и Олжаса Сулейменова: "Воспевая степь,
не унижай горы", и Льва Гумилёва. А что касается
тонкостей происхождения, то за прошедшие века
всё так перемешано... Автору благодарность.
Василий Овчинников 26.11.2024 04:49 Заявить о нарушении