Гравюра
Но сегодня почему-то Мишка никак не мог погрузиться в выдуманную реальность, то ли оттого, что сосед по парте Колька Нилов постоянно шмыгал носом, то ли потому, что ощущал некую тревогу, хотя для её возникновения не было никаких причин. Мишка прислушался к себе, и в это время прозвучал вопрос, которым его герой выдуманной накануне истории озадачил толпу беспризорников, когда оказался в прошлом с секретной миссией, найти утерянную реликвию.
- Кто-нибудь из вас знает, что такое гравюра? – спросил Игнат Петрович и посмотрел на Мишку.
Конечно же, Мишка знал, что такое гравюра. Но почему о ней заговорил Игнат Петрович? Мишка с интересом посмотрел на учителя рисования. Невероятная догадка повергла Мишку в шок. Он подумал, что Игнат Петрович может слышать мысли. Правда, было неизвестно, у всех ли он слышал мысли или только у него. Мишка поёжился под взглядом учителя. Он понимал, что от него ждут исчерпывающей информации. У Мишки была фотографическая память. Но, вряд ли, об этом знал учитель. Или всё же знал?
- Михаил, - обратился к нему Игнат Петрович, - поделись с одноклассниками, что ты знаешь о гравюре.
Мишка встал, уставился на чистый альбомный лист, будто это была шпаргалка, и забубнил:
- Гравюра - это вид графики, печатный оттиск рельефного рисунка, нанесённого на доску художником-гравёром. Оттиски обычно выполняются на бумаге, но возможны отпечатки на пергаменте, тканях, бересте, дереве (ксилография), металле или линолеуме (линогравюра). В зависимости от того, осуществляется ли печать с рельефа или с углублённых мест доски, гравюра делится на высокую (выпуклую) и глубокую (углублённую). В Европе она возникла на рубеже 14-15 веков. В выпуклой гравюре краска покрывает поверхность выпуклого рисунка, а в углублённой гравюре краска заполняет углубления (преимущественно на металле). Наряду с эстампами распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки). Гравюра бывает оригинальной, когда это самостоятельное произведение искусства, выполненное художником-гравёром от начала и до конца, и репродукционной, если в гравёрной технике воспроизведена живопись других художников. Галактионов занимался ландшафтной гравюрой, Зубов – крупнейший русский гравёр петровской эпохи, один из первых мастеров светской и портретной гравюры, Чемесов – мастер портретной гравюры середины 18 века. О других гравёрах бабушка обещала взять книгу у своей знакомой.
- Молодец, - похвалил учитель, подошёл к Мишкиной парте, посмотрел на чистый альбомный лист, немного растерялся, потому что был уверен, что Мишка прочитал заранее подготовленный текст (ну не выучил же он всё это наизусть?).
Он даже заглянул под парту, а вдруг печатный листок с текстом упал. Ничего не обнаружил, и вдруг увидел, что его ученик растерян не меньше его.
- Почему вы спросили про гравюру? – Мишка замер в ожидании ответа.
Игнат Петрович улыбнулся и пожал плечами.
- Просто ты единственный, кто прочитал всю имеющуюся в школьной библиотеке литературу о гравюрах и гравёрах прошлого. Почему такой интерес к этому виду графики?
Теперь уже Мишка пожал плечами и облегчённо вздохнул, потому что понял, что Игнат Петрович не умеет читать мысли, он не в курсе фантастических приключений, которые не просто рождались в голове у Мишки, но ещё и создавали эффект присутствия.
- У меня интерес к любому виду искусства. Но вначале меня поразило само слово «гравюра». Было в нём что-то таинственное. В книжках из библиотеки я прочитал много интересного. Я даже подумал, а не стать ли мне гравёром, - вдохновенно врал Мишка, - но для этого нужен талант. - Мишка театрально вздохнул, сделал паузу, посмотрел на чистый альбомный лист, лежащий перед ним, и прошептал: - А его-то у меня как раз и нет.
- Надо заниматься, - произнёс учитель.
