Бабушка айкануш
НА ФОТО: СЛЕВО ВВЕРХУ МОЯ БАБУШКА: АЙКАНУШ МАРТЫНОВНА МИРУМЯНЦ, РЯДОМ ДВЕ
ПОДРУГИ РЕВОЛЮЦИОНЕРКИ;
НА ФОТО СНИЗУ: Я СФОТОГРАФИРОВАЛ СВОЮ БАБУШКУ В 1956 Г. НА ОТДЫХЕ ЛЕТОМ
В СТАНИЦЕ ТЕМИРГОЕВСКАЯ, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ;
НА ФОТО СПРАВО: АЙКАНУШ, - САНИТАРКА В ВОННОМ ГОСПИТАЛЕ, ЗА ОКНОМ РАНЕННЫЕ
СОЛДАТЫ.
Енков Валерий
БАБУШКА АЙКАНУШ
На фото внука Валерия, - бабушка Айкануш, с тремя подругами революционерками,-она СЛЕВА. Медсестра в госпитале 1914 г. и на отдыхе в 1956 г. в станице Темиргоевская,
Краснодарский край, где летом выехали на отдых летом. Затем приехала мама и после отец проездом … Её жизнь стала подвигом выживания.
Эта моя повесть о том как революция пожирает своих же людей.
Государство и народ всегда стояли по разную сторону баррикад...
Что и говорить, если вчера показывали фильм про семейство Пушкиных, там даже нищенке внучке Пушкина не смогли выделить пенсию, и погибла от голода.
БУДЬ ПРОКЛЯТА ТАКАЯ ВЛАСТЬ И ЕЁ ПОСЛЕДЫШЕЙ, - КРОВОПИЙЦА НАРОДА! АМИНЬ!!
СОДЕРЖАНИЕ
Гадание Айкануш под Рождество
Распространение агитационных листовок
Дежурство у подпольная типографии
Ева - гадалка, предсказание кражи
Мнимая свадьба подруги Марго и наказание
Обручение и свадьба Айкануш
Отъезд в Баку
Война 1914, Работа санитаркой в госпитале.
Гадание Айкануш под Рождество
В семье Вартановых было семеро детей. Айкануш у родителей была вторым ребёнком. Она родилась в 1987 году. Старшим был её брат Александр, затем появились Роза 1988 г, Шура 1890 г., Мария 1894 г., Рубен 1896 г, и последним был Левон 1898 г.
Жизнь многодетной семьи всегда и у всех была нелёгкой. Только начинал ходить ребёнок, как появлялся на свет очередной ребёнок. И каждый последующий приносил всё больше трудностей. Какие были тогда отвлечения, - разве что пойти в церковь на праздник. Семья из коренных армян проживала в городе Тифлисе. После присоединения Грузии к России, генерал царской армии Тотлебен, по национальности немец, назвал столицу неблагозвучным словом Тифлис. Ну что сказать, Балбес самый настоящий. Воевали крестьяне, призванные на службу, а генералы как наместники, осуществляли управление провинцией.
В советское время город был переименован. На грузинском языке город назывался Тбилиси. При этом в транскрипции первой была не буква Т, как читается в русском языке, а приглушённой, что ещё более облагораживало произношение. Название города произошло от слова ТБИЛИ, что означает - тёплый, прозванный от горячих серных источников. Легенда хранит сообщение, что когда царь охотился в этих местностях, подстрелил стрелой птицу. При падении она упала в горячий источник, и нашли её сварившейся. Так, царь Вахтанг Горгасали перенёс свою столицу в новое место.
Отца семейства звали Мартыном, а мать - Евой. Томно, однообразно и незаметно текло время, и дети взрослели. Выросла и стала барышня Айкануш уже на выданье. Накануне праздника Сурп-Саркис (Святой Саркис) все девицы по обыкновению держали пост: неделю не ели ничего мясного, питались только пресными хлебными лепёшками, запивая тремя напёрстками воды. А в ночь Рождества им должен был присниться суженный.
Два года подряд ночью во сне томила жажда и снилась приблизительно одна и та же картина: Сильный дождь на улице, истома жажды напиться воды, скованность в действиях, внутренняя беспомощность что-либо сделать самой. Два раза проходил мимо высокий франт с зонтом, так и не показав своего лица и не оказав помощи страждущей…
И вот на следующий год семья отмечает свадьбу Айкануш с Артёмом. Из кувшин с высоким горлом наливали вино. Произносили эмоциональные тосты и пожелания, звенели бокалы, - пили за новобрачных. Грустной выглядела в свадебном наряде Айкануш. Не были рядом с ней подруг, с которыми она была так привязана дружбой. Рядом сидел Артём, по всему виду довольный, осушая один бокал за другим вина.
