Глава 3. Контакт с собой как лекарство от абьюза
"Каждый раз перед началом сеанса я непременно устанавливаю связь с человеком. Я не расспрашиваю его о прошлом; я не пытаюсь узнать насколько человек травмирован или что с ним произошло.
Я проверяю, находится ли он прямо сейчас в своём теле"
("Тело помнит все", Александр Макфарлейн)
***
Решение самых неприятных проблем порой находится на поверхности, вернее в области тела. Уже минут двадцать , скрючившись, сидела под горячим душем. Чувствовала, как теплые капли настойчиво барабанят по моей коже. Даже не помню, сколько так просидела, зажмурившись и наслаждаясь тем, что ощущаю рельефом своего тела каждую каплю.
Моя долгая история с РПП закончилась крайне неприятной, но действенной телесной терапией. Моё понимание (и принятие) того, что я создаю абьюзивную динамику в отношениях и вношу туда деструктив нетерапевтированного и нескомпенсированного уязвимого нарцисса тоже. А достаточно было просто начать слушать своё тело в самых простых ситуациях:
1.Хочу ли ещё остаться под душем?
2.Хочу ли я съесть сейчас, в эту минуту помидор? А, может, бутерброд с колбасой?
3.Как я вообще себя чувствую?
4.Хочу ли я вообще спать с этим мужчиной, или буду об этом жалеть? (Да, и так было)
***
Важно не останавливаться на подобных вопросах, не превращать их в бесконечную мыслительную жвачку, но уделять им достаточно внимания. Это зрелая любовь к себе, принятие своих потребностей без бесконечного пестования своих слабостей - то, чего абьюзеру на самом деле категорически не хватает. Замечу, что нарцисс и абьюзер совершенно разные вещи, но приведу в пример миф о Нарциссе, который был обречён страдать от болезненной гиперфиксации на себе.
***
Нимфа прокляла его, но любить ведь себя он этого не стал. Он стал болезненно зацикленным на себе, полностью лишившись возможности жить нормальной жизнью со всеми её красками. Людьми, эмоциями, друзьями. Как и любой человек, который (неосознанно) включает абьюзивные паттерны.
Плюсов в том, чтобы слушать своё тело много. Пропадает болезненная ориентация на окружение. Ты начинаешь по фрагментам собирать тот пазл, который тебе действительно откликается, действительно интересен. Если слышишь себя, распознаёшь, а, может, и можешь остановить внутреннюю смуту, у тебя пропадает потребность создавать качели. Вносить беспокойство.
Обесценивание своей телесности - это первый шаг к обесцениванию себя.
А обесценивание себя - это первый шаг к обесцениванию других.
Люди, склонные к абьюзивным паттернам, это люди, которые обесценят себя, мир вокруг и тебя вместе с ними. И себя обесценивают направо и налево, да, потому что так безопаснее существовать в мире. Такое тотальное, порой "сиротское" маниакальное самообесценивание страшная вещь, потому что … лишает опоры. Человек бессознательно размывает мир вокруг себя, потому что ему так комфортнее. Этого, естественно, нельзя сказать об окружающих. Они обычно привыкли к другому, а, именно:
1. Не двойным, а вполне определённым посланиям. Ассертивной коммуникации.
2. Стабильности и определённости.
Использование обесценивания как психической защиты даже вопрос не отсутствия эмпатии или отсутствия моральных ценностей, это вопрос устойчивого психического выживания. Это то, как человек привык выживать в этом мире, который воспринимает весьма агрессивной средой. И которой он, естественно, не доверяет. Настаиваю даже на том, что не все абьюзеры все тотально лишены способности сопереживать. Это какое-то желание упростить, схематизировать явление. Может, их инструмент просто плохо настроен, а то и вообще покрылся пылью. И остаются старые проверенные механизмы типа обесценивания, которые кое-как дают инструменту скрипуче "звучать".
***
Свидетельство о публикации №224100300096