Курьеры доставщики и все другие

                Курьеры доставщики и все другие.
 
         Сегодня в России имеется проблемы со специалистами, особо по доставке продуктов и разных товаров, водителей общественного транспорта и некоторых других. Конечно.  регулируется всё только заработной платой. Вот отчего если за простой труд ¬платят больше, чем за сложный, тогда какой смысл терять время и силы, получать знания? Может, пора честно себе признаться, что Россия - больше не страна Пушкина и Достоевского и даже не страна выдающихся инженеров и врачей, а страна курьеров? Что это наш естественный и единственно верный выбор? Примерно по такому пути пошли некоторые страны. Теперь и мы подтягиваемся. Хорошо ли это? Высокие заработки курьеров явление  временное. Сервисы доставки берут большую комиссию за свои услуги, это позволяет им предлагать хорошие зарплаты и выигрывать конкуренцию на рынке труда. Пока идёт СВО и все лучшие работники в армии, сложился такой перекос. Но через год-два-три ситуация нормализуется. Для тех, кто ушёл в курьеры, выигрыш сиюминутен. Курьерская доставка остаётся одним из приоритетных вариантов подработок или частичной занятости. Даже сменная работа или формат неполной занятости курьером может принести ощутимую прибавку в ежемесячном доходе. Опыт работы курьером за последний год чаще всего встречается у водителей, менеджеров по продажам, упаковщиков, а также у продавцов, разнорабочих, операторов колцентров. То есть профессий с таким же низким порогом входа, но при этом и скромной зарплатой. Доходы курьеров превышают зарплаты педагогов, медиков и водителей. Почему носиться по улицам с коробкой стало выгоднее, чем применять полученные за годы учёбы знания. Ничего удивительного: штат шофёров муниципального транспортного предприятия в столице региона укомплектован только на 55%, а выпуск машин на линию  85% дневного плана. Эти 30% разницы - переработки водителей, их недосып, рассеянность и ошибки на дороге, которые и приводят к трагедиям. Тем более что возраст людей за рулём стремится к пенсионному, а пожилому человеку лишние нагрузки даются тяжелее, чем молодым. (Л1)
         Челябинскому автотранспортному предприятию не хватает полтысячи водителей. Предлагают зарплату в 100 тыс. руб.,  но желающих мало. Потому что труд тяжёлый, нервный, с перегрузками, но пассажиров везти надо, ему не объяснишь, что в автомобильном транспортном предприятии мало водителей. На Южном Урале водителям, уже имеющим удостоверения категории D (для управления автобусами), готовы даже подъёмные выдавать в 500 тыс. руб. Это хватит на первый взнос за ипотеку, если решиться её брать по нынешней высокой ставке. А что завтра? Тоже помогает плохо.
В Нижегородской области дефицит водителей пассажирских автобусов — 30%. Меньше, чем в Ростове, но всё равно ситуация острая. И зарплату тут подняли на 8,4% - от 80 до 135 тыс. руб. в месяц в зависимости от стажа (средняя по региону - 72 тыс., в самом Нижнем Новгороде — 82 тыс.), и условия создают всевозможные , всё равно не идут водители на работу – работа тяжёлая. Точно такие же проблемы в дальних грузоперевозках, сообщают представители транспортных компаний. Водители уходят, оказывается невыгодная работа. Намного проще и приятнее зарабатывать деньги иным способом: пойти в курьеры или таксисты. Ни тебе недельных командировок, ни перекрытых трасс, задержек на погрузке и прочей «романтики дальних дорог». Сам себе составил график, развезёт что или кого надо по городу и вернулся домой спать. Причём денег за этот более вольготный, хотя и тоже непростой, труд заплатят больше. Вывод для любого разумного человека очевиден: оптимизировать свои трудозатраты под зарплату. Работа водителем — хоть автобуса, хоть большого грузовика — требует квалификации. Чтобы выучиться на категорию, надо приложить

