Хлебный король

«Хлебный король» Николай Александрович Бугров (3 мая 1837 – 29 апреля 1911) был из крепкой староверческой семьи, уже в третьем поколении из богатого нижегородского купеческого рода, доходы которого преумножил многократно. При этом он свято сохранял строгие принципы предков.

Удивительно умен, сметлив и предприимчив был Николай Александрович. То, о чем мы теперь только мечтаем (так называемая вертикальная цепочка производственных связей), было у него выстроено безупречно: закупал пшеницу, грузил на свои пароходы, привозил на свои мельницы, молол, продавал через сеть своих магазинов и лавок (даже тара была своя). И банки, его кредитовавшие, тоже свои. Да еще сеть доходных домов… Да еще десятки пароходов, паровые мельницы, склады, причалы, сотни десятин леса, целые селения, представительства в двадцати крупнейших городах России. Товарищество Бугрова перерабатывало в 1908 году 4600 пудов зерна в сутки. В 1896 году он получил право поставлять хлеб для всей русской армии.

Всероссийскую популярность принесла ему слава защитника староверов и щедрого благотворителя (вот «говорящие» факты: на благие дела тратилась почти половина чистого дохода, из них 15% — на поддержание приютов и богаделен, 30% — на пособия погорельцам и бедным).

Царь принимал Николая Александровича вперед губернатора, а всесильному министру финансов Витте Бугров говорил «ты». При этом он был чрезвычайно скромен и непритязателен в быту. Имел и слабости, особливо к женскому полу («Блуд — не грех, а испытание Божье», — любил он говаривать). Будучи трижды вдовцом, он не имел уже права, по старообрядческим правилам, снова жениться, поэтому пользовался девушками из скитов, которых приглашал «для услужения». Через пару-тройку месяцев он выдавал их замуж и дарил молодоженам домик в три окна голубого цвета с палисадом, где была высажена белая сирень. Таких домиков только на Сейме (где Бугров имел большие лесные угодья) насчитывалось более тридцати. Многие сохранились до наших дней.


Рецензии