И отцом себе не называйте никого на земле

И ОТЦОМ СЕБЕ НЕ НАЗЫВАЙТЕ НИКОГО НА ЗЕМЛЕ, - говорит Господь, - ИБО ОДИН У ВАС ОТЕЦ, КОТОРЫЙ НА НЕБЕСАХ (Мф.23:9). "Это не то значит, - толкует святитель Иоанн Златоуст, - чтобы никого не называть отцом, но чтобы знали, Кого собственно называть Отцом. Ибо как учитель не есть учитель в смысле первоначальном, так и отец.

Толкование вполне разумное, но все же в сердце оставляет какое-то недоумение, какую-то незаконченность. И это не только у меня, но у очень многих вдумчиво читающих Евангелие. Слышал, как задавали такой вопрос священнику даже опытные христиане.
Остается без ответа вопрос: почему же так остро Иисус отреагировал на указанные Им традиции еврейской церкви? 

То, что Бог есть Творец и потому исходный Отец всего, что ни есть, ясно каждому верующему. Почему же, однако, Иисус Христос так особенно подчеркивает невозможность христианину свободного употребления имен: учитель, наставник, отец?


Почитаем вначале то, что именно Сам Спаситель Иисус Христос говорит об этом.

"Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
Больший из вас да будет вам слуга:
ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мф.23:1-12).

Иисус Христос, Спаситель, создает новую Свою Церковь и, как Бог, прозирая будущие времена и видя до какого невероятного обожествления доведут себя  Его священники и епископы, в назидание народу и ученикам Своим, указывая на искажения современной Ему еврейской церкви, управляли которой тогда саддукеи, фарисеи и книжники, остерегает их (народ и учеников Своих)  от того, чтобы они, когда станут составлять и управлять Его Церковью, подобно современным управителям еврейской церкви, не делали из себя социального сословия.

Не делайте из того, что вы служители церкви, сословия, для которого достаточно только принадлежать ему, чтобы тебя почитали, кланялись тебе, целовали тебе ручки, посаждали тебя среди других на первое место и называли тебя "учителем", "наставником", "отцом". Ибо именно с этого: с называния себя "учителем, наставником, отцом" и начинается превозношение исполняющего некотрые функции для Бога и людей человека, желающего уже именно поэтому отличаться от всех других.
 
Понятно, что если ты выучил кого-то и дал тем самым ему вектор по жизни, то не будет зазорным тому человеку называть тебя учителем;
не будет также зазорным называть кому-то тебя наставником, если ты наставил его до доброго пути в жизни, ради чего он тебе так благодарен;
ну, и ясно, как день, что не будет зазорным называть своего родителя  отцом, кого и Сам Бог называет так в Своём Декалоге;
не будет зазорным называть и того отцом, кто родил тебя, подобно как коринфян апостол Павел  (1Кор.4:15) в Иисусе Христе своим благовествованием.

Иными словами, отцом, согласно слову Божию, следует называть человека, которому ты обязан своей жизнью: телесной или духовной.

Спаситель же, зная к чему это может привести Его последователей, строго запрещает им называть кого-либо из братьев своих во Христе Иисусе каким-либо именем только потому, что они выполняют какое-то (возможно, и очень важное) служение, в том числе и церковное.

В этом мире, лежащем во зле  (1Иоан.5:19), действует закон сильного, принуждающий каждого к особому почитанию того, кто стоит выше по социальной или служебной лестнице, а между вами, членами Моей Церкви да не будет так, ибо в Моем Царстве, началом Которого и есть Моя Церковь, действует иной закон, закон смирения:
"Больший из вас да будет вам слуга:
ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится"  (Мф.23:11-12).

Основой деградации является превозношение - начало властолюбия и гордости, проводника ко всякому греху.
Покровом и защитой от зла является Божественная добродетель смирения.

Следует заметить, что Иисус говорит тут: "отцом себе не называйте никого на земле". Казалось бы, достаточно было бы сказать:  "отцом себе не называйте никого", но Господь очень точен в словах - никакого люфта, никакой неоднозначности. Сказать "никого" значит - вообще не называть так никакую личность, а Творец, Бог-Отец есть личность, а потому также попадал бы под это определение. Кроме того, слова "никого на земле" четко указывают и на Того, Кто находится на Небе.
Более того, слово "на земле" напоминает нам неоднократно используемое Богом слово "земля" в значении тварного, временного, преходящего. Достаточно вспомнить слово Божие к человеку после его согрешения: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19), а также слово Иисуса Христа к Петру, поддавшемуся человеческому здравомыслию, нашептываемому ему сатаной: "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф.16:23),
и к иудеям: "Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого" (Мк.7:8).