- Я занимаюсь. Срисовываю картинки из журналов. Мои рисунки нравятся маме, она восхищается моим умением, а бабушка молчит и с тоской смотрит на меня, когда меня распирает от гордости. Я показываю ей дневник, где стоят пятёрки по рисованию. А она по-прежнему хмурится. Мне подарили краски. Один мой рисунок мама повесила на стену, показывает его своим подругам. Она называет меня художником-примитивистом, а бабушка качает головой и молчит. И вдруг я понял, чем недовольна бабушка. Я научился неплохо срисовывать чужие картинки. Чужие,- повторил он, - но я не могу нарисовать даже птицу, которая сидит на дереве и смотрит на меня через стекло окна. Бабушка говорит, что без таланта и вдохновения можно стать ремесленником или маляром, но не художником. Нет искры, нет ничего моего в том, что я делаю. Я просто хочу, чтобы меня хвалили. И это правда, - признался Мишка.
Сашка Молодцов (друг Мишки) с интересом посмотрел вначале на учителя, которого так классно дурил его друг, потом на Мишку. Он предположил, что Игнат Петрович будет действовать по задуманному Мишкой сценарию, и улыбнулся, когда услышал:
- Хочешь, я с тобой позанимаюсь? – спросил Игнат Петрович.
- А смысл? Чтобы стать не посредственным, а хорошим ремесленником?
Ученики оказывались втянутыми в действие, придуманное Мишкой, не подозревая об этом. Они были его публикой. Правда, вряд ли он надеялся на аплодисменты. Он не был ничьим кумиром, не был лидером, он почти всегда был погружён в самого себя, общался только с Сашкой, девочки вообще считали его странным и не обращали на него внимания. И вот ему представилась возможность вылезти из своей скорлупы, заявить о себе. Это был его звёздный час. Но Мишка не захотел использовать его в полной мере (то ли надоело ломать комедию, то ли ещё по каким причинам), он с тоской посмотрел на Сашку, потом на потолок. Вздохнул и признался:
- Ну, не выйдет из меня живописец. Я серость.
Так ещё никто не говорил о себе из его одноклассников. В глазах девочек появилась заинтересованность или желание пожалеть того, кого раньше не видели в упор.
- Ты не расстраивайся, - произнёс Игнат Петрович. – Говорят, твоё сочинение, отправленное на конкурс, заняло первое место. Может, литература – твоё призвание?
- Время покажет, - дипломатично произнёс Мишка.
- Конечно, - согласился учитель, разрешил ему сесть и продолжил урок, который никак не был связан с графикой или гравюрой.
Мишка любил придумывать невероятные истории. Он не мог объяснить, как возникали в его голове сюжеты приключений. Они рождались по дороге в школу и из школы, иногда на уроке рисования. Картины возникали перед его внутренним взором, как кино. Дома он записывал видения в тетрадь, ибо, действительно, обладал уникальной памятью, вновь переживал необыкновенные приключения и даже хотел отправить какой-нибудь рассказ в журнал, но оттого, что Мишка постоянно торопился, боялся не успеть записать огромный объём текста, у него стал портиться почерк. Писал Мишка грамотно, но буквы на тетрадном листе устраивали невообразимые пляски, они почему-то то вырастали, то уменьшались. Впрочем, это нисколько не волновало его. Но отправлять записи в таком виде было нельзя. И тогда он упросил мать купить пишущую машинку и стал самостоятельно осваивать (на радость бабушки) «слепой» метод печатания на машинке.
Мишка становился рассеянным, когда погружался в особый мир литературного творчества. Ему было не до игр со сверстниками. Ибо в свободное от уроков время он либо читал, либо записывал то, что проявлялось перед его внутренним взором по дороге в школу и из школы. Он не просто погружался в удивительный мир фантазий, он был участником придуманных событий. Если он оказывался в придуманном им мире, находясь в школе, то в реальном мире превращался в тихую заводь, цветущий островок среди бушующих мутных вод его класса. Мир фантазий словно «выключал» его из реальности на время.
