Так был ли рождён свыше Никодим?
Мы с вами обсудили некоторые условия, которые формируют это новое духовное понимание принятия человека Богом в Царствие Небесное (смотри статью «Рождение свыше для Никодима и других».
Для тех, кто не познакомился с наши выводами, коротко их напомним.
Во-первых, рождение свыше это акт самого Бога, Духа Святого, который дышит где хочет, и прикасается к человеку, когда Ему хочется. Другими словами, это прерогатива Бога.
Во-вторых, это реакция человека на это прикосновение - присутствие Бога, когда человек явным образом переживает это общение (короткое или длительное, одноразовое, или многократное). Вопрос в том, как человек, получающий этот духовный опыт общения с Духом Святым на него реагирует. Хорошо, когда он раскаявшись в своих делах кается, но, как показывает опыт жизни, так бывает не всегда, и ни у каждого. Многие, испытав явное присутствие Бога в их жизни, не идут в церковь, не меняют свой греховный образ жизни, т.е. не отвечают Богу.
В-третьих, это отношение человека к Христу распятому, о чём проповедовали все апостолы. Это понимание того, что Иисус Христос вознёс все грехи мира на Голгофский крест, в том числе и мой и ваш, и это та особенная исключительность искупительной смерти Христа, которая позволяет христианам быть спасёнными, если они постоянно помнят об этой жертве и к ней прибегают (исполняют заповедь Господа и каются, когда согрешают)
В-четвёртых, это исполнение воли Божией и подчинение своей воли – Божьему Слову до дня Его явления, или до смерти. Сегодня многие наши современники много знают о Боге, но, к сожалению, очень мало исполняют волю Божию. И это относится в том числе и к христианам, которые находят множество аргументов (по крайней мере для самих себя) эту волю Божию не исполнять, а жить по своей воле.
Теперь, коротко обсудив прежние наши выводы вернёмся к заголовку данной статьи: так все же был ли рождён свыше Никодим, или нет? Как вам кажется? Из этой встрече, описанной Иоанном в третьей главе сделать однозначный вывод сложно. Ясно только то, что он был озадачен, и получив ответы Иисуса Христа (причем не прямые, о которых он спрашивал, а более глубокие – духовные, в том числе и само это понятие «рождение свыше», о котором ранее в Законе не упоминалось) отошел к себе.
Другими словами, в той ночи он не стал прямым последователем Господа, как это сделали апостолы. Ну вспомните, как они реагировали на встречу со Христом: Пётр и его друзья оставили сети и лодки, Матфей свою прибыльную профессию и т.д.
Значит ли это что Никодим не стал рождённым свыше? Как будто бы нет, ведь он ушел от Христа, не стал прямым его последователем, вернулся в свой круг общения. Причём, как мы понимаем этот круг его общения был в «высоких сферах» того общества Израиля, если апостол Иоанн коротко сообщает нам о нём, что он был одним из начальников фарисеев.
Теперь некоторый промежуточный вывод о том, что чем больше человек достигает в этой жизни, тем ему порою сложнее принять простоту Евангелия, о которой говорил Христос Никодиму. Я имею в ввиду золотой стих: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» - Иоан.3:16.
Что тогда, что сегодня, принять эту простую истину не всегда легко, особенно тем, кто многое умеет, много знает, многого достиг, в том числе за счёт своих напряжённых трудов. Принять то, что Бог даёт жизнь вечную не по заслугам, делам и трудам, а по вере в искупительную смерть Господа Иисуса Христа было и есть непростая задача.
Так что на первый взгляд эта ночная встреча не произвела немедленного действия в благочестивом старце, но давайте не будем спешить с выводами, а посмотрим, что ещё евангелие говорит нам об этом человеке.
Второй раз о Никодиме Иоанн сообщает нам коротко в седьмой главе своего евангелия. Прочитайте её и вернитесь к нашему рассуждению.
