Формирование информационной культуры у студентов т
СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Важным условием развития страны стало формирование системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, а также достижений современной культуры, экономики, всей науки, техники и различных технологий. Связи с чем в республике были составлены и приняты к исполнению два эпохальных для страны документа: Закон Р Уз « Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров.( 1997).
Сегодня как никогда велико значение информации и информационной культуры в жизни современного общества и межгосударственных объединений.
Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления быстро вошло в нашу жизнь, изменив характер и структуру производства, а также место и функции человека в нем, образ его жизни и быт.
Информационная культура - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально впаяны друг в друга и в то же время как бы слиты воедино.
Информационная культура может сейчас рассматриваться, как сфера деятельности, связанная с производством, преоб¬разованием и потреблением информации. Современный период развития цивилизации характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Впервые за всю историю человечества информация и знания по значимости соотносятся с такими основополагающими категориями, как материя (вещество) и энергия, тем самым, устанавливая границу перехода от индустриальной к информационной цивилизации.
В государственном техническом университете им. Беруни накопился определенный опыт совершенствования современного учебно-воспитательного процесса, сводящийся к следующим номинациям:
• Созданы и создаются новые ИРЦ и залы с компьютерной техникой, работающих не только в автономном режиме, но и подключенным к локальной ( вузовской) и всемирной ( Internet)системам;
• Широким ходом идет создание электронных учебных пособий с мультимединным содержанием;
• Проводятся общевузовские конкурсы методических разработок по созданию новых учебных материалов (конспекты лекций, материалы для практических и лабораторных занятий, обучающие тренажеры и пр.);
• Проводятся смотры- конкурсы ТСО, ТСИ, контроля знаний разных видов ( автоматизированных,тестовых и пр.), в которых осуществляется обмен опытом в области создания дидактических материалов различной направленности;
• Проводятся многочисленные конференции, с публикацией работ, где предпочтение отдается материалам, посвященным информационной культуре и информационным технологиях;
• Организованы курсы ликвидации компьютерной неграмотности и освоения английского языка, как среди определенных категорий студентов, так и профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного составов;
• Факультеты и курсы повышения квалификации, где повышенное внимание уделяется изучению компьютерных технологий и иностранных языков ( преимущественно английский);
• Проводится капитальный ремонт зданий факультетов, с последующим оснащением их современными видами техники различного назначения, создания специализированных автоматизированных аудиторий и лабораторий, в т.ч. и информационно-технического обеспечения;
• Проводятся фестивали и смотры культурологической направленности;
• Широко практикуются связи с культурными центрами Р Уз с их посещением и туристичческими поездками
Функциональный уровень информационной культуры специалиста связан с операциональной направленностью личности. Функциональный уровень включает формирование умений, необходимых будущему специа¬листу: умение получать нужную информацию, находить оптимальные пути по¬иска источников информации; умение анализировать источники, отбирать нуж¬ные; умение рационально использовать полученную информацию, формулиро¬вать свои информационные потребности и адекватно определять информаци¬онные возможности. Формирование этих качеств сократит непроизводительные затраты времени, повысит оперативность, точность и пол¬ноту получения информации и знаний, что существенно повысит уровень подготовки специалистов.
На формировании информационной культуры у студентов существенно сказывается процесс развития и совершенствования информационной техники и технологии. Наибо¬лее яркой иллюстрацией стремительного внедрения в жизнь информационных технологий является внедрение в практику обучения локальных (местных, вузовских) и глобальных (Internet) информационных систем.
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности (познавательный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, поступков, средств, предметов и конечных результатов
Суммируя многочисленные высказывания различных специалистов и интерпретируя их, ориентируясь на развитии науки об информации следует сказать, что информационную куль¬туру можно рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информацион¬ном обществе, как составляющую процесса формирования культуры человече¬ства (способы и результаты информационной деятельности), и как процесс гар¬монизации внутреннего мира человека в ходе освоения им всего объема социально значимой информации.
Литература
1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,
2. Галиновский А.Л. Информационно-аналитические системы сопровождения профессионального образования инженерного профиля//Системы управления и информационные технологии, 2006, N4.1(26). - С. 140-144
3. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе- Новокузнецк: Из , 2008..
4. Овчинникова, И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования. Дисс. на соиск. степ. д.пед. н. Магнитогорск, 2009.
5. Уваров, А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе . Москва, 2009.
Свидетельство о публикации №224100300656