О его путешествиях знал только один человек, закадычный друг Сашка. Он слушал Мишку с открытым ртом и верил каждому его слову. Одноклассники же считали Мишку не от мира сего. Но кем бы они его ни считали, он был лучшим учеником школы. С этим фактом не поспоришь. К тому же через месяц любая секретарша могла бы позавидовать Мишке в скорости печатания, только прогресс давно вытеснил пишущие машинки. А компьютер Мишке не покупали, чтобы новые технологии не втянули Мишку в свой круговорот и не загрузили ненужной информацией.
Однажды бабушка рассказала Мишке о необыкновенной гравюре (собственности её прабабушки), в которой было зашифровано некое послание неизвестного гравёра. Что за послание зашифровал художник, никто не знал. Гравюра пропала в смутные послереволюционные времена. Что стало с гравёром, как он жил, как умер, никому было не интересно. Не до тайных посланий было в те времена. Именно тогда Мишка прочитал всю доступную ему информацию о гравюрах прошлого и гравёрах.
Мишка вообразил, что неизвестный художник зашифровал в орнаменте подарка карту или указал место зарытого клада. Кому не хочется отыскать сокровища пиратов или странного гравёра. Это была Мишкина сказка, о которой знал его друг. Оставалось лишь освоить мастерство проникновения в прошлое, не абы какое, а в конкретное время и место. Весь сюжет выстраивался так, что игра в какой-то момент становилась реальностью. Главный герой оказывался в прошлом, потому что страстное желание увидеть таинственную гравюру неведомым образом «выталкивало» его туда, где находился вожделенный предмет. Но одно дело придумать закрученный сюжет, и совсем другое на самом деле оказаться внутри придуманного события, чтобы прикоснуться к той вещи, которую он искал.
Мишке не хватало сведений, чтобы он мог представить, где должен оказаться. «Сочинительство» застопорилось. Если бы это было воображаемое имение, он бы легко продвинулся вперёд. Но в том-то и дело, что ему нужна была конкретная усадьба и конкретная гравюра, которая, скорее всего, находилась в комнате этой самой прапрабабушки в конкретное время. Раньше её ещё не создали, позже – она уже пропала.
Мишка впервые оказался в тупике. Он с лёгкостью сочинял приключения о чём угодно. Но едва он настраивался на гравюру, в которой было зашифрованное послание, так интересовавшее его, мир фантазий упирался в непроницаемую стену, за которой пряталось продолжение истории. Мешала чрезмерная заинтересованность. Эмоции не пускали его в прошлое, не открывали дверь, а, наоборот, баррикадировали её. Тогда он принял единственно верное решение, отложить написание истории до лучших времён.
Бабушка не могла удовлетворить любопытство внука, ибо была в состоянии передать лишь то, что услышала когда-то от матери. Бабушка вздыхала, разводила руками. Что поделаешь, говорила она, если второстепенные события стираются из памяти людей. Дело в том, какие события сам человек считает важными, а какие не важными. Люди помнят главные события своей жизни, но и те со временем забываются. И что делать? Пустота может заполниться домыслами, но это не будет правдой.
От чего зависит избирательность памяти, бабушка не могла объяснить. Но предположила, что в момент озарения люди способны осознать, что главные события переплетены с неглавными. Что отделить одно от другого невозможно. А значит, важно каждое мгновение жизни, которое невозможно ни передать, ни прожить заново. Рассуждения бабушки ещё больше запутывали Мишку. Она говорила, что нельзя найти глубину на поверхности жизни. Но Мишке не нужна была глубина, он хотел лишь увидеть ту злосчастную гравюру, которая лишила его покоя.
И как выяснить, где находилась усадьба бабушкиной прабабушки, если бабушка то ли не знала сама, то ли не помнила, то ли в пересказе других людей исчезало конкретное место, и оставалась лишь таинственная гравюра. И тогда Мишка решил, что когда-нибудь отыщет утерянный со временем след старинной усадьбы. В его фантастическом повествовании он ни раз оказывался в прошлом. Он мог представить, как выглядит здание. Но то ли это было строение? По тем ли комнатам он бродил, рассматривал картины. В воображаемых зданиях он никак не мог найти подаренную прапрабабушке гравюру неизвестного гравёра.
