Внезапно струна оборвалась. Глава 5
Представление о Максиме Трошине дают не только его песни. Известны многие его рассуждения на концертных выступлениях, например о преобладании грустных мотивов в русских песнях, оскудении душевных сил с упрощением условий земной жизни, о православии и патриотизме. Подобные, казалось бы, не по возрасту зрелые размышления можно найти в одном из школьных сочинений Максима.
Надо заметить, что с седьмого класса Максим по состоянию здоровья был переведен на домашнее обучение. Но реально эта форма отношений со школой предоставляла свободу в посещении уроков, которые ему были интересны. Одновременно появлялось время для занятий вне школы. Максиму раз в месяц, иногда чаще, надо было выезжать в Москву. Там он на короткое время включался педагогом по классическому и хоровому вокалу Майей Пушкиной, специалистом с мировым именем и редчайшим знатоком православной музыки со своим местом на семейном древе тех самых Пушкиных, в работу творческой мастерской музыкального театра вокально-хоровой культуры «Славянский лик».
Вместе с тем, даже при некотором отдалении от школы, для Максима контрольные, промежуточные и итоговые аттестации, сочинения, проводимые в классе, были обязательны.
В восьмом классе русская литература открывалась Александром Пушкиным, а затем учебный план подвигал юные умы к изучению творчества Лермонтова. Молодой офицер, поэзия которого и по сей день поражает своей природой, мощной и порой мистической, облекался в одежды певца Родины и свободы. Соответственно, на уроках преобладали эти две темы. Много времени уделялось мотивам вольной кавказской природы и символическим образам узничества в лирике поэта трагической судьбы. Последняя тема раскрывалась при изучении поэмы «Мцыри». Домашнее сочинение должно было выявить уровень усвоения учебного материала.
Надежда Михайловна, мать Максима, сейчас уже и не скажет, как звали учительницу литературы. Та, напуганная недавними событиями октября 1993 года в Москве, уже, как говорят, сидела на чемоданах в ожидании последних документов для выезда в одну из западных стран. Вероятно, для того чтобы не заморачиваться последующей проверкой тетрадей, потенциальная эмигрантка изложила под запись примерную структуру сочинения «В чем видел Мцыри смысл жизни». Вот так, без вопросительного знака в названии.
Монастырь в этой методической подсказке был обозначен местом неволи. Категоричность учителя не была единственной причиной, которая в ответ вызвала некую бунтарскую тональность сочинения ученика. Максим остро судил о мироощущениях Мцыри с позиции своего возраста, поскольку был чуть ли не сверстником героя поэмы, и собственного опыта отношений с Православной Церковью.
Брянским подростком уже были хожены дороги в монастыри – с паломниками или на кратковременное послушание, чтобы за несколько дней молитвенно укрепить свои духовные и физические силы.
Надежда Михайловна вспоминает, что домашнее сочинение ее старший сын написал не в одночасье. Максим делился своими суждениями с отцом Юрием Павловичем, просил благословения у своего крестного отца и духовного наставника, настоятеля прихода Тихвинского храма архимандрита Никиты.
Уже в начале сочинения Максим высказывает мнение о том, что поэма «Мцыри» написана отнюдь не для осуждения монастырской жизни. В православных монастырях идет трудная и высокая духовная работа. Их сравнение с тюрьмой и пленом – лишь поэтические условности. Как пишет Максим, люди в монастыри идут сами и вольны в любой момент уйти. Не сразу и не каждого постригают в монахи.
Примером такого побуждения в школьном сочинении несколькими строками изложено житие знаменитого оптинского старца Макария, с именем которого связаны первые издания святоотеческих трудов и собирание на их идеях лучших духовных и интеллектуальных сил России середины ХIХ века. А некогда этот старец был человеком иного сословия. Молодой дворянин с прекрасным образованием, талантом скрипача отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь, один из брянских монастырей, находившийся в нескольких десятках верст от его имения, и принял решение остаться там. Средства от продажи родовой усадьбы и земли были потрачены на храмовое строительство.