Да, несомненно, это был он, думала Айкануш. Она отлично запомнила сходство с человеком, которого увидела во сне, уже при третьем гадании в ночь перед Рождеством. И тоже дождь и жажда, и вот проходящий по улице мужчина, уже не скрывая лица, подошёл к ней, и дал напиться воды из стакана. Он постоял немного с ней как предзнаменование судьбы. Она не была влюблена в него, но и не противодействовала браку по велению родителей, считая, что на всё Божья воля...
Родители спешили выдать старшую дочь Айкануш замуж, которой едва исполнилось семнадцать (восемнадцать) лет. Этому событию предшествовало событие или можно сказать, дерзкая выходка Айкануш, не на шутку всполошив её отца и мать.
Айкануше, когда исполнилось семь лет, появилась сестрёнка Маруся, и мать часто поручала выгуливать её старшей сестре. это было общепринято в многодетных семьях, где старшие сёстры становились практически матерями, давая родителям выполнять заботы по хозяйству и дому. Вот Айкануше исполнилось 10 лет, как-то на прогулке с Марусей в саду, познакомилась с двумя девочками своего возраста. Они часто встречались, беседовали на разные темы, и от них Айкануш много узнала о политике и жизни народа. Одна из подруг более осведомлённая, рассказывала о поражении русской армии в русско-японской войне, о порт Артуре и гибели крейсера Варяг. Так постепенно расширялся кругозор Айкануш. Мне трудно вспомнить из рассказов, кем работал Дед Мартын, отец бабушки Айкануш, торговал ли на рынке или был ремесленником, - шил сапоги...
А мать - Ева, в то время была известной гадальщицей в Грузии, и её знали или упоминали имя в дальних селениях. К ней домой иногда обращались за услугой, и она гадала на картах, на зёрнах получая вознаграждения и тем помогала семье выжить в трудное время, так как отец болел. Но как-то раз она решила погадать себе. И карты сложились особенно неудачно, предвещая беду, и кроме того было какое-то предзнаменование во сне: голос свыше сказал, что она не должна брать деньги за услугу предсказания судеб гаданием. Это откровение её просто поразило, она заболела и пролежала в пастели целый месяц, у неё отказали ноги. медленно она поправлялась, ухаживала за ней Айкануш и выполняла все работы по дому.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ АГИТАЦИОННЫХ ЛИСТОВОК
После поражения в войне с Японией, всё больше стал нарастать протест рабочего класса в Закавказье от эксплуатации и нищеты, правда сперва очень робко, возглавляемые группой активистов.
Подруги Айкануш - Марго и Кэто периодически договаривались встречаться. И когда повода для выгула младшей сестры Маруси не было, Айкануш тогда незаметно щипала сестрёнку, за попу, локоть или ногу. Тут начинался взрывной истерический плач и не вынося несмолкаемого крика, Ева говорила: - Айкануш, выведи её на улицу и погуляй с ней.
Марго была отцом привлечена к революционной деятельности. Вначале ей поручались скромные, но важные задания. Убедившись, что Айкануш не выдаст, посветили и её в эту деятельность. Недалеко, в 10 минутах ходьбы находились ворота от огороженного участка, где в глубине двора была казарма. Отец Марго приносил от своего друга листовки, содержанием, разоблачавшим войну и гибель солдат на фронте. Листовки заканчивались призывом: долой войну, долой царя, хлеб трудовому народу! листовки сворачивались и помещались в надрезы лепёшек из белой муки.
Девушки по графику приходили к забору казармы и предлагали поменяться хлебом: рус, рус дай чёрный хлеб за белый! Солдаты вначале отнеслись к этой затее подозрительно. Но кто-то с язвой желудка из солдат охотно принёс пару оставшихся кусков хлеба. После этого солдат обнаружил при еде листок. Читать не мог и попросил доверенного друга. Так и выяснилось, что была прокламация для солдат. Листовка тайно кочевала по рукам в казарме.
В последующем среди солдат образовалась группа из нескольких недовольных солдат, и они уже дежурили под вечер у забора с кусками хлеба, в надежде обменять на белый хлеб и получить последние сведения о войне и политике… Так начиналась просветительско-революционная деятельность в городе Тифлисе. Кто-то из дежурных обнаружил записку под матрацем и доложил офицеру. Начались допросы, но никто не знал, как попадали крамольные листовки солдатам, даже после того как им запретили увольнительные в город во время праздника.
Это только один из эпизодов, которым поделилась Айкануш, уже ставшей дважды бабушкой со своей прошлой юностью, с внуком Валерием, - вашим покорным слугой, решивший написать задумку 40 летней давности, из чернового наброска в тетради: под названием Кавказские баллады, после своего 75-летия, который он отмечал в 2016 году, в Москве.