Может, он попадал в прошлое, когда гравёр ещё не подарил прабабушке его бабушки то, что искал Мишка? Ведь точного времени, когда была создана искомая гравюра, Мишка не знал. Как не ведал, не разрушилось ли здание бывшего имения до сего дня, где оно находится и кому принадлежит в реальном времени. Мишка решил, что когда-нибудь это выяснит. А до того дня, он скрупулёзно, по крупицам собирал сведения о своих предках.
Так он выяснил, что сразу после революции, когда хозяева покинули родное имение, там жили беспризорники. Позже там, якобы, был детский дом. Прабабушка Мишкиной бабушки вместе с мужем и младшим сыном уехали заграницу. Старшие дети не захотели покидать родину. Почему прапрабабушка не забрала гравюру, сложно сказать. Наверное, забирали с собой более ценные, с их точки зрения, вещи. Да разве можно увезти всё? Почему оставшиеся здесь дети не забрали иные ценные вещи из имения? Может, не хотели афишировать, что их родители бежали из страны? Времена были весьма противоречивые, когда и за меньшее деяние могли обвинить в измене. Мишка не хотел гадать, он желал знать.
И всё же с невероятным упорством в своих видениях он превращался то в странника, разыскивающего усадьбу дальних родственников, то в путешественника, который ехал в карете на балл, который должен был состояться в той самой усадьбе. Говорят, что упорство вознаграждается. Однажды герой его фантастического повествования случайно увидел из окна кареты покосившийся указатель места, где было имение, куда он ехал в гости. Мишка дал себе слово, что как только станет взрослым, отправится туда, если здание к тому моменту не разрушится окончательно. Вопрос «зачем» был для него второстепенным. Скорее всего, он просто не смог бы на него ответить.
Сочинительство удивительных приключений часто было связано с прошлым. И время от времени он отправлялся в невероятное путешествие, чтобы уточнить детали того или иного исторического события. Он писал о том, что видел собственными глазами. Фантастические истории не требовали от автора доказательств реальности того, о чём он писал. Он мог прятать за фантастическими сюжетами реально происходящие чудеса. Мишка понял, что удел всевидящих – хранить молчание или зашифровывать увиденное под фантастику.
Единственный друг со школьной скамьи Сашка был посвящён в его тайные путешествия. Он не просто слушал то, что потом описывал Мишка, но и верил, что это было на самом деле. Сашка тоже не мог никому об этом рассказать. Да и кто ему поверил бы? Кто-то утверждал, что в дружбе, как и в любви, есть нечто не поддающееся анализу. Сашка был настоящим другом.
Это по совету Сашки Мишка упорно бился в преграду, чтобы проникнуть в своих фантазиях в прошлое, где на одной из стен имения висела старинная гравюра, о которой ему рассказывала бабушка. Желание увидеть гравюру и расшифровать закодированное послание в конечном итоге привело к тому, что он стал нарабатывать опыт «путешествия» в прошлое. Мишка не мог сказать, что это было: явь или сон, грёзы наяву или воображение, материализовавшее видение или, действительно, преодоление временного барьера, позволившее ему попадать в прошлое (не своё и не придуманное, реальное). Со временем мастерство «путешествий» совершенствовалось. А однажды он понял, что не просто видит прошлое, а находится там.
Он откуда-то знал, чтобы попасть в конкретное место, важно представить его. Но Мишка не ведал, как выглядит усадьба, в каком месте и времени она находится. Его не смущали трудности, возникающие проблемы, он видел перед собой цель. К тому же Мишка стал обращать внимание на знаки и подсказки. Пришло понимание, что любые препятствия - это знаки, расшифровывая которые можно понять, в какую сторону идти. Как-то бабушка сказала, что прямая дорога не всегда самая короткая, что длинные дороги не должны пугать настоящего исследователя. Мишка запомнил высказывание бабушки.
