Портрет графини Воронцовой кисти Томаса Лоуренса
Портрет создан в Лондоне во время пребывания там супругов, посещавших старого графа Воронцова – посла России в Британии. Томас Лоуренс написал в 1820 году, когда его модели было 29 лет.
Бумага, гравюра пунктиром 28,8 х 21,3 см. Надпись под изображением: «La Comtesse Woronzoff».
Несмотря на сдержанность красок, используемых для написания портрета, художник наиболее удачно подметил особенность графини Элиз Воронцовой, передав её несомненную прелесть и утонченность.
Портрет немного похож на ретушированную красным цветом фотографию…
Также можно сказать, что стиль написания портрета немного напоминает еще не родившийся тогда стиль – импрессионизм*, т.е. впечатление.
*)импрессионизм - — это направление в живописи, которое появилось во Франции в конце XIX века.
Выйдя в 1819 году замуж за графа Михаила Семеновича Воронцова, Елизавета Ксаверьевна сделала одну из самых блестящих партий по тогдашнему времени. Сын знаменитого екатерининского дипломата, участник Отечественной войны, своими привычками и вкусами напоминавший английского лорда, стройный и привлекательный, Воронцов командовал русским оккупационным корпусом, расположенным во Франции.
На этом портрете графиня Лиза Браницкая, уже ставшая графиней Воронцовой, изображена художником, как женщина, счастливая, уверенная в себе, осознающая свою красоту, радующая своей прелестью других и хорошо понимающая это.
Скорее всего, в это время у её генерала еще не было любовницы Ольги Станиславовны Нарышкиной, урожденной графини Потоцкой или Елизавета об этом пока не знала.
***
Среди пушкинистов считается, что брак Воронцовых был заключен по расчету: Елизавета Ксаверьевна к числу бесприданниц не относилась. Супруг не считал нужным хранить ей верность; Пушкин в своих письмах упоминал о волокитстве и любовных похождениях графа – может, затем, чтобы как-то оправдать поведение самой Елизаветы Ксаверьевны? Она же, по свидетельству современников, посмела дать отпор самому императору Николаю Павловичу.
В глазах друзей и знакомых (по крайней мере, по молодости, до вмешательства в их семейную жизнь Пушкина) Воронцовы выглядели любящей парой. «Вот чета редкая! – сообщал одному из своих корреспондентов А. Я. Булгаков. – Какая дружба, согласие и нежная любовь между мужем и женою! Это точно два ангела».
***
Знали бы мы графиню Воронцову, урожденную графиню Браницкую, если не её знакомство и особые отношение к Пушкину. Наверное, знали бы, но не уделяли бы ей столько внимания. Все-таки она была женой прославленного военного, героя войны 1812 года, а с мая 1823 года генерал – губернатора Новороссийского Края и Одессы. Знакомство Воронцова и Пушкина, и в результате столкновение, стало одной из самых драматических страниц жизни Пушкина. Основанием интриги стало знакомство Пушкина с женой графа М.С. Воронцова - Елизаветой Ксаверьевной, которой молодой поэт очень увлекся.
Но все же Елизавете повезло узнать Пушкина, а Пушкину повезло узнать графиню Элиз.
Возможно, с Пушкиным она отмстила мужу за измену, а Пушкин исписал её рисунками множество листов и посвятил много стихов. Она его вдохновила… Женщины один из главных источников вдохновения поэта. Мы, потомки, благодарны ей за это. Но понимаем, что граф был другого мнения. Но все это было гораздо позже.
Романтические отношения Воронцова с Ольгой Нарышкиной (Потоцкой)притупляли его боль, а громадное количество проблем по управлению Новороссией отвлекали его от семейных проблем.
Для Пушкина страстное увлечение Воронцовой было лишено какого-либо расчета и обещало скорее гибель, чем счастье.
Слава Богу - не погиб, всего лишь поехал в Псковскую губернию в имение отцов.
Картинная галерея графини Воронцовой довольно обширна. Её портреты представлены разными художниками. Не всем удалось передать то, что оставили нам её современники в её словесных описаниях.
