Вчера и сегодня. Альманах

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*

…………………………………………………………………

                КРАСНАЯ НОВЬ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
 
1932

КНИГА ПЕРВАЯ

ЯНВАРЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва

1932

Тираж 20.300 экз.

Страниц всего: 194


                КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ


   189

                А. Дивильковский


«ВЧЕРА И СЕГОДНЯ». Литературно-художественный альманах
бывших правонарушителей и беспризорных, № 1.
С предисловием М. Горького. ГИХЛ. М.-Л. 1931 г.
Страниц 216. Тираж 5.000 экз. Цена 2 руб. 75 коп.
 

   Альманах при всех неизбежных недостатках — о чем ниже — можно все же считать одним из замечательных памятников нашего социалистического строительства.
 
   Где, в какой еще стране, в какой исторический момент возможно такое явление, как сборник творчества — и нередко отнюдь не слабого творчества — «бывших правонарушителей и беспризорных»?

   И сборник выходит по их же инициативе, составлен ими, можно сказать, любовно, с великой верой в новую, трудовую культуру и в собственное, почти чудесное возрождение.

   Один из поэтов сборника говорит:

 
         В этот май  я   в т о р и ч н о   р о ж д ё н
 
         Верным сыном рабочего класса.
 

   Конечно, во многом творчество авторов альманаха еще страдает «детскими болезнями» несовершенства.

   Массовый — писатель — писатель начинающий и, как таковой, неизбежно проходит ступень известной корявости, неувязки, неуверенного опыта.
 
   Но тем интереснее, что во всем сборнике вы почти не встречаете обычного дня начинающих недостатка — подражания ходячим, не всегда ценным «образцам».

   Самобытность, непосредственность творчества вчерашних беспризорников бьет на каждом шагу свежей струей.

   Видно, что авторы черпают вдохновение не из книг, а из своей многострадальной жизни.

   Надо в дальнейшем лишь суметь влиться в новую, более широкую и значительную реку трудовой перестройки всего общества.

   Впрочем, авторы сами говорят во введении: «Как трудкоммуны


   190


выводят ребят на производство, так наш альманах будет выводить их в литературу» (слова покойного уже инициатора сборника — Ю. Лаврова).

   И не только, скажем мы, в литературу, но и в общую борьбу за социализм.
 
   Очень хорошо выражено это поэтом П. Бобриковым:
 

               Одна была дорожка
               Рассудку моему —
               Протоптанною стежкой
               В кабак или тюрьму...
 
               Теперь мой стих размножился —
               Кричит, поёт, зовёт, —
               Погибла бездорожица,
               Нашел я путь вперед!


   В альманахе, вообще, немало примеров неподдельного художественного дарования.

   Из более крупных вещей выделяется рассказ В. Авдеева «Карапет».
 
   Здесь чрезвычайно ярко и с неподдельной нередко психологической правдой рисуется превращение безнадежного уличного бездельника Карапета в добровольного, сознательного трудовика коммуны.

   Хорошо дан и воспитатель Антон Михайлович — спокойный к твердый энтузиаст своего дела.

   Замечательна сцена встречи пьяного Карапета с этим, по его мнению, «халдеем», где особенно ярко внутреннее противоречие и борьба двух «беспризорных» мотивов: желания обругать и ударить, и высказать свое невольное уважение.

   Хорошо несколько ранее выражен анархизм, свойственный тем, «чьё прошлое проварено в котлах из-под асфальта н процежено через тюремные решетки».
 
   Карапет так выражает свою «идеологию»: «лизаться кобельком и служить на лапках он не будет».

   Понадобились время н наглядное трудовое воздействие, чтобы этот стихийный анархизм превратился в форму сознания целительности коллективного труда.
 
    Но уже рассказ того же талантливого автора — «Торжество Жиги» — может служить примером, скорее, именно несовершенства писателя, о котором мы говорили.

   Месть бывшего «халуя» — вора — своему бывшему «хозяину», вору же, ослабевшему от пьянства и побоев, месть притом в обстановке трудовой коммуны — ничего ни поучительного, ни художественно ценного не дает.

   Скорее — торжество того же «беспризорного анархизма» во всей его дикости и безобразии.

   Не советуем авторам массового альманаха равняться по этому неудачному рассказу.

   Как недурные образцы, отметим еще; «Беспризорники» — Ю. Лаврова, «Хлеб» — П. Бобракова и лирический очерк «Мой друг» — П. Дроздюка.

   «Мой друг» — это паровоз, бесплатно транспортирующий беспризорников по дорогам их нелегкой жизни.

   Интересен и отрывок пьесы Бобракова «В тупике» с её оригинальным сюжетом любви вора к комсомолке и т. д.
 
   Но из предыдущего видно, что наиболее уязвимым местом творчества в альманахе является все же недоразвитость идеологического содержания.

   Будучи хорошей иллюстрацией объективно к тезису «культурная революция» — из общей программы социалистической перестройки, альманах страдает тем не менее слишком большою схематичностью в сознательных субъективных высказываниях авторов по части идеологии.

   «Те силы, что шли на гоп-стоп (то есть, на вооруженный грабеж, по воровскому жаргону), отдам трудовой стране…»

   «Каждый должен ударно трудиться, чтобы край наш окреп и возрос…»
 
   Вот, кажется, высшие идейные формулы в собственно творческих образцах сборника.

   Ясно, что авторам-художникам тут предстоит еще немалый путь развития.

   Хороши фотоиллюстрации сборника из уличного и коммунарского быта беспризорных.
 
   Предисловие М. Горького приводит нам на память прежние пролетарские сборники под его редакцией, дававшие всегда толчок к расцвету массовых талантов.


               
                А. Дивильковский**

               
               
                ---------------------------------


       Для цитирования:

 
А. Дивильковский, «Вчера и сегодня». Литературно-художественный альманах, Красная новь, Книга первая, Январь, М.–Л., 1932, Стр. 189–190.
   

       Примечания


      *Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.

   **Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и с этого дня, и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.


Рецензии