ДЕЖУРСТВО У ПОДПОЛЬНОЙ ТИПОГРАФИИ
На Авлабаре (район города в Тифлисе), на левом, крутом скальном берегу реки Куры, по течению, находилась подпольная типография. Один из потайных входов выходил через пустой колодец во дворе. В помещении типографии проводились собрания среди активистов города Тифлиса, печатались листовки, курьеры после развозили по крупным городам, населённым пунктам Закавказья. Со стороны улицы был вход в подъезд и в подвал, где в глубине располагалось помещение подпольной типографии. У глухого подъезда была скрыто вмонтирована кнопка сигнализации. периодически чтоб не вызвать подозрения, на ступенях подъезда со стороны улицы дежурили девушки. Они сидели с детьми и убаюкивали младенцев. При приближении околоточного, т.е. полицейского к основному подъезду, и вызывавший подозрения сыщика, дежурная дёргала скрытую верёвку сигнализации, и все члены собрания быстро выходили с другого выхода. Так эта подпольная типография и не была обнаружена до самой Советской власти в Закавказье и впоследствии стала музеем.
Собрание в квартире ЕВЫ
Но собрания проводились не только в подвале, а еще в квартирах городских домов у доверенных лиц. И чтоб не вызвать подозрения у соседей, каждый раз менялись квартиры. Уже из всех присутствующих на одном из заседании в подвале здания, были на квартирах организованы сходки, где обсуждались вопроса революционной борьбы. Среди них были и организация нелегальных типографий в городах, распространение газет и прокламаций среди рабочих и солдат и т.д.
Однажды собрание в подпольной типографии на Авлабаре затянулось. Решался вопрос о проведении следующего очередного нелегального собрания на квартире, где должен был выступить руководитель подпольной организации в Закавказье. Тишину раздумья нарушила молодая энергичная девушка Марго:
- Надо поговорить с Айкануш, может быть она согласится.
- Но мы её не знаем, возразил Вартан.
Тут не выдержала подруга Марго Кэтеван и бойко прервала:
- Как это не знаем, ты что с неба свалился, а кто по-твоему там на улице сейчас дежурит, она целый год нам помогает...
Так это наша куйрик (сестричка, С АРМЯНСКОГО ЯЗЫКА) - Айкануш, - сконфуженно пряча глаза произнёс Вассо.
- Да, это она. И пора нам расходится. Она там с грудным ребёнком, ей надо уже идти домой, а то попадёт бедняжке от матери.
- Но надо нам решить сейчас, иначе завтра мы не успеем всех предупредить, - твёрдо настаивал Гиви.
- Что делать, я кажется придумала, - воскликнула Марго, - надо только достать подвенечное платье!
- Уже не собираешься ли ты под венец,- засмеялся Нодар.
- Смейся над собой, несчастный...
- Да замолчи же Нодар, дай ей высказаться, - не выдержала Кэтеван; говори толком, что задумала, я смогу достать подвенечное платье. У нас в доме ещё сохранилось от старшей сестры. Я украдкой иногда примеряю, смотрю на себя в зеркало и не могу себя узнать: Я это, или кто-то другая?
- Да перестань ты стрекотать, тебе только дай слово, - нервничал Нодар.
- Так вот, у меня родился план, - начала Марго,- родители у Айкануш строгие, но добрые. Кэтеван, не возражай, ты будешь играть роль невесты, а ты Вартан - жениха, только оденься поприличнее.
Скажем, родители Кэтеван не хотят отдавать замуж свою дочь. Но она так любит своего возлюбленного, что решила тайно обвенчаться. Итак, я поговорю с Айканушем, а о месте и времени встрече узнаете у Нодара. Я ему сообщу сегодня.
На улице показались двое городовых, тщательно всматриваясь в прохожих. Они зашли в соседний двор, где жил наш Нодар, - разносчик углей. Айкануш сразу смекнула, что полицейские кого-то ищут. Уже давно плакала проголодавшаяся сестричка Роза и не успокаивалась. Айкануш нервничала, но уходить не собиралась, - боялась подвести товарищей. она сидела на деревянных ступеньках, у небольшого дома. Глубокие проёмы подъезда делали её не заметной с улицы, а ей открывался хороший обзор перекошенной улицы.
Уведя полицейских, как они вошли во двор, она сразу несколько раз дёрнула за верёвку, которая соединялась со звонком. Это был условный сигнал опасности. Услышав его, быстро вышли из чёрного (потайного) выхода, один за другим подпольщики. Последней была Марго. Увидев её Айкануш обрадовалась:
- Наконец-то! Полицейские вошли в соседний двор, почти шёпотом произнесла Айкануш.
В это время появились городовые и спросили:
- А что вы тут делаете так поздно?
- Меня мать послала в дукхан (лавку) за хлебом, а он уже закрыт, жалобно промолвила Марго.
- А меня мать попросила успокоить ребёнка, отец дома болен и не выдерживает плача.