Как вам прочитанное? К этому времени в кругу фарисеев, к которому принадлежал Никодим, сформировалось твёрдая убеждённость во вредности учения Христова, которое Он нёс. Ибо, Иисус творил чудеса и исцеления безнадёжно больных людей в субботу, что по мнению Иудеев и фарисеев было грубым нарушением Закона Моисеева. Они, как пишет Иоанн: «искали Его убить». - Ин.7:1
Это решение их было связано с тем, что в кругах простого народа всё более крепло убеждение о том, что именно Христос есть тот Мессия, о котором говорил в Законе Бог. Иоанн коротко приводит выводы об этом: «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придёт Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» - Ин.7:31
Нарушение сложившийся традиции для фарисеев – учителей народа того времени было важнее, чем те чудеса исцелений, которые совершал Иисус. При всём этом Христос указывал им на их несостоятельность, приводя в пример конфликт двух заповедей: почитания субботнего дня и необходимости обрезания, как знака принадлежности к народу Божьему (Ин.7:22-23). На что трудно было что-либо возразить. Мне думается, что именно этот аргумент, приведённый Христом, не позволил посланным от фарисеев исполнить поручение - схватить Иисуса. Помните их оценку Его: «Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.» - Ин.7:45-46.
Таким образом те, кто видел и слышал Иисуса не могли слепо исполнить строгих указаний фарисеев о аресте Христа. И это случалось не один раз потому, что Его учение и Его чудеса превосходили всё то, о чём до того времени могли слышать, или видеть Его современники. Да, несомненно, иногда Христос намеренно совершал чудеса исцеления и в субботний – особенный день для Иудеев, но как мы рассмотрели с вами Он делал это потому, что для Него гораздо важнее было спасение души человека, а не слепое следование религиозным традициям.
В настоящее время не много изменилось. В разных церквях в силу различных исторических и иных обстоятельств сложились свои, характерные для отдельной деноминации или конфессии определённые традиции. И многие различные христианские церкви спорят между собой именно о том чья традиция более правильная, совершенно не замечая при этом, что важнее для Бога – покаяние грешников и изменение их образа жизни, вне зависимости от того, какой христианской традиции тот будет придерживаться в своей новой жизни. Но вернёмся к Никодиму.
В тот самый напряжённый момент, когда посланные арестовать Христа возвратились одни и были спрошены начальниками почему те не выполнили поручения, Никодим был тем, кто с одной стороны помог им избежать наказания, а с другой стороны пока не явно, но всё же определённо выступил в защиту Христа, говоря о том, что Закон не осуждает никого, до того времени, пока его не заслушает (Ин.50-51) Это было достаточно весомым выступлением, так как Иоанн сообщил нам, что Никодим был одним из начальников фарисеев, и к его слову несомненно прислушивались. Его выступление было тем более значимым, так как до этого фарисеи приводили аргумент невежественности народа в Законе Божьем, говоря о том, что никто из начальников и учителей не уверовал во Христа (Ин.7:47-49).
Несмотря на то, что фарисеи укорили Никодима в том, что тот не правильно исследует Закон, так сам из Галилеи, как и Христос, а Мессия должен прийти из рода Давидова, все в конечном итоге разошлись по домам и до времени арест Иисуса был отложен.
Какой вывод из этого делаете вы? Не знаю, как у вас, но в моей жизни были некоторые моменты, когда я, еще неверующий человек, выступал в некую защиту верующих людей, когда слышал совершенно необоснованные рассуждения и оскорбления христиан. Другими словами, на мой взгляд важно то обстоятельство, когда человек выражает обдуманные собственные суждения о Христе и Его последователях (какими бы различными терминами они не назывались: католики, православные, старообрядцы, баптисты, пятидесятники, харизматы и т.д.) имея свой непосредственный опыт общения с данными людьми. Ну и лучше, если он имеет личный опыт общения со Христом, если он уже имел эту удивительную встречу, которую имел Никодим.
Да, его коллегам об этой ночной встречи не было известно, да к тому моменту Никодим ещё не стал полным последователем и учеником Христа, но тот процесс, о котором сказал Христос Никодиму уже был в действии.
