Остойчивость

  Нежные пошли судоводители, что и говорить. Позвонишь капитану, аккуратно так спросишь:
- Балласт, да, наверное, не взяли?
-Да, т-т-т-там что-то с бо-т-т-т-ом т-т-т-т-анками. С-т-т-т-т-арпом ...Н-н-н-е проверил. Н-н-н-е до к-к-к-онца зап-п-п-п-олнены.
-Ясно. Ну, а эти 12 контейнеров ведь возьмете? Дедвейт у вас 7116т, балласта в донных танках 2000т, а контейнеров всего-то 3000т. Хоть часть из них и в 2 яруса на палубе, зато какой колоссальный резерв по грузоподъёмности.
- Ну, д-д-д-должны. Н-н-н-аверное...

  Кэп - "балкерист". Говорят, на судно сел недавно. Возил свой "навал" в трюмах годами, и уже, похоже, ментально не готов понять новую реальность с гружёными контейнерами на палубе. Случай, конечно, редкий. По крайней мере так считалось раньше. А тут уже второй раз за несколько месяцев!  Если с судном Amber Light пронесло, нежно завалился  пароход на кранцы с креном этак градусов в 13, то с K...n уже всё по-взрослому.  Долбанул надстройкой, а если точнее, правым крылом навигационного мостика,  ультрасовременный gantry, он же гигантский кран. Приобнял уставший своего берегового брата, так и остался держаться - снизу на концах, а сверху на надёжной антверпеновской инфраструктуре.  Хорошо, что не завалил его...Тогда бы еще один "агент Сергей" в информационной повестке различных политических телеграм-каналах появился. А пока только история о нехорошей тенденции для узкого круга.

   Помню, как нам на лекциях двадцать лет назад про советскую плавучую базу "Александр Обухов" рассказывали. Там  пустые топливные и балластные танки помноженные на палубный груз (вроде соль в мешках)  и аналогичное раздолбайство привели к опрокидыванию судна прямо у причала. Так об этом трагическом случае, произошедшем в далёком 1982 г.,  нескольким поколениям курсантов рассказывали. Вот так навскидку больше заваливаний во время погрузки прямо у причалов и не припомню. Смещение груза во время шторма и заход в порт с постоянным креном  - да, но чтоб прям во время погрузки у причала... А тут уже второй случай за последние 4 месяца.

   Мастера (капитана) по телефону слушать больно. Он явно ночью не спал. Сначала обученные мужчины из Port State Control наведывались, потом какой-то Port Athority Supervisor,  затем инспектор из классификационного общества. Вот и думай - он заикаться вчера начал или это давно у него так? Правда, все эти инспекторы не помогли. Из 12 оставшихся контейнеров через сутки после разбора полётов, когда портовые власти в том числе и с позволения Коммерческого Суда Антверпена уже дали судну разрешение на выход из порта, кэп подтвердил к погрузке только 9. Но не тут-то было. Потом он передумал...Через несколько часов после окончания погрузки потребовал выгрузить 4 обратно на причал. Пришлось ещё сутки ждать свободную бригаду стивидоров. В век дорогущих IT решений и жесточайшей экономии мы медленно скатываемся обратно в девяностые, когда сербский капитан Драган Милатович еще не разработал программу baplie viеwer. А ведь если бы судовая программа могла загружать наши baplie (план погрузки в формате edi), то диаграмму статической остойчивости и метацентрическую высоту они бы видели в ту же секунду. Но нет же, несмотря на то, что эти сухогрузы последние пару-тройку лет всё чаще и чаще возят контейнеры,  судовладельцы даже близко не хотят думать о подобном обновлении. Надежда только на серое вещество и подозрительный XL файл, где ручками и сонным замыленным глазом в полночь под лампой нужно вбить обязательно правильные веса в многочисленных ячейках. Так что про твою когда-то хакнутую корейскую программу CASP6.1 и повидавший немало сложных погрузок с полностью быбранными дедвейтами без балласта, с забитыми трюмами и двумя-тремя ярусами груженых контейнеров на палубах ноутбук можно просто забыть.  Это уже следы старой забытой цивилизации. За десять лет работы в этой программе, как минимум, с еженедельными рейсами не было ни одного подобного случая. А тут два, считай, подряд. Так что не верьте  в искусственный интеллект. Он, наверняка, окажется слишком дорогим, и  его прижимистые судовладельцы не купят. А кэп из порта все же вышел. С дедвейтом 7116т взял только 125 сорокафутовых контейнеров общим весом 2900т. Дай Бог, и до Питера дойдёт.


Рецензии