Тут Роза ещё больше раскричалась.
- А ну марш домой, чтоб вашего духа не было.
Девушки бросились наутёк, а городовой стал стучаться в запертую дверь, возле которой недавно сидела Айкануш. По дороге Марго рассказала весь план Айкануше, а в конце добавила: - Это тебе партийное задание.
Едва отварила дверь Айкануш, как мать вцепилась в её волосы и стала хлестать по ладонями по щекам, приговаривая: - Хогем ку глухы, вордехес тревесгали, бемураз? (Похороню твою голову, где шляешься, сволочь, на армянском языке).
- Я была у подруги, вы должны помочь Вартану, я вам всё расскажу, - плакала Айкануш.
Мать взяла ребёнка на руки и дала грудь. Всхлипывая, ребёнок начал сосать грудь, изредка захлёбываясь и начинал плакать, словно вспоминая свою обиду.
Подошёл отец и грозно свирепел глазами: - Ты где была до сих пор?
- У подруги.
- У тебя что нет своего дома?
- Брат Марго, - Вартан хочет жениться на Кэтеван, она грузинка, а её родители не хотят за армянина выдавать замуж. Бедняжка, даже хотела броситься в реку Куру. Они решили тайно обвенчаться. Марго просила, чтоб ты разрешил их у нас в доме обвенчать. Они позже 10 часов вечера не останутся.
Отец молча раздумывал, боясь осложнений, но как армянин, не мог отказать сыну покойного друга, который рос без отца и ходили про него не хорошие слухи.
- Ладно, приглаживая усы и бороду, решился отец, - но чтоб было тихо, и не узнали соседи.
Утром часов в десять Айкануш незаметно ущипнула сестрёнку Розу и та стала заливаться плачем.
Мать не выдержала плача и крикнула: - Айкануш, выйди во двор и успокой Вартануша.
Айкануше только этого и надо было. Её уже давно ожидала Марго.
- Ну, как, согласился отец?
- Да, только велел не шуметь, чтоб соседи не услышали и не узнали.
Преобразившаяся вдруг, радостная и счастливая Марго, тут же исчезла. Надо было предупредить своих товарищей. Через пол часа Айкануш повернула домой. Во дворе, рядом с входом стояли на привязи два ишака (осла). Пожилая крестьянка вместе с молодым сыном сняли два хурджина (ковровые мешки) с осла и постучались в дверь. Дверь открыла мать.
- Гамарджоба Ева батоно, гаихарэ шен оджахши, хмертма могцес бедниэреба шен швилебс. (Здравствуйте госпожа Ева, возрадуйся в своей семье, чтоб Господь дал бы счастье твоим детям. На грузинском языке)
ЕВА - гадалка, предсказание кражи
Жила семья Евы почти впроголодь, отдавая почти всю еду младшим детям. В один из выходных дней её нашла по рассказам женщина из дальнего горного селенья. Ева любезно приняла её и выслушала горькую исповедь. Она была в возрасте Евы, у неё было двенадцать детей и младшему сыну исполнилось пара месяцев. Она перестала кормить грудью младенца, почти не было молока.
Они жили в каменном доме на краю села, имели корову, которая была единственной кормилицей. И вот неделю тому назад не вернулась домой с пастбища корова. Вся семья бросилась на поиски, но всё безрезультатно. Отчаянию и горю не было конца, даже знакомые селяне пытались помочь в поиске, но безрезультатно. Кто-то из селян посоветовал обратится к за помощью к гадалке Еве, которая жила в Тбилиси. Три дня потратила она для спуска с горной деревни прийти в город Тбилиси на ослице. Ни адреса, ни улицы, а сколько женщин с именем Ева проживали в Тбилиси?!
После трёх дней поиска в городе, наконец-то ей указали район, где могла бы жить Ева- гадалка. И вот она наконец у её ног. Её с дороги угостили чаем и куском лепёшки, больше ничего не было дома. Варили из кукурузной муки мамалыгу и без масла, - вот и вся еда.
Ева постелила на пол коврик вытащила завёрнутые в платок карты, к которым не прикасалась уже полгода и кофейные зёрна. Разложила карты и начала говорить, словно слова исходили не от неё, а от Свыше. - У твоей коровы на левом боку большое белое пятно. Она жива. Она находиться в сарае в другом конце вашей деревни, рядом с оврагом. Возможно вы его знаете кто там живёт. Больше ничего сказать не могу. Этери была поражена, как Ева угадала приметы, и обомлела.
Неужели её брат мог решиться на такую подлость. Она терялась в догадках, не знала на кого грешить. Этери обрадовалась сообщению, у неё словно ожили угасшие глаза, забрезжилась робкая надежда. Она вытащила платочек и хотела расплатиться несколькими денежными монетами, но Ева категорически отказалась Этери распрощалась с Евой, и ушла, отвесив тысяча благодарностей.
