Реальность и Действительность в искусстве
За этой границей иной мир, первичный, если можно так его назвать, который подчиняется другим правилам и законам, чем Реальность. То, что за этой чертой, мы назовем Действительность, которая непосредственно недоступна нашему сознанию. Если есть бог – он там, за этой чертой. Там же формируется наша судьба и наше будущее, как реакция на наши действия и мысли. В настоящее время для описания Реальности используется классическая физика, для объяснения Действительности
-- квантовая физика.
Там рождается все, что определяет наши чувства и наблюдения, то, что мы видим и ощущаем, включая нас самих. Это то, что я считаю Реальностью. Между двумя этими мирами, видимым и скрытым от нас, существует неразрывная связь. Действительность – это то, что порождает Реальность. Реальность – это то, что мы видим и чувствуем. Это деление на Реальность и Действительность абсолютно условное. Пока мы не знаем природы возникновения этих двух миров. Все, что можно с уверенностью сказать:
Реальность у каждого своя, а Действительность одна на всех. Все в мире связано между собой через Действительность.
Думаю, все согласятся, что чаще всего искусство отражает Реальность. В традиционных формах искусства решающая роль всегда принадлежала личности и индивидуальному подходу. Известно, что очень часто в ответ на критическое замечание можно услышать: “А я так вижу, (чувствую, ощущаю)”.
Известно, что классическая физика довольно точно описывает Реальность. Хотя, каким образом в нашем сознании возникает представление о Реальности, остается загадкой. С Действительностью дело обстоит гораздо сложнее. На сегодняшний день, Действительность находит отражение в принципах квантовой физике, но единая общепринятая интерпретация этой теории отсутствует.
Здесь уместно привести пример, как Действительность связана с Реальностью. Представим, что на столе лежат шары из радиоактивного материала. Что мы можем сказать о них в плане Реальности? Обычные шары. Похожи на яблоки, и выглядят, как яблоки. Но не яблоки. Мы можем взять шар в руки и почувствовать его вес.
(Не следует воспроизводить этот эксперимент. Он носит только умозрительный характер. Любые операции с радиоактивным материалом опасны для здоровья и даже жизни не только вашей, но и окружающих.)
Если радиоактивность высока, вам покажется, что шар теплый, как будто-то кто-то долго держал его в руках. Если опустить шар в воду, то по повышению температуры воды можно будет судить о выделении энергии. Можно подумать, что в шаре нарушается закон сохранения энергии, так как ни к какому источнику тепла он не подключен, но все время остается теплым.
В Действительности никто шар в руках не держал. Он нагревается из-за ядерного радиоактивного распада. При делении ядер выделяется много энергии, которая частично поглощается шаром и вызывает его нагрев. Остановить это нельзя, но можно ускорить процесс деления ядер.
Если просто глядеть на шар, держать в руке, или катать по столу, то не заметим ничего необычного. Но если поставить рядом счетчик Гейгера, то раздастся характерный треск. Он позволит сосчитать количество частиц, которые попали в счетчик и вызывали реакцию – электрический разряд. Это подтвердит, что в Действительности происходит деление ядер. В нашей обычной Реальности – это просто шар от которого трещат счетчики Гейгера. Вопрос ставится так: Может ли и должно ли Искусство отображать не только Реальность, но и Действительность?
Можно ли обнажить Действительность с помощью традиционных видов искусства? Ответ – можно. Например, включить в симфонию партитуру для счетчиков Гейгера. Сейчас это сделать трудно по нескольким причинам.
Прежде всего отметим, что традиционные виды искусства создавались на основе наблюдения за Реальностью. А между Реальностью и Действительностью в настоящее время пролегает пропасть в концептуальном плане. Большинству любителей искусства будет трудно воспринять новые формы отражения Действительности.
Состояние Действительности может быть любым, вследствие ее (состояния) вероятностного характера, если только выполняются некоторые базовые соотношения (например, сохранение энергии).
В-третьих, В Действительности происходят события, весьма далекие от нашего понимания. Например, в Реальности электроны могут проявлять себя то как частицы, то как электромагнитные волны в зависимости от условий эксперимента. И никто не может сказать, какие они в Действительности.
И наконец, физическое наблюдение за Действительностью (Измерение) мгновенно переводит Действительность в Реальность.
Однако, можно представить себе произведения искусства, которые позволяют отразить существующие представления о Действительность на основе художественных приемов, используемых в Реальности. Такие формы искусств уже появились. Их относят к Квантовому Искусству (Quantum Art). Не думаю, что первые опыты удачны, но мысль работает, может что и получится.
В литературе можно пойти еще дальше и рассмотреть поведение людей в близких или одинаковых ситуациях. Можно отметить, что один и тот же человек ведет себя по-разному в зависимости от обстоятельств: настроения, состояния здоровья и некоторых других важных для него факторов, скрытых в том, что мы можем назвать Действительностью. Часто эти факторы носят случайный характер. Например, одному и тому-же человеку можно приписать такие разные качества, как Добрый или Злой, на основе анализа его поступков в разных ситуациях Реальности. Причем, как и в квантовой физике, сам факт измерения (определения) этой характеристики в жизненной ситуации скорее всего приведет к изменению его личности.
Я заметил, что внутренний (духовный) мир человека обладает свойствами Действительности. Он недоступен прямому наблюдению (хотя и говорят: "Заглянул в душу"). И возможно, духовный мир может быть описан в понятиях волновой функции квантовой физики. Например, жизненные проявления скрытого характера реализуются в поступках. Это чем-то напоминает коллапс волновой функции. Я думаю, эта тема заслуживает отдельного более подробного рассмотрения.
Для полного отражения характера персонажа, каким он является в Действительности нельзя ограничиваться одним, двумя эпизодами. При демонстрации художественного произведения лучше представлять несколько вариантов описания Действительности путем демонстрации и анализа поведения человека в Реальности. При этом частота появления конкретного варианта должна регулироваться в соответствии с характеристиками описываемого события или личности. Это нетрудно сделать, используя представление произведений искусства в цифровом виде.
Музыка и балет представляются мне наиболее подходящими для иллюстрации процессов, происходящих в Действительности через демонстрацию Реальности.
Напрашивается вопрос: А зачем?
Об этом я в следующий раз. А пока представьте картину, на которой изображен фотон красной части спектра, помогающий электрону туннелировать на новый энергетический уровень с последующим излучением "зеленого" фотона...
А что? Я попробовал, и получилось эффектно, но в данном формате это не воспроизвести. Могу выслать, если кому интересно.
Свидетельство о публикации №224100301708