1945 Часть III

Однажды в разведотдел прибыл заместитель команду-ющего округом генерал-лейтенант Сидельников и сказал: — Ну, Иван, выручай. У тебя, видимо, есть материалы
по армии Петра Первого. Понимаете, не было печали, да черти накачали. Мне поручили лекцию читать в университете на тему: «Полководческое искусство Петра».
— Товарищ генерал, к сожалению, ничем не могу по-мочь. Дело в том, что армия Петра Великого — это русская армия, а в разведотделе, как известно, оседают материалы только по иностранным армиям.
— Так где же я могу найти такой материал? В оперативном отделе, конечно, его нет, если даже у тебя нет. Я не мо-гу так читать лекцию. Читать читай, а материалов никаких нет. Что же я, из пальца их высосу? Я в жизни не читал никаких лекций, а вот на старости лет заставляют.
— Товарищ генерал, материал на эту тему можно найти там же, в университете. У них богатейшая библиотека. Кроме того, следует посмотреть и в городской библиотеке.
— Ну что я спрошу в библиотеке, если я сам не знаю, что нужно? Но если я спрошу, дайте, мол, мне материал об армии Петра, они сразу спросят, и что, мол, конкретно вам нужно. А ведь я все-таки генерал.
— А вы, товарищ генерал, ничего не спрашивайте из материалов, а попросите разрешения посмотреть библиографическую картотеку и отберите, что вам нужно.
— Ах, Иван, Иван. Ну что ты говоришь?! Как я отберу, что нужно, если я сам не знаю, что мне нужно. Ну, поло-жим, я пошлю адъютанта и прикажу ему подобрать мате-риал. Я ведь и за целый год не подготовлюсь, а лекцию нужно читать через две недели. Я грешным делом надеялся, что этот материал есть у вас. А раз, думаю, у Ивана такой материал есть, то он его знает, а коли знает, то и прочтет за меня эту лекцию. Слушай, может быть, ты выручишь меня из беды и прочтешь за меня?
— Товарищ генерал, откровенно говоря, я бы не возражал. Однако за лекции довольно дорого платят, и я не хочу прослыть рвачом.
— А сколько же платят за каждую лекцию?
— За лекцию триста рублей, да столько же за тезисы. Итого шестьсот рублей, если же вы пожелаете, то сможете повторить эту лекцию в другом месте и получить еще столько.
— Как же быть? — задумался Седельников.
 — Я не смо-гу подготовиться при всех условиях. Осталось всего две недели. Пойду сейчас к Ляпину и объяснюсь с ним начистоту. Пусть что хочет, то и думает.
— Давайте сделаем так, — сказал Иван. — Я вместо вас прочту лекцию о полководческом искусстве Петра, а вы, когда придет время, прочтете вместо меня о Корсунь-Шевченковской операции. Конечно, нужно, чтобы с этим вариантом согласился начальник штаба, но просить его об этом должны вы.
— О, спасибо, Иван, выручил. Я знал, что выручишь. Я пошел к начальнику штаба. Если только он не согласится на замену, то пусть читает сам. Я заместитель командую-щего, а не лектор для юнцов.
Таким образом, в один из дней Иван оказался на кафедре университета перед аудиторией молодых людей. В начале он несколько стушевался в поисках доходчивого языка. Перед ним впервые находились молодые и неискушенные в военном деле слушатели, и толковать им о полководческом искусстве оказалось делом весьма нелегким. Вскоре вновь испеченный лектор вошел, как говорят, в ко-лею и не ощущал никаких затруднений. Во всяком случае, первая двухчасовая лекция Ивана закончилась дружными аплодисментами.