Прошло три недели и вдруг снова приехала Этери навестить Еву. Оказывается, корову их украл её брат, и нашли муж её, и дети поздно ночью. Брат рано утром выводи на луг в глухом ущелье и прятал там корову. Но спустя неделю стал приводить в сарай для дойки. Вот тут его и изобличили...
В знак благодарности Этери решила отблагодарить Еву натуральными продуктами. Осла нагрузили на два хурджина (ковровые мешки) сливочным маслом, сыр, несколько несущих кур, кукурузной мукой, заквашенным молоком мацони (типа кефира, но закваска от высохших свиных желудков), хлебными лепёшками, овощами с огорода. А на другом осле верхом она спустилась с гор, приехала в Тбилиси.
И вот теперь Айкануш увидала как крестьянка Этери с сыном стали затаскивать в дом полные хурджины.( кожаные мешки для ослов) Надо сказать, что все армяне свободно владели грузинским языком, свободно общались. Он был вторым родным языком, как для многих становился русский.
Крестьяне посидев часок, отдохнули, выпили холодной воды, долго прощались с хозяйкой, благословляя её семейство. Наконец они сели на ишаков и скрылись из ворот. Восторг и радость от Этери передалась всей семье Еве, а слух этот от рассказов самой Этери, была ещё долгой темой обсуждения многих женщин города на посиделках во дворе ...
Ева отлично владела этой магией, к сожаленью, ещё не изученной областью человеческой деятельности: прогнозированию вероятностных событий. Провидения её были ошеломляющие, но она не пользовалась этим даром, как ремеслом. Деньги не брала. А потом и вовсе перестала брать карты в руки ... А говорят ещё, что нет Бога, думала Айкануш, и долго ходила по комнате под воображение случившегося.
День прошёл не заметно. На следующий день Айкануш была возбуждена, но старалась скрыть своё волнение.
МНИМАЯ СВАДЬБА ПОДРУГИ МАРГО И НАКАЗАНИЕ
Часов в семь вечера подъехал фаэтон (карета). Оттуда вышли четверо молодых мужчины: Вартан - жених, Нодар, Гиви, - молодой дьяк и невеста Кэтеван, с накинутой чёрной мантией. Немного раньше пришла Марго и встретила их. Вскоре подошли ещё двое, ради которых организовывалась сходка под этой свадебной затее. Это прибыли из Батуми и Поти руководители подпольной организации большевиков, о которых знал только Гиви.
Почти бесшумно они вошли в двор и направились к комнате, где жила семья Айкануша. Проворно накрыли стол Айкануши, - Марго. Привезённый в бурдюке (кожаный мешок) молодое вино Маджари (сорт не креплённого), разлили по кувшинам, разрезали головку Тушинского (солёного) сыра. Вот и овощи, и зелень в большой плетёной вазе, всё для торжественного мероприятия. Болоки (редиска), зелень: тархун, цицматы (по форме лист как у щавеля, с острым, пряным вкусом), зелёный лук, молодой чеснок, листья свежей мяты, - всё красуется на столе. и главное ещё горячий грузинский хлеб.
- Айкануш, - попросила Марго, у дверей корзиночка с ручкой, поставь на стол. Вот это да, скороспелая чёрная черешня с листьями лежала в корзинке. Вскоре все уселись. Мартироса, отца Айкануш, усадили рядом с дьяконом. Вартану налили полный рог вина, у остальных были глиняные чаши.
Встал дьякон. Все затихли, глядя на него. - Мир этому дому и многие лета добродушным хозяевам уважаемому Матиросу и хозяйке семейства всеми уважаемой Еве, - мягким босом произнёс Симон свой первый длинный тост в честь хозяев дома.
Все встали и стали чокаться с Мартином, воздавая ему и его жене приветствие и добрые пожелания. Ева была занята домашней заботой, укладывала спать малышей, что-то им рассказывая перед сном. Но когда персонально пили за неё, Айкануш позвала её: - Майрик, майрик, эреви, ку кенац хмумен. (Мамочка, мамочка, покажись, за твоё здоровье пьют.) Мать вышла из соседней комнаты, вытерла руки об фартук, и пригубила вина из чаши. Отпив глоток она снова ушла к своим детям.
Тамадой был дьяк Симон. Его тост с бархатным басом за жениха и невесту придавал особую окраску в общем сборище голосов. Он говорил не долго, венчая Вартана и Кэтеван, словно происходило церковное венчание. Осушив несколько чаш вина, Мартирос ушел в другую комнату и лёг на кровать, оставив честную компанию на попечение Симона.