А потом ему приснился удивительный сон, будто он нашёл старый сундук на чердаке дома, в котором появился на свет и в котором они всей семьёй жили до сих пор. Этот самый сундук никак не хотел открываться, но Мишка всё же открыл его. А, проснувшись, понял, что в том сундуке он обязательно отыщет что-то очень важное. Мишка полез на чердак, увидел там сундук из своего вещего сна и замер от неожиданности. Крышку сундука он открыл легко (вопреки сну), среди аккуратно сложенных ненужных вещей он отыскал старый альбом (как он оказался в этом сундуке уже никто не помнил) и отправился с уникальной находкой к бабушке.
В этом альбоме среди старых фотографий оказались две не просто старые, а очень старые фотографии. Семью из семи человек (мать, отец и пятеро детей) фотограф запечатлел в саду на фоне старинной усадьбы. С другой фотографии на Мишку смотрел хозяин усадьбы (он стоял в центре гостиной на фоне портретов его предков). Бабушка с удивлением разглядывала семейную фотографию, на которой узнала свою прабабушку в кругу семьи. Дата внизу и место, где были сделаны фотографии, стали документальным свидетельством того, что так долго искал Мишка. Он долго шёл от воображаемого прошлого к реальному.
К моменту нахождения фотографий Мишка уже научился преодолевать барьер (не внешний, внутренний), когда эмоциональное напряжение растворялось, и он оказывался там, куда стремился попасть. Правда, механизм происходящего он не смог бы и под пытками объяснить. Это просто случалось. Почему у него проявился Дар оказываться в ином времени в физическом теле, Мишка не знал. И кого вопрошать об этом, тоже не ведал. Он знал, что никому, кроме Сашки, он об этом не сможет рассказать. Да и Дар это был или наказание? Мишка понял главное, что с Этим ему придётся жить. Что это уже не игра.
Чтобы не паниковать и не впадать в эйфорию, надо было научиться управлять этим Даром. Вначале он ощущал себя странно, но объяснить свои ощущения тоже никому не мог. Не потому, что боялся, что его не поймут, а потому, что не хотел, чтобы его принимали за сумасшедшего. Да и как объяснить необъяснимое. Это всё равно, что пытаться объяснить слепому, что такое радуга после дождя, или глухому попытаться объяснить на пальцах, как звучит музыка Моцарта или Баха. Единственный, кто был в курсе его «странностей» - это Сашка.
Мир, в котором они с Сашкой жили, был жестоким, грубым, прекрасным и родным – всяким. Мир, пропитанный ненавистью, любовью и болью, мечтами и радостью, откровениями, пониманием, доверием и обманом. И очень важно, чтобы рядом был друг, который не предаст, будет с тобой и в радости, и в горе. Иногда Мишка и сам сомневался, а был ли он в прошлом и каком именно. Он был уверен, что оно, это прошлое, существует одновременно с настоящим и будущим, и ни где-то там, а здесь, на земле. Правда, не каждому дано открывать дверь в безвременье, из которого можно шагнуть в любую точку. И это касается не только пространства, но и времени. Он не мог вспомнить, когда осознал, что не просто видит прошлое, но ещё и может оказаться там в собственном теле.
Всё, что происходит с нами в первый раз, запоминается надолго. Наверное, и в глубокой старости он не забудет, как колотилось его сердце, когда все звуки исчезли, и он оказался там, куда так рвался последнее время. Мишка не сразу понял, что стоит в зале (который видел на фотографии) и смотрит на одуревших от страха беспризорников. Вначале перед ними возникло туманное облако, потом оно рассеялось, и во всей красе проявился мальчишка их возраста (то ли призрак, то ли живой маг). Одним словом, они стали свидетелями чуда.
Глубокая тишина постепенно растаяла. Послышалась печальная песня, без тоски и уныния, песня одиночества и надежды. Понимал ли тот, кто пел, о чём поёт? Мишка услышал, как огонь издаёт шипение, как вклинивается треск от горящих веток, и создаётся впечатление, что огонь подпевает певцу, добавляя то шорохи морского прибоя, то шум речной воды.