Таким образом, мне кажется стоит сделать ещё один вывод о таком понятии как «рождение свыше», а именно то, что это определённый временной процесс. И он может идти некоторое время, и оно, это время различное для каждого человека. Произойдёт ли само рождение свыше зависит и от Бога, Который прикасается к человеку и от самого человека и его реакции на эти духовные прикосновения, о чём мы уже говорили ранее.
В рассмотренной нами седьмой главе Евангелия от Иоанна, Никодим, на мой взгляд, ещё не рождён свыше, но это процесс рождения уже идёт в его душе полным ходом. Он всё ещё боится потерять свой авторитет начальника и учителя, но всё же уже готов вступиться в защиту Христа. Что происходит в его душе, разуме, сердце? Мы не знаем. Не знаем мы и того, как в нашей душе происходят, или произошли данные процессы. Как мы с вами обсуждали ранее, это прерогатива Бога и Духа Святого, важно то, что Дух Святой прикасается ко многим.
Какой же ответ дадим мы с вами на заглавие данной статьи? Был ли рождён свыше старец Никодим?
Да!
Почему я так утверждаю, спросите вы? Ведь пока, из приведенного места сделать такой вывод невозможно. На этот аргумент вашего возражения я приведу вам третье место Евангелия от Иоанна, в котором Иоанн третий раз сообщает нам об этом удивительном старце. Прочитайте девятнадцатую главу Евангелия от Иоанна самостоятельно, и вернитесь к нашему рассуждению.
Как вам прочитанное? Согласились ли вы с моими выводами? Посмотрите, в то время, когда все ученики и апостолы, за исключением Иоанна, разбежались и скрылись, а лидер группы – апостол Пётр – трижды отрёкся от Христа, «на сцену действий благодати Божьего плана» выходят другие ученики – тайные. Это те, кто слышал о Христе и даже, как Никодим, имел с Ним личную встречу, но в силу своего высокого положения в том обществе, или ещё по каким-то другим своим мотивам, не выражал явно свою веру в Него. В тот, самый отчаянный момент, казалось бы полного отречения от учения Христова, Бог находит и посылает двоих тайных учеников: Иосифа Аримофейского и старца Никодима.
Один только этот их поступок свидетельствует о многом. Один из евангелистов свидетельствует нам о том, что Иосиф насмелился войти к Пилату просить о теле Христа. Этот маленький штрих говорит на самом деле о многом. Сегодня для нашего более ясного понимания это к примеру, то, если кто-либо будет просить оказать погребальные почести какому-либо злодею, который совершил особое преступление. В то время, только к особым злодеям римляне применяли эту страшную казнь – распятие на кресте.
Таким образом, когда вы просили тела распятого, то вы тем самым образом говорили о том, ч о этот человек вам по-особому дорог со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Теперь посмотрите на Иосифа и Никодима. Эти тайные ученики становятся явными в тот самый момент, когда это абсолютно невыгодно. Они не ищут себе славы, не делят «небесные портфели управления» как делали некоторые апостолы, они просто отдают честь и почитание даже распятому Христу, и как мы с вами говорили ранее – это очень важно!
Что происходит в наши дни? Как много среди нас тайных учеников учения Христова? Сколько много тех, кто боится по каким-то причинам потерять свое высокое положение в обществе, как боялся этого Никодим?
Но, как радостно, что Бог, начав работу с душой этого старца через личную встречу со Христом, продолжил этот процесс рождения свыше и тогда, когда Христос лично уже не говорил с ним, но Дух Святой побуждал Никодима к определённым действиям, и тот уже не стеснялся быть тем, кто оказывал Христу особые почести.
Дай Бог и нам силы, не взирая ни на какие обстоятельства, чтить Бога Отца, Сына и Духа Святого!
Аминь!
ТВГ, г. Барнаул, октябрь 2024 г.
Свидетельство о публикации №224100300271