Проблемы с похищением невесты, её новом местожительстве с Вартаном, и ряд других щекотливых вопросов постепенно перешла на общежитейские рельсы и проблемы. Между прочим, Серго рассказал о забастовке портовых рабочих в порту города Поти, об их политических лозунгах, выдвинутых социал-демократами, а Зурико - о волнениях среди крестьян в Кахетии и безжалостном эксплуатацией местными князьями и подавлении бунта с арестом крестьян.
Бытовая тематика сменилась организацией нелегальной типографии и организацией печатного органа социал-демократов в Закавказье, о методах политической борьбы и распространении газет и агитационных материалов широким слоям населения, а также среди солдат и рабочих города Тифлис, Батуми и Поти.
Разговор постепенно обострялся, так как выяснилось разногласие в тактике ведения борьбы. Представитель из деревенских кругов предлагали террористический путь борьбы: убийство князей, помещиков, поджог усадеб.
Представитель Потийской подпольной организации предлагал вести пропагандистскую агитационную работу среди масс, за сплочение рабочего класса и крестьянства. При этом основной упор делался на свержение царского самодержавия. В течение часа неоднократно срывались призывы: Долой царя! Долой самодержавие! К 10 часам свадьба закончилась с решение организационных работ по созданию нелегальной типографии для печатания газет и выделения связных из надёжных людей.
Выпив последний тост за здоровье жениха и невесты, гости быстро стали уходить группами по два человека. На столе оставались продукты, фрукты и овощи и даже не допитое вино в кувшинах.
Не прошло и пяти минут после ухода гостей, как отец набросился на Айкануш и начал лупить ремнём по сине и ногам. Бедняжка съёжилась в комок, вскрикивая только при каждом ударе.
- Как ты смела привести в мой дом эту банду бездельников, - кричал отец.
- Ты что хочешь осиротить всех детей. Ах ты негодяйка. подлая тварь, будь ты проклята во веки веков...
- Мать, ты только подумай, орут на всю улицу: Долой царя. Слава Богу, что всё обошлось и околоточного (полицейского) не было по близости, и он не услышал.
А что, если услыхали соседи и донесут?
Тут Ева вцепилась в её волосы и начала её трепать и бить кулаками по голове и спине и приговаривать:
- Бемураз, цавигас, гулла дошин дипчи, верджинжвес ашхарк эресин, крак тапи джанит мечин.
(ПЕРЕВОД С АРМЯНСКОГО ЯЗЫКА: Сволочь, чтоб заболела, камень пристал бы к груди, чтоб стёрлась бы с лица земли, чтоб огонь пронзил бы твоё тело.)
В соседней комнате проснулись дети, кроме младших, - Маруси и Розы и Левона, остальные притаились в пастели, боясь как бы гнев родителей не обрушился б и на них. Целую ночь терзали родители Айкануш за её столь дерзкий поступок. Всё тело её было покрыто в синяках и ссадинах, и не было на нём живого места.
Айкануш так и не ложилась спать, так как горела и ныла спина и всё тело. Она долго рыдала и всхлипывала в столовой, то снова начинала плакать и реветь.
ОБРУЧЕНИЕ И СВАДЬБА АЙКАНУШ
Родители в течение недели были взволнованы и обеспокоены поведением Айкануш, и наконец, решили срочно обручить и выдать замуж за кого угодно, лишь бы избавиться от неё.
На третьей уже неделе состоялась её помолвка, а вскоре и свадьба.
За большим семейным столом царило всеобщее веселие, характерное для подобного ритуала. Длинные нескончаемые тосты, начинающиеся по кавказскому обычаю с присказки, сопровождаемые анекдотами и приключениями, заканчивалось моралью или выявлением особого качества, - за что и пили все присутствующие гости.
Свадьбу вёл, избираемый вначале торжества, после того как усаживались все гости за столом. Многоопытный тамада, знающий все тонкости ведения обряда, умеющий создать за столом особый колорит торжественного веселья. При этом он должен быть всеми уважаем и пользоваться авторитетом. Он становился "председателем" и принимал руководство "столом" в свои руки.
АЙКАНУШ ПОСЛЕ СВАДЬБЫ
После свадьбы Айкануш переехала на квартиру мужа, - Артёма. Эта была съёмная квартира. У него из родственников жива была ещё его тётка, была сестра, возможно и брат. В детстве бабушка рассказывала маме кое-какие сведения, но не углублялась, видимо были не радостные и не любила вспоминать период замужества.
Мне кажется, что она его не любила, её выдали замуж и избавились от хлопот с ней.
Артём, муж Айкануш
Артём был мелким торгашом, у него была лавочка, где он продавал бижутерию. А ещё у него были две страсти. Первая играть в карты, и вторая, - любил есть жирную рыбу.
С друзьями он играл в карты допоздна, частенько проигрывал и возвращался к полуночи. Он был азартным картёжником. Бабушка из этого периода рассказывала только один эпизод. однажды Артём проиграл все деньги и решил отыграться. В заклад поставил всю комнатную мебель.
