Затерявшиеся на Валааме

Действие романа Нади Алексеевой «ПолУнощница» происходит на Валааме в дни Страстной недели. Время действия начала романа определяется опосредованно, когда один из героев, Павел, айтишник из Москвы, находит в келье волонтеров календарик 2016 года, на лицевой стороне которого изображена икона Божьей Матери Валаамской.

Икона Богоматери связана с русскими воинами-мучениками, отдавшими свою жизнь за веру и отечество. В романе «Полунощница» эта символика отражается в истории ветеранов-инвалидов, доживавших свои дни в интернате на Валааме.

Издалека фигура Богородицы смотрится как огонь горящей свечи в окружении золотого свечения. В романе этот огонь вспыхнет реально во время Пасхальной службы. Когда Павел спасет из огня своего родственника, Семена, но в этом же пожаре погибнет Ася, с которой Павел хотел было связать свою судьбу. Она приезжает на Валаам вместе с Павлом одним пароходом, доставляющим волонтеров. Это молодая женщина с седыми волосами, многое пережившая и спасающаяся от своей пагубной привычки к алкоголю.

Само название романа – это название пасхальной службы, предшествующей крестному ходу и пасхальной заутрене и литургии. Её основная часть – чтение священником канона Великой Субботы, повествующего о погребении Христа. Ася пророчески говорила, что Павел встретится со старцем, которому Павел хотел задать волнующие его вопросы, после Пасхи и приглашала его на пасхальную полунощницу, чтобы посмотреть, как она уложила Плащаницу.

Это важный момент для понимания романа, так как в нем много реальных смертей и описаний состояний, близких к ним.

Спасение героев возможно, но оно идет через переживания и «перестрадания» страстей, боли, грязи, человеческой и природной.

Старец Власий, который дарует очищение страждущим, из тех, кто переродился. И эта история включает жизненный путь фронтовика, инвалида, наводчика воров, невольного убийцы, ставшего отшельником. Бывший фронтовик-инвалид Васька обретает пророческий дар.

Символика романа важна, так как описание и волонтерской жизни, и жизни монастыря во время, близкое нашему, а также жизнеописание жителей острова в послевоенные, пятидесятые-восьмидесятые годы, – всё это рассмотрение изнанки жизни, ее неприглядной стороны, непарадного монастырского быта. Герои романа попадают в ситуации голода, холода, пьянства, грязи житейской. Они становятся вольными и невольными убийцами. И справедливость не доказуема. Она, скорее, растворена в воздухе, и неизбежна, как проявление Высших сил. Отсюда физиологичность описания, даже чернушное смакование физиологических подробностей. С моей читательской точки зрения, их слишком много. Как исповедь, когда Ася рассказывает старцу обо всех деталях своей жизни и не может остановиться.
Это тяжелое чтение. Даже проблески света, исходящего от старца, от чудес, которые случаются, от природы острова, дышащей благостью, не спасают общего тягостного настроения романа.

Я всегда с особым чувством отношусь к первым и последним строкам произведения.
Роман начинается с описания качки на корабле, везущего волонтеров:

"В каюте с лежанками из рабицы пассажиров рвало друг за другом. «Блюют, – сказала Ася. – Пошли отсюда. Не то втянешься»".

А заканчивается тем, что Павел уезжает не в Москву, а в Сортавалу, куда уже уехал Семен, сын двоюродного деда Павла. Этот Семен был частью семейной истории, из-за которой Павел оказался на Валааме. Бабушка Павла хранила память о своем родном брате, Пете, который пропал после войны, но не узнала его во фронтовике-инвалиде на вокзале в Ленинграде. А сам Павел, восстанавливая историю семьи Подосёновых на Валааме в ее трагических коллизиях, узнает о предательстве своего отца, отказавшегося помочь Семену и его парализованной матери.

"Вскоре был виден только «Николай» [название корабля, отходящего с Валаама], все ждавший кого-то, затерявшегося на острове".

Кто затерялся? Как изменил жизнь героев Валаам?
Кто-то умер, кто-то остался на острове, кто-то уехал в другом направлении.


Рецензии