«Ей было уже за тридцать лет, – рассказывал пушкинский современник Ф. Ф. Вигель, хорошо знавший семью Воронцовых, – а она имела все право казаться молоденькой… В ней не было того, что называют красотою, но быстрый, нежный взгляд ее миленьких, небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, подобной которой я не видал, так и призывает поцелуи».
***
Этот чудесный портрет светлейшей княгини Воронцовой - одно из самых обаятельных и изящных произведений английского художника Томаса Лоуренса, не часто выставляют для всеобщего обозрения. Белый холст слегка подсвечен сангиной и пройден мелом, а рисунок нанесён лёгкими тонкими линиями. Лоуренс был прекрасным рисовальщиком и знатоком рисунков старых мастеров.
Ещё в юности Лоуренс сделал головокружительную карьеру. Самоучка, он уже в 25 лет стал академиком, а впоследствии возглавил Академию художеств. В числе главных заказчиков Лоуренса были многие представители европейской знати: государственные деятели, дипломаты, светские дамы, в том числе связанные одновременно с Англией и Россией. Хотя сам художник никогда не бывал в России, его творчество было хорошо известно здесь: российские заказчики и коллекционеры собирали его произведения. В первой половине XX века часть работ попала в коллекции российских музеев, с 1924 года они находились в Музее изящных искусств (позже Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Портрет княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (1792-1880) - жены М.С. Воронцова, Томас Лоуренс написал, когда его модели было 29 лет. Написан он в Лондоне во время пребывания там супругов, посещавших старого графа Воронцова - посла России в Англии.
Пожалуй, это самый лучший её портрет, который соответствует тому, что говорили о ней некоторые её современники, оставив об этом письменные свидетельства.
"Нельзя сказать, что она была хороша собой, но такой приятной улыбки, кроме нее ни у кого не было, а быстрый нежный взгляд ее глаз пронзал насквозь. К тому же польское кокетство пробивалось в ней сквозь большую скромность, к которой с малолетства приучила ее русская мать, что делало ее еще более привлекательной."
На портрете она изображена счастливой женщиной, недавно ставшей женой знаменитого генерала и члена известной аристократической семьи графов Воронцовых.
Пушкин увидел её через три года после создания этого портрета.
Елизавета Ксаверьевна была известна своей утончённой красотой и остроумием. Её отцом был великий гетман граф Ксаверий Петрович Браницкий, поляк, но приверженец России, владелец крупного поместья Белая Церковь в Киевской губернии. Мать, Александра Васильевна, урождённая Энгельгардт, русская, была любимой племянницей князя Потёмкина и была очень богата. Дочери были свойственны врождённое польское легкомыслие, женственность и изящество, что и читается в воздушном портрете Лоуренса.
Елизавета Ксаверьевна многим кружила голову, ею был страстно увлечён Александр Сергеевич Пушкин, посвятивший Воронцовой прекрасные строки. С именем Воронцовой связывают такие стихи Пушкина, как "Желание славы", "Ненастный день потух; ненастной ночи мгла...", "Сожжённое письмо", "Талисман", "Прощание" и некоторые другие. По числу исполненных с Воронцовой портретных рисунков рукою Пушкина её образ превосходит все остальные.
Подробнее о Елизавете Ксаверьевне и её отношениях с А.С.Пушкиным можно прочесть: http://proza.ru/2021/07/17/981
04.10.2024
АэС
Свидетельство о публикации №224100400130
Не вполне верю в то, что А.С. Пушкин испытывал к ней глубокое чувство любви.
А вот Роман Елизаветы Ксаверьевны с троюродным братом Раевским, длительный, сложный, начавшийся ещё в весьма юном возрасте, взятый в основу сюжета Пушкинского "Евгения Онегина" безусловно имел место.
Но... Пора мне остановиться.Пушкин, как всегда, увлекает.
С благодарностью и добрыми пожеланиями в дни Святок.
Светлана Саванкова 11.01.2025 00:19 Заявить о нарушении
Не сочтите за труд - посмотрите.
С ув. АэС
Антон Ромашин 01.02.2025 01:53 Заявить о нарушении