Это явление Иван было отнес за счет общего влечения молодых людей ко всему военному после столь знамени-той победы в войне. Однако, как заявил декан факультета, аплодисменты на лекциях — явление довольно редкое. На военные темы лекции читались и до Ивана, но он не мог привести случая аплодисментов. Декан очень тепло поблагодарил лектора, и наш герой возвращался в штаб в приподнятом настроении. Ему было очень приятно сознавать, что труды на подготовку к лекции в столь ограни-ченное время не пропали даром, все довольны, а, стало быть, доволен и он.
Видимо, декан факультета сообщил начальнику штаба о прочитанной Иваном лекции. Дело в том, что сам Иван ни с кем не делился своими впечатлениями, а молва об этом распространилась по всему штабу уже через два дня. На третий день в разведотдел заявился командующий артиллерией генерал-лейтенант Тимошеевич и без каких-либо предисловий попросил прочесть за него две лекции о полководческом искусстве Суворова.
Иван прямо заявил, что может прочесть лекции, но только в том случае, если получит соответствующее распоряжение от начальника штаба и если штабом будут подготовлены все необходимые карты, схемы и диаграммы для иллюстрации лекции. Тимошеевич все это проделал в тот же день, и Иван уже знал, что через две недели ему предстоит «Полководческое искусство Суворова».
В то время, когда Иван готовился к новой лекции, пе-ред студентами выступил начальник штаба округа гене-рал-лейтенант Ляпин с лекцией на тему «Полководческое искусство Румянцева-Задунайского». Ивану очень хоте-лось послушать лекцию Ляпина, тем более что ему пред-стояло в ближайшее время читать две лекции о Суворове. «Может быть, я допускаю серьезную ошибку, — рассуждал Иван, — а может быть, лекцию следует строить совершен-но иначе, нежели делаю это я».

Когда началась лекция Ляпина, Иван сидел на самой задней скамье, нарочито за высоким студентом, с тем, чтобы во что бы то ни стало остаться для Ляпина незамеченным. Следует признаться, что Иван был весьма удив-лен не только методам, но и содержанию лекции. Ляпин читал заранее написанный текст довольно тихим моно-тонным голосом. Он не взглянул на аудиторию в течение всех двух часов, и создавалось впечатление, что лектор не знает, кто перед ним находится.

Вся лекция сводилась к бездоказательным положениям, и Румянцеву-Задунайскому приписывалось все, что только отличало передовых людей всех времен. После лек-ции никто бы не мог сказать, какие же войны имели место при жизни полководца, какими боями и операциями лич-но он руководил и в чем же конкретно проявилось его полководческое искусство.
Ни о каких аплодисментах не было и речи, лектору не задали ни одного вопроса, все были заметно довольны тем, что лекция наконец окончилась. Иван почувствовал себя как-то неудобно. Ему казалось, что все на него смотрят с какой-то укоризной. Он быстро оделся и пешком пошел в штаб округа.
Через три дня на имя командующего пришло отношение за подписью ректора университета с просьбой закрепить за университетом полковника Ивана для чтения всего курса истории военного искусства. Генерал Гусев показал Ивану письмо ректора и спросил, может ли он принять на себя такую большую нагрузку. Требовалось читать по две лекции в месяц.

Кроме того, к этому времени пришла просьба командира 96-й дивизии генерал-майора Булатова и начальника окружного дома офицеров, чтобы читаемые офицерами и генералами лекции в университете повторялись в штабе дивизий и в доме офицеров. Указанная дополнительная нагрузка погоды не делала, так как отдельной подготовки
не требовала. Поразмыслив, Иван дал согласие и принял на себя чтение всего курса. Теперь Иван вновь стал просиживать в штабе все вечера. Он готовился очень тщательно, и лекции заканчивались постоянно возрастающими аплодисментами молодежи. В числе вопросов по содержанию лекций были и такие, как: какую вы имеете ученую степень и на какую историческую тему разрабатывали диссертацию?

Вы окончили одно высшее учебное заведение или несколько? Если можно, назовите эти институты. Над какой научной темой вы работаете теперь?
Когда Иван громогласно объявил, что никакой ученой степени он не имеет и что он совсем не историк, а окон-чил всего-навсего военную академию, то послышался какой-то сплошной ропот, неизвестно что означающий. Много позднее декан одного из факультетов сказал Ивану, что студенты знают о его должности в штабе округа и не верят, что он не имеет ученой степени. Они якобы убеждены, что по профессии Иван — историк, но требования интересов разведки обязывают его по каким-то причинам об этом умалчивать.

Так Иван продолжал чтение лекций в течение всей зимы. Помимо морального и духовного удовлетворения, он неплохо поправил и свое материальное положение. Кроме зарплаты, которая определялась суммой 2200 рублей, своими лекциями он зарабатывал еще более 3000 рублей, поэтому весной 1946 года семья Ивана оказалась довольно сносно одетой и обутой.


Рецензии