В поздний час приходят двое мужчин к ней домой, чтоб забрать мебель, которую он проиграл. Услышав это, она выбежала во двор и стала звать на помощь соседей. Она громко плакала и проклинала картёжников. Истерика её была столь велика, что выбежали мужики из своих комнат и пригрозились расправой с картёжниками или нанятыми ими грузчиками. И так она отстояла квартирную мебель, да и без того не роскошную.
Надо было изменить обстановку. Айкануш не выдержала, и взяв с собой маленькую дочь Маню, уехала в Баку, где жила её мать у старшего сына. Следом вскоре приехал и Артём. Спустя месяц или два они вернулись в Тифлис.
Дочка Маня росла очень капризной, не любила есть. Отец очень любил её. Бабушка рассказывала, как Артём частенько собирал дворовых детишек и усаживал за стол, чтоб Маня видела, как они едят, чтоб и её захотелось есть. Дети съедали всё, что им давали, а Манечка и крошки не брала. Так что забот в семье было много. Этот пример бабушка часто мне рассказывала.
У неё родился второй ребёнок - сын, его назвали Робертом. Есть фото, где засняты малые Маня и Роберт. Роберт умер по болезни в возрасте одного или двух лет. Третьим ребёнком был тоже сын - Альберт. В те времена все армяне, если и не до сих пор, были помешены на иноязычные имена. Этому способствовали спектакли драматического армянского театра, где в переводе исполняли пьесы Шекспира и других классиков. И при том в быту имена искажали и сокращали дот неузнаваемости. Так, например, Гамлет становился Хамо, а Генрих, - Геня, Месроп был Серопом и т.д. Даже я, в те юношеские времена, не мог и догадаться.
Артём любил есть жирную рыбу, - "Локо", Осётра, и прочее с Каспийского моря. У него были проблемы с почками или печенью и часто возникали обострения. Так или иначе, причиной его преждевременной смерти стала рыба, - то ли кость попала в кишечник и от воспаления или ... Осталась хранимая память от моего деда Артёма большой гранённый камень, возможно сапфир, с держателем на цепочке. Он использовал карманные часы и вытаскивал их хватая за камень. (См. фото в приложении).
Айкануш, после смерти Артёма, с двумя детьми - Маней и Альбертом, выехала снова в Баку. Там жила мать и старшие братья и Левон. В 1914 году началась война, Айкануш пошла работать санитаркой в госпитале. Есть фото, где она заснята среди раненных солдат у крыльца. Из памяти тех времён, у бабушки хранился пластмассовый мундштук, чёрного цвета с многими отверстиями на конце, как наконечник на шланг резиновой груши или ёмкости для промывания...
ФОТО 1914. У ГОСПИТАЛЯ
Постепенно положение на фронте ухудшалось. По годам сейчас трудно мне восстановить события, - надо искать материалы в исторических фондах. Поэтому я описываю события эскизно, по отрывкам рассказов бабушки. Тут и революция, и отступление русских войск из Турции и хитросплетения политики и немцев, и англичан, персов и турок, где сомкнулись интересы в борьбе за нефть Каспия.
Айкануш рассказывала, со слов раненных солдат, что на одном из участков фронта, где были английские войска, но сторожевой вышке дежурила обезьяна вместо солдата! Она зорко следила за местностью и могла голосом дать знать при появлении вдалеке человека.
В критический момент англичане отступили, вернее дали возможность туркам пойти в наступление в этом направлении. Начался геноцид армян с 1913 по 1923 год. Бабушка из Баку бежала в пригородное село, где скрывалась с двумя малолетними детьми. Жила она у татарки (азербайджанцев), которые не выдали её, когда пришли туда турки.
Турки зверски расправлялись с армянами: зарубали всю семью в селе, женщин сажали на кол забора умирать. Айкануш была очевидцем всего этого кошмарного ужаса.
После того, как отогнали турок, Айкануш, с двумя детьми, переехала снова в Тифлис. Сведений об этом периоде жизни о ней, - у меня нет.
Она была малограмотной, могла только расписываться армянскими буквами. Поэтому никаких писем, записей её жизни не было. Зато у неё была хорошая память: ещё до замужества в Тифлисе, часто ходила в армянский драматический театр, где ставились спектакли Шекспира на армянском языке и персидских классиков.
По её словам, она с первого раза запоминала арии и всегда напевала. Некоторые "крохи" помню, и я до сих пор, от её напевов. Она любила татарский язык, особенно их песни за "сладкое звучание", но чисто не владела им. Пользовалась только при случае на бытовом уровне.