Беспризорники, сидящие возле костра, разложенного на мраморных напольных плитах, как по команде, открыли рты и уставились на Мишку, материализовавшегося у них на глазах. Страх читался на их лицах. Обоюдное разглядывание не могло длиться вечно. Надо было что-то спросить у них. Мишка не собирался выяснять, почему они залезли в чужой дом. И так было ясно, на улице холодно. К тому же ему не нужен был конфликт с толпой беспризорников.
- Здесь все? – спросил Мишка и посмотрел на самого старшего, который подавил в себе страх перед необычным явлением, но приближаться к Мишке не рискнул.
Вместо ответа Мишка услышал свист, похожий на свист соловья-разбойника, который заставил его вздрогнуть.
А дальше произошло нечто необычное. Через минуту армия беспризорников сбежалась в большой зал, где приближённые «старшего» грелись возле костра. На их грязных лицах Мишка увидел гамму эмоций: от недоумения, пренебрежения, страха до неподдельного интереса.
- И кто это к нам пожаловал? – спросил кто-то из них.
- А хрен его знает, - признался один из сидящих возле костра. – Из облака нарисовался. Волшебник. Хочет что-то сообщить.
- Говори, - произнёс «старший».
- Я ищу гравюру, - сообщил Мишка. – Картину такую небольшую. Кто-нибудь знает, что такое гравюра? Она мне нужна.
- Картины не тырить. Узнаю, скальп сниму, - пригрозил их вожак. – Иди, смотри, что тебе нужно. Мы с утра уйдём. Сморчок сказал, что хозяева сбежали, ну, вот мы и зашли погреться, - он кивнул на костёр посреди гостиной.
- Здесь должен быть камин, печка, - сказал Мишка. – От костра пожар может быть.
- А от печки угореть можно, - произнёс мальчишка. – У нас дома была печка.
- Значит, знаешь, как её топить. В сарае должны быть дрова, - произнёс Мишка. – Не надо пускать мебель на топливо. Эта усадьба станет детским домом. Здесь будут жить дети, у которых нет родителей, у которых нет дома. Такие, как вы. О них будет заботиться государство, их будут бесплатно кормить, одевать, обувать и учить. Воспитатели и учителя помогут им не встать на скользкую дорожку воровства и преступлений.
- Откуда ты знаешь, что будет? – спросил вожак.
- Потому что я из будущего. Я вернулся на девяносто лет назад, чтобы разыскать гравюру.
- Не свисти.
Мишка пожал плечами.
- И часто к вам являются гости из облака?
- Ты призрак? – спросил мальчишка с грязной, но весьма выразительной мордашкой, увидел улыбку на лице гостя и продолжил допрос: – Ты маг? Фокусник? Ты работаешь в цирке? Я однажды был на представлении. К нам приезжали бродячие артисты. От их чудес опухнуть можно, там и баба волосатая была, уроды всякие, маги.
- Нет. Я не призрак. Я человек из другого времени, учусь в гимназии, в пятом классе, собираюсь стать писателем. Я напишу книгу о моём необычном путешествии в прошлое, о встрече с вами.
- А как ты оказался здесь? – спросил «старший».
Мишка пожал плечами, увидел разочарование на лицах и произнёс:
- Новые технологии. За это время много чего произошло. Люди летают в Космос на космических кораблях, отправляют спутники к звёздам, ездят на машинах, летают на вертолётах, есть аппараты, по которым можно увидеть человека за сотни километров и услышать его.
- Брешешь?
- Нет. За это время много чего произойдёт. И хорошего и плохого. В 1941 году будет война. Немцы нападут на нашу родину. Мы выиграем её в 1945 году. Ваши дети станут учёными, художниками, а внуки полетят в космос.
- Ты ещё появишься здесь? – спросил мальчишка, что прятался за спину вожака.
- Не знаю.