Упомянутое слово Божие указывает нам на однозначную трактовку сказанного Иисусом Христом: "и отцом себе не называйте никого на земле" - и никаким из христиан, держась предания человеческого и оставив Мою заповедь, не давайте имени "учитель, наставник, отец", какую бы они должность ни занимали в Моей Церкви, "ибо один у вас Отец, Который на Небесах"  (Мф.23:9), "от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле" (Еф.3:15), т.е. как на Небе, так и среди людей - называйте отцом только по существу, если действительно тот родил вас в жизнь телесно или духовно.

Итак, Господь здесь ограждает Свою будущую Церковь от нарицания кого бы то ни было только лишь потому что нарицаемый принадлежит определенной группе людей, т.е. ограждает Своих служителей от того, чтобы не делались сословием, требуя к себе почитания потому что являются священниками,  евангелистами, пророками, апостолами или другими служителями Господа в Его Церкви.

И действительно, не прошло и двух веков, как многих из служителей Христовых стали называть, вопреки слову Самого  Иисуса Христа, отцами, а епископы, которым следовало бы бдеть за исполнением слова своего Учителя, Иисуса Христа, вместо того, чтобы поправить подчиненных им пресвитеров, пошли ещё дальше, всемилостиво позволив свою "божественную" особу называть словом Владыка, словом, относящемся в Писании лишь единственно к Самому Господу Богу! Дальше уже некуда!
Каково бы это звучало, если бы, подойдя к своему епископу,  его подопечный обратился бы к нему не со словом "Владыко!", а со словом: "Господи Боже мой!", а ведь слова эти равнозначны.

Теперь посмотрим на эту проблему просто, как смотрит на это ребенок: без всякой предвзятости, без собственной заинтересованности в определенном решении проблемы, так, как видится она такой, какова она есть по существу.

Вот, тебе Лицо, Которое ты любишь и хочешь любить ещё сильнее, говорит: "Не употребляй по отношению к кому бы то ни было слово "отец", если оно не относится к нему по существу, т.е. если тот не родил тебя ни для земной, ни для вечной жизни".

Конечно, ты безусловно будешь это выполнять из любви к этому Лицу, совершенно не вдаваясь в философию этого действия.
Почему?
Да потому что, во-первых, Лицо это говорит только правду, во-вторых, исполнение этого не вымогает от тебя никаких особенных усилий, и, в-третьих, и это самое главное, ты любишь это Лицо и из любви к Нему готов исполнять все, что Он ни попросит, с усердием.

"Да, это нормально для каждого человека", - скажешь ты: "Любовь не нуждается в доказательствах и упреждает желание любимого".

А теперь попробуйте ответить на вопрос: это ради какой такой необходимости кому-то захотелось, чтобы его называли отцом?

Причем, замечу, что это относится к христианину, т.е. к тому, кто больше своей жизни возлюбил Иисуса Христа, Того, от Которого и исходит эта просьба: не называться отцом не по существу.

Что без этого невозможно было жить?

Но и жизнь без исполнения слова возлюбленного Иисуса Христа любящий Его христианин не принял бы!
Он согласился бы, чтобы его называли как угодно, только бы не нарушить слова Иисуса Христа.

Значит, если такая нужда называться именем отец не могла исходить от любящего сердца христианина, то от кого тогда исходило это желание?

От того, кто противится слову Божию, т.е. сатаны, ибо это слово как раз и значит противник.

Выходит, что сатане удалось так намозолить желание этого человека, что он забыл обо всем на свете, только бы называться именем отец.
Назвался.
Своим авторитетом повлиял на принятие этого другими: ну да как же(!) - ясно же, что Иисус имел ввиду не вообще отрицание слова отец.
Дальше многие повторили это на себе.
Вскоре это вошло в обиход уже как традиция. Ну а традиция вещь упрямая: ей лучше подчиниться, - а объяснения можно придумать, интеллект человеческий горазд на такое.

Теперь только при упоминании этого вопроса получишь готовый, выработанный многими поколениями богословов высокоинтеллектуальный ответ. Вкратце это можно выразить так: называться отцом можно и даже необходимо определенным группам лиц, а Иисус Христос, запрещая называть именем отец, имел ввиду совсем другое.

Следует также заметить, что слово "не называйте" здесь использовано Иисусом Христом в значении "не давайте имени", т.е. "не нарекайте", а не в значении обращения к уже имеющему это имя лицу, как согласно принятому переводу это и воспринимается. Иными словами нельзя, давая назавние какой-либо группе людей, применять слова "учитель, наставник, отец", ибо это возможно лишь по существу исполненного действия каждым человеком индивидуально: родителя - отцом; человека, родившего тебя благовествованием для жизни вечной в Иисусе Христе - отцом духовным, как и было то в первые века христианства.

Благословен Бог истины, через Иисуса Христа, Господа нашего.


Рецензии