В молодости работала няней у известного профессора, географа Атабекова. Даже улица была названа его именем. У него сын был инвалидом (без рук) и научился использовать пальцы ног во время еды. Возможно он умер от менингита. (эти приводимые мною сведения полностью не являются достоверными).
Спустя несколько десятилетий, он дал её справку для пенсии, в виду утери трудовой книжки.
Много лет работала в 30-е годы на предприятии "Дахмареба" (дословный перевод с грузинского - Помощь),- посудомойкой. Тогда отец мой был женат на её дочери Мане и учился на дневном отделении института 5 лет. А кормила семью бабушка!
Сын её Альберт, после отечественной войны, второй раз женился уже на хохлушке Шуре из Москвы. Она приехала с дочкой Галей (1941 года рождения). Девочке тогда было 6 лет и чтоб её развлечь, Шура дала бабушкин радикюль (сумку), где хранились документы и мелочёвка. Вот так и пропали все её документы и работа в госпитале и прочее и обернулись в горькие слёзы бабушки и её причитания.
Работала она и на сезонной работе на лимонадном заводе, очищали там апельсины от кожуры. Я это помню только потому, что раз меня привела на работу, а кислые апельсины мне не понравились. Это было в 1944 году возможно.
И ещё: зарплату за весь месяц у неё украли в трамвае. В давке бритвой надрезали сбоку пиджак. Возможно выследили на остановке, куда она прятала деньги. Вот так и умывалась она слезами, то от стервы невестки, то от "собачей" жизни.
Полного стажа Бабушка не собрала... Поэтому и была минимальной пенсия меньше десяти рублей, - только на один хлеб. Вот так система КПСС расправлялась со старыми большевиками, а ведь бабушка два года была подпольщицей в борьбе с царизмом.
Конечно много пробелов у меня в описании её жизни. В белых пятнах целые десятилетия, да и не так это всё теперь важно. Зато я помню совместную жизнь, когда она переехала к нам на Майдан,(район города Тбилиси, напротив памятника Вахтангу Горгасали, - основателю города), но уже со второй попытки. В первый раз Альберт хотел показать своё "Я" перед женой.
Он часто выпивал и на этой почве и были все семейные скандалы, дрался с женой. Бабушка всё время предупреждала его: - Она посадит тебя за это в тюрьму.
Когда Галя (внебрачная дочь Шуры) заболела коклюшем, то врачи порекомендовали Шуре сменить климат. Ведь Галя жила в Москве. Шура отвезла Галю обратно в Москву, где жили её мать, брат и сестра, в одной квартире. Так Галя навсегда и осталась в Москве, и больше никогда не приезжала в Тбилиси.
А Шура пол зарплаты всегда отправляла в Москву. Помню Галю по одному эпизоду с того времени. Я с ней пошёл на новогоднюю ёлку по пригласительным билетам. Нам дали в коробке подарки: несколько мандарин, конфет.
Я свои гостинцы растянул на всю неделю, а бабушка возмущалась, рассказывая, что съела всё дома в течение часа...
Я ещё дважды встречался с Галей. Во время похорон её тёти, жила она на школьной улице в Таганке и во время свадьбы Бори, но эта тема уже другого повествования.
Продолжение жизни Айкануш на Майдане будет в повествовании в главе: <АЙКАНУШ на Майдане>.
Бережно хранимые документы в папке семейного архива:
Для учебное заведение
Прямоугольный штемпель:
ПАСПОРТИ ГАЦЕМУЛИА (на гр. языке)
ПАСПОРТ ВЫДАН
ВЫПИСКА:
Из метрической книги Тифлисской Армянской Шамхорской Пресв. Богородицы Церкви за 1909 года ч.1 ст.6 видно: оть законного брака Артема (онь же Арутюна) Сарксянь Мирумянца сь Аикануша Мартиросянь Варданянцою родилась дочь Мариамь девятого января тысяча девятьсоть девятомь года (1909) которая крещена 20 того же месяца священочиствиемь молитв восприемникомь быль СедракьГетанянь Агабаянць. Вь чемь удостовиьряю подписью и приложением имянной печати 20 августа 1916 года Г. Тифлись
Прихадский Протоиерей Амазаспь Тер-Оганесянь
Круглая печать
Для мещанской управы
ВЫПИСКА
Изъ метрической книги Тифлисской Армянской Шамхорской Пресв. Богородицы Церкви за 1908 года ч.2 ст.4 видно: Арутюнь (онь же Артемь) Сарксянь Мирумянць вступиль вь первый законны бракь сь Аиканушь Мартиросянь Варданянць двадцать первого января тысяча девять соть восемаго года (1908) священодиьиствиемь молитвь. В ь семь удостовьряю подписью и приложением имянной печати. 20 августа 1916 г Г. Тифлись Амазаспь Тер-Оганесянь Приходский Протоиерей
Круглая печать
Свидетельство о публикации №224100301651