В сочинении Максима упомянута также другая брянская обитель, Свенский монастырь.
Одну из прелестей другого мира, восхитившего Мцыри во время побега из монастыря, Лермонтов представил в ярком описании сада в горном ущелье. Максим замечает, что монастырские сады были обязательны при монастырях и выглядели не менее прекрасно. Свенский монастырь некогда до революции окружал пышный фруктовый сад, в котором произрастали виноград, орех, груши, яблоки, вишни, а также парковые деревья, кедры и каштаны.
Максим с горечью продолжает: «...Монахов расстреляли, монастырь разграбили и взорвали. А сад цветет». Сад спасал людей в округе в голодные послереволюционные времена, годы фашистской оккупации. Едва ли не столетние яблони плодоносят и сейчас, после смерти Максима. Монастырь же восстановил свое великолепие, осязаемым и духовным знаком которого явился поднявшийся на месте руин Успенский собор.
В своем сочинении Максим, не без юношеской прямоты, заявляет: он не может Мцыри представить монахом! Не тот язык повествования героем своей истории. Ведь исповедальная речь человека, прожившего в монастыре столько лет, должна нести в себе иные слова, не из культуры светских салонов. Яростное восхищение Мцыри свободой и великолепием природы неплотно скрывает слабость его духа, явную уязвимость перед соблазнами, которые особо испытывает послушник перед монашеским постригом. Сбежал, потому что не выдержал испытания. Поддался искушению дьявола. И, как в каждом случае грехопадения, известном со страниц мировой литературы, все получает губительное завершение.
Школьный курс русской литературы о творчестве Михаила Лермонтова не включал изучение, даже самостоятельное, поэмы «Демон». Между тем без нее крайне сложно было для восьмиклассников найти ответы на главные вопросы из «Мцыри». А ведь два произведения задумывались и писались одновременно, долго, закончены в 1839 году и в одном месте – на Кавказе, дополняют и объясняют друг друга, содержат похожие символы: горы, монастыри, восхитительные сады как фон искушения. В поэме «Мцыри» изображен безымянный злой дух, спускающийся по ступеням скал в горную бездну. Во второй поэме это уже гордый дух с презрительным взглядом на мир как Божие творение, абсолют зла. Имя ему Демон.
В христианстве демон – синоним слова «бес». Лермонтов называет Демона лукавым, вскрывая его дьявольскую суть. В одном случае, когда тот отвернул жениха молодой княжны от православной святыни и тем самым подвел его к гибели, в другом, когда терзал соблазнами юную красавицу перед ее уходом в монастырь.
Мцыри стал также жертвой бесовской пагубы. Об этом и сказал в своем сочинении Максим Трошин. «А разве сверстников не уводят современные искушения в сторону? – спрашивает Максим. – Какой дорогой мы идем? Всего две дороги перед человеком: дорога зла, широкая и ровная, и дорога добра, всегда узкая и ухабистая».
Максиму была чужда и для его возраста далека тема влияния демонизма на жизнь и творчество Михаила Лермонтова. Рукой подростка явно водила интуиция, основанная на знании основ православной веры и личном опыте.
Оценка за сочинение была отличной – последний привет эмигрантки. Тетрадку то возвращали из школы, то снова ее просили назад, чтобы продемонстрировать на педагогических семинарах, как ученики осваивают новые ценности после распада Советского Союза. Но вопросы, которые волновали Максима в работе над сочинением, существовали веками – со времени рождения Христа.
На снимке: иллюстрация Ильи Глазунова к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри", 1964.
Свидетельство о публикации №224100300437
Понравилось как вы продолжили описание того, что связано с Максимом Трошиным!
Алексей Чернышов 5 05.12.2024 11:06 Заявить о нарушении
Николай Исаков 05.12.2024 15:33 Заявить о нарушении
Алексей Чернышов 5 05.12.2024 15:43 Заявить о нарушении
Николай Исаков 05.12.2024 16:44 Заявить о нарушении