- Я нарисую тебя, по памяти. Мой отец был художник. Он занимался со мной. Я тоже стану художником, а мой внук когда-нибудь на своей выставке выставит и твой портрет. Зуб даю. Ты придёшь и увидишь привет из прошлого от меня. Я недавно прибился. С голодухи чуть не умер. Я Сенька. Дедов. Запомни.
- Запомнил. Если твой отец был художником, значит, ты знаешь, что такое гравюра.
- Знаю. Я видел на втором этаже в комнате, где много книг в шкафах, гравюру, - произнёс Сенька.
- Она мне нужна, - заявил Мишка. - Это имение прабабушки моей бабушки.
Он словно хотел заявить свои права на изъятие гравюры. Хотя не ведал, сможет ли вернуться вместе с ней или ничего не может забрать отсюда.
Со временем эти ощущения не потускнели, он чувствовал запахи помещения, где беспризорники развели костёр на полу, видел краски закатного солнца, пейзаж. Ему даже казалось, что со временем эти ощущения стали более яркими. Он тогда вдруг понял, о чём поёт ветер за окном усадьбы. Осознал, что у каждого места есть свой Хранитель, который по каким-то причинам позволил ему проявиться в старинной усадьбе. Увидел за окном дорогу, устланную опавшей листвой, на небе - разодранные клочки облаков. Мишка снял со стены гравюру с профилем красавицы, обратил внимание на удивительный орнамент, в котором было зашифровано послание, которое ему предстояло расшифровать, ощутил, как вокруг него стал сгущаться воздух. Облако тумана поглотило его на глазах изумлённых беспризорников.
Оказавшись у себя в комнате, Мишка ощутил, что его трясёт. Раньше все его путешествия в прошлое были игрой. Он наблюдал, не вступая в контакт с людьми из другого времени. Описывал увиденное. Иногда ему удавалось попадать в помещение, где не было хозяев, и где он мог прочитать документы, о которых в его времени ничего не было известно или подслушать разговоры неких высокопоставленных лиц, о которых история решила умолчать. Он вплетал свои открытия в фантастические сюжеты, поэтому никаких претензий никто не мог ему предъявить. К тому же общеизвестно, что многие писатели оказывались случайными провидцами. Мишка же не рвался в будущее, чтобы сообщить миру о том, что грядёт. Он раскрывал тайны прошлого с помощью своих удивительных героев, в руки которых попадали уникальные документы из прошлого, материализовавшиеся на время, а потом так же бесследно исчезавшие. Его герой обладал способностью раздвигать границы между мирами, попадать в альтернативную реальность, через которую мог проникнуть в прошлое своей реальности и вернуться в настоящее своей реальности.
Всю ночь Мишка пытался прочитать, скрытое в орнаменте послание, и вдруг он вспомнил о стереографических картинках, которые ему подарили на день рождения. А что если? Может, гравёр прошлого открыл секрет стереографии? Мишка решил посмотреть на орнамент точно так же, как он смотрел на чудесные картинки. И вдруг рассмеялся, потому что увидел в объёме признание в любви. Сверху и снизу высветились объёмные розы, а по бокам с одной стороны две фигуры застыли в объятии, а с другой - голубь с сердцем в клюве.
Мишка не знал, какую историю придумать для бабушки. Должен же он был объяснить, откуда у него взялась гравюра, если учесть, что правду не мог ей рассказать. Оказалось, что и говорить ничего не пришлось. Он утром молча протянул бабушке гравюру, а она прижала её к груди и воскликнула:
- Я всегда знала, что она никуда не исчезала, что кто-то из детей моей прабабушки спрятал её у нас на чердаке в сундуке. А ты нашёл. Да?
Мишка молча кивнул, а потом сказал:
- В орнаменте стереографическое признание в любви.
- Я вспомнила, мать говорила, что за моей прабабушкой ухаживал некий художник, который был влюблён в неё, но отец выдал её за сына богатого друга. К сожалению, я не знаю имени того художника.