                - 2 -

усилия, а чтобы перейти с простого грузовика на фуру — ещё и год стажа накатать. Учителям, врачам, инженерам вход в профессию даётся ещё сложнее. А вот стать курьером может практически каждый: хватило бы здоровья прыгать по бордюрам и заносить коробки в подъезды, где ждут заказчики.
Если говорить о курьерах, то становиться ими сейчас, в отличие от ковидного периода, люди стремятся уже меньше. Хотя курьерская доставка остаётся одним из приоритетных вариантов подработок или частичной занятости. Даже сменная работа или формат неполной занятости курьером может принести ощутимую прибавку в ежемесячном доходе.
         Опыт работы курьером за последний год чаще всего встречается у водителей, менеджеров по продажам, упаковщиков, а также у продавцов, разнорабочих, операторов колцентров. То есть профессий с таким же низким порогом входа, но при этом и скромной зарплатой». Средняя зарплата курьера 124 тыс. руб. За год она увеличилась на 40%, для новых курьеров увеличение зарплаты произошло на 50% и составило 119288 руб. У упаковщиков товаров тоже рост зарплаты на 35% и составляет 62 тыс.руб., у кладовщиков рост на 34% и составляет 72 тыс. руб. Почему так? Потребитель всё больше привыкает к быстрому и доступному сервису. Некоторые говорят, что у этих работниках слишком высокая зарплата. Почему так получается? У курьера тяжёлая и нервная работа, опасная особенно в плохую погоду и зимой. Работают они как самозанятые, всегда в движении. Жара, дождь, слякоть, снег – курьер должен всегда у клиента быть вовремя. Это непросто. И курьеров тоже не хватает, что приводит к сужению зоны доставки, сокращению объёма заказов. В первом полугодии 2024 г. не хватало курьеров в России 150 тыс. человек, а к концу года эта цифра может удвоиться. Хотя сегодня в России работают 1,5 млн. курьеров. А это может привести к уменьшению выделении средств в эту отрасль и замедление её развитие. За последние годы заработные платы выросло по всем профессиональным группам. Конкуренция за потребителя, компании готовы больше платить за скорость и качество доставки. Конкурировать с этим рыночным механизмом очень сложно. Получается, чтобы быть всегда наверху надо постоянно повышать курьерам-доставщикам зарплату. Иначе – опередят другие.
         Со школьными учителями тоже проблема, общая их нехватка составляет более 250 тыс. человек. Средний учитель сегодня получает 71,5 тыс.руб. по периферийным регионам, при средней по стране – 89,2 тыс.руб. Но в этих областях учителям приходится преодолевать большие расстояния от дома до школы и обратно, а с транспортом совсем плохо. Учителя страны получают зарплату всюду по разному: на Алтае за 40 часов преподавания платят 40 тыс. руб., в Ставрополье за 30 часов – получают 70 тыс. руб., в Кемеровской области за 32 часа работы  - платят 50 тыс. руб. А  в общем работающие учителя соей жизнью довольны, достойная работа и уважение коллег, вполне приемлемая зарплата.         
         Работа водителем тоже престиж и уважение, стабильность, люди выбирают её осознанно, многие садятся за руль, продолжая семейные династии. Да и зарплаты в транспортной отрасли, по его словам, от доходов курьеров уже не отстают. Но аналитика базы вакансий hh.ru свидетельствует: всё же отстают. И если мерить социальную значимость человека и его профессии зарплатой, то в каждом курьере будут по 2,5 учительницы и по 2 с лишним офис-менеджера. А врачи хоть и близки к быстроногим доставщикам, но всё-таки недотягивают до них. В некотором смысле это логично: кушать человек хочет постоянно, а лечится он только иногда.


                - 3 -


         Что интересно: потребность в инженерах находится ровно на том же уровне, что и нужда в курьерах. Самый же ценный специалист, которого готовы оторвать с руками, — повар — может претендовать лишь на относительно скромное вознаграждение. Он заработает практически вдвое меньше, чем человек, который доставит его блюда на дом заказчику. То есть делать еду не так выгодно, как развозить её конечному потребителю. Но, как известно, клиент всегда прав, а кто к нему ближе, тот и с деньгами, получается.
         С 2018 г. тенденцию не изменил. Официальная статистика говорит, что доля семей, не сталкивающихся с трудностями в оплате обязательных платежей, снижается во всех социальных группах. Причина у всех одна: всё чаще приходится брать кредиты. Только те, у кого доходы низкие или средние, занимают на покупку компьютеров и холодильников, а те, кто считается обеспеченным, — на квартиру или новый автомобиль. В итоге за год, по свежим данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, кредитная задолженность населения выросла на 21,4%, а доля доходов, которые семьи направляют на сбережение, напротив, уменьшилась до минимального уровня за последние 15 лет. С начала года среди продовольственных товаров повседневного спроса рост цен зарегистрирован на муку - на 44,2 процента, поэтому хлеб и хлебобулочные изделия за последние два месяца подорожали на 31,4-34,1 процента. Значительно увеличились цены за этот период на макаронные и крупяные изделия: на пшено - на 43,1, крупу гречневую - на 39,3 процента. Из остальных групп продовольственных товаров чрезмерно подорожали куры - на 16,5, рыба мороженная, нераздельная - на 35 процентов. Яйца только в сентябре подорожали на 13,8 процента и т.д. (Л2)
         С начала года из платных услуг особенно выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги - на 27,1 %, в том числе жилищные услуги подорожали на 31,8%, плата за жилье в домах муниципального фонда и эксплуатационные расходы в приватизированных квартирах - на 32,9%, плата на отопление - на 36,8%, газ сетевой - на 35,9%. Услуги связи подорожали на 27%. Ощутимо подорожали услуги пассажирского транспорта. У тех работников, кто получает зарплату по высоким разрядам, надбавка к зарплате идет на оплату проезда в маршрутных микроавтобусах, а у низкооплачиваемых - вся зарплата.  Путин подписал закон, устанавливающий минимальный размер оплаты труда на уровне 19242 руб. в месяц в 2024 г.
Однако не только большая нехватка водителей

             Литература.
        1. А. Дуэль «Курьерный рост». Высокие заработки в доставке могут оставить страну без водителей и учителей. Еженедельник «Аргументы и факты» №38 от 2024 г., стр10
        2.  О. Игнатова «Дороже инженера». Средняя зарплата курьера – 124
               тыс. руб. «Российская газета неделя», стр. 12.

 


                Материал подготовил Львов Ю.М.    
                23.09.2024
               


Рецензии