Формирование информационной культуры у студентов т

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У
СТУДЕНТОВ  ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА   
 
Важным условием развития страны стало  формирование  системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей,  а также достижений современной культуры, экономики, всей науки, техники и различных технологий.  Связи с чем  в республике     были  составлены  и приняты к исполнению  два эпохальных для страны   документа:   Закон   Р Уз   « Об образовании»   и  Национальная программа по подготовке кадров.( 1997).
Сегодня  как  никогда  велико  значение   информации  и  информационной культуры   в  жизни  современного общества  и  межгосударственных объединений.
 Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления быстро вошло в нашу жизнь,  изменив характер и структуру производства, а также  место и функции человека в нем, образ  его жизни и быт. 
  Информационная культура - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально впаяны  друг в друга и в то же время как бы слиты воедино.      
Информационная культура может сейчас рассматриваться, как сфера деятельности, связанная с производством, преоб¬разованием и потреблением информации.  Современный период развития цивилизации характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Впервые за всю историю человечества информация и знания по значимости соотносятся с такими  основополагающими категориями, как материя (вещество) и энергия, тем самым,  устанавливая границу  перехода от индустриальной к информационной цивилизации.   
В государственном  техническом университете им. Беруни   накопился  определенный  опыт  совершенствования   современного   учебно-воспитательного  процесса, сводящийся к следующим   номинациям:
• Созданы и создаются новые  ИРЦ  и  залы   с  компьютерной техникой, работающих не только в автономном режиме, но и подключенным  к  локальной                ( вузовской) и  всемирной ( Internet)системам;
• Широким ходом идет создание  электронных  учебных  пособий   с  мультимединным содержанием;
• Проводятся  общевузовские конкурсы методических разработок по  созданию  новых  учебных материалов (конспекты лекций, материалы для практических и лабораторных занятий, обучающие тренажеры  и пр.);
• Проводятся смотры- конкурсы  ТСО, ТСИ,  контроля знаний разных видов              ( автоматизированных,тестовых и пр.), в которых  осуществляется обмен  опытом   в области  создания дидактических материалов  различной направленности;
• Проводятся  многочисленные конференции, с  публикацией работ,  где  предпочтение  отдается  материалам, посвященным  информационной  культуре   и информационным  технологиях;
• Организованы  курсы  ликвидации  компьютерной неграмотности и  освоения английского языка, как среди определенных категорий  студентов, так  и   профессорско-преподавательского  и учебно-вспомогательного составов;
• Факультеты и курсы повышения квалификации, где повышенное внимание уделяется  изучению компьютерных технологий   и  иностранных языков                ( преимущественно английский);
• Проводится  капитальный ремонт зданий  факультетов,   с последующим  оснащением их  современными  видами техники  различного назначения, создания специализированных  автоматизированных   аудиторий  и лабораторий, в т.ч. и  информационно-технического  обеспечения;
• Проводятся  фестивали   и смотры  культурологической направленности;
• Широко практикуются   связи  с культурными  центрами Р Уз с  их посещением и  туристичческими поездками   

Функциональный уровень информационной культуры специалиста связан с операциональной направленностью личности. Функциональный уровень включает формирование   умений, необходимых будущему специа¬листу: умение получать нужную информацию, находить оптимальные пути по¬иска источников информации; умение анализировать источники, отбирать нуж¬ные; умение рационально использовать полученную информацию, формулиро¬вать свои информационные потребности и адекватно определять информаци¬онные возможности. Формирование этих качеств сократит непроизводительные затраты времени, повысит оперативность, точность и пол¬ноту получения информации и знаний, что существенно  повысит   уровень подготовки специалистов.   
 На  формировании информационной культуры у студентов   существенно  сказывается  процесс  развития и совершенствования информационной техники и технологии. Наибо¬лее яркой  иллюстрацией стремительного внедрения в жизнь информационных технологий является   внедрение в практику обучения  локальных (местных, вузовских) и глобальных (Internet)    информационных систем.   
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью  и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности (познавательный)  в  другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей,  действий, поступков, средств, предметов и   конечных результатов
Суммируя  многочисленные  высказывания  различных специалистов   и интерпретируя их, ориентируясь  на  развитии  науки  об информации следует сказать, что     информационную куль¬туру можно рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информацион¬ном обществе, как составляющую  процесса формирования культуры человече¬ства (способы и результаты информационной деятельности),  и как процесс гар¬монизации внутреннего мира человека в ходе освоения  им  всего объема социально значимой информации.


Литература

1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,
2. Галиновский А.Л. Информационно-аналитические системы сопровождения  профессионального образования инженерного профиля//Системы управления и информационные технологии, 2006, N4.1(26). - С. 140-144
3. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе- Новокузнецк: Из , 2008..
4. Овчинникова, И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования.  Дисс. на соиск. степ. д.пед. н. Магнитогорск, 2009. 
5. Уваров, А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования. Комплексный подход к информатизации образовательного процесса в начальной школе . Москва, 2009. 
 


Рецензии