А Мишка подумал, что не хочет докапываться до истории любви прапрабабушки и бедного художника. Пусть это останется для всех тайной, и для него тоже. Решил он тогда. Через много лет он записал в своём дневнике:
«Мог ли я изменить что-то? Вряд ли. Я мог только помнить о той, что застыла на гравюре, которую любил некий гравёр. Я не ведал, как вернулся, очнулся у себя в комнате. В руках была гравюра с удивительно красивым профилем девушки. В орнамент было вплетено признание в любви. Об этом я узнал случайно, вспомнил о стереоскопических картинках и смог увидеть, что было спрятано за причудливым орнаментом. Я искал карту, которая привела бы меня к кладу, искал сокровище и нашёл его».
Он долгое время молчал о том, как отыскал гравюру, не потому, что боялся, что ему никто не поверит, а потому, что не утратил эту самую способность. Как-то ему попалось на глаза высказывание Аристотеля, который утверждал, что «тот, кто преодолел свои страхи, действительно будет свободен».
Однажды, когда Мишка окончил литературный институт, он нашёл записи правдиво-фантастической истории о гравюре и решил опубликовать свою «быль». Раньше он был не готов к подобному подвигу ещё и потому, что боялся напугать бабушку подобным литературным признанием. И только когда сумел преодолеть свои страхи, отважился отнести фантастическую историю в редакцию своего друга. В конце концов, фантастические истории, в основном придуманные истории.
«Я понял, что счастье в движении, а не в достижении берега. Заявление спорное, но кто будет оспаривать его, если ты это заявление не озвучиваешь. Это твоё открытие, откровение. Я научился не просто слушать, но и слышать жизнь, звуки музыки, пурги, шума моря, дождя, почтительно относиться к водоёму, стремился жить по совести, уважать предков, любить, понял, что если хочешь изменить мир, нужно изменить себя, дарить людям энергии радости и любви и при этом учиться молчать. В крике и споре истину не услышать, она слышна, если её терпеливо слушать».
Сашка Молодцов после института уехал из города их детства. Сразу же после опубликования Мишкиной истории, он обнаружил у себя на столе журнал вместе с приложенной к нему запиской:
«Если кто-то будет утверждать, что такого не могло быть на самом деле, не верь. Ты же знаешь, как всё было на самом деле».
Сашка рассмеялся и позвонил Мишке.
- Прочитал. Хочу тебя видеть. Сегодня. Сейчас. Соскучился. А ехать до меня больше двенадцати часов на поезде.
- Буду. Вот только оденусь по вашей погоде. Ты мне пришли фотографию своего дома. Фотография твоего кабинета у меня есть.
Через полчаса они обнимались у порога Сашкиного дома.
- Не хочу сидеть в душном помещении. Может, прогуляемся по лесу? - предложил Мишка.
Они шли по тропинке. Среди тёмного леса, прячась за деревьями, змеился ручей. Шум воды успокаивал. Мишка задумался и не заметил, как они вышли к реке. Он долго смотрел на солнечные блики на воде, ласкающие берег волны. И вдруг открыл для себя принцип волны.
- Знаешь, несчастье, горе, как счастье и радость не могут быть долговечными. Принцип волны. Есть приливы, есть отливы, - вдруг произнёс Мишка.
Воспоминания уносили его всё дальше и дальше на нежных волнах.
- Не так давно я оказался на выставке одного известного художника, который среди своих картин выставил портрет мальчика из будущего. Это была картина его деда. Помнишь, я тебе рассказывал про одного беспризорника из прошлого, которого встретил во время поиска гравюры?
- Ну, да. Сенька Дедов. Он обещал написать твой портрет по памяти.
- Он сдержал слово. Он написал мой портрет и завещал своему внуку выставить картину. Ещё одна весточка (весьма реальная) из прошлого, как доказательство, что я ничего не придумал.
- А гравюра? – спросил Сашка.
- Висит в моём кабинете.
- И тебе не хочется узнать, кто автор этого шедевра?
- Я и так знаю,- улыбнулся Мишка. – Любовь.
Апрель 2024 года
Свидетельство о публикации №224100401065