21. Мудрость не порок?

21. МУДРОСТЬ — НЕ ПОРОК?

***

Я сто обувок истоптал, увидел свет.
И к ясновидящим ходил, и в Интернет.
В конце концов зарёкся спорить с мудрецами —
У них на всё один ответ: "И да, и нет".

***

На просторах сети, где я правду искал,
Повстречался мне как-то мудрец-аксакал.
Пусть ответы его показались чудными,
Но какие вопросы старик задавал!

***

На вершине горы всемудрейший сидит.
Он велик. Он один. Сам с собой говорит.
На соседних вершинах свои восседальцы...
А в долине меж гор праздник жизни кипит.

* * *

Некто пришёл к одному человеку и попросил:
— Научи меня жить, о, Мудрейший!

— А кто тебе сказал, что я Мудрейший? — удивился хозяин.

— Так сказал бедняк-декханин, что указал мне дорогу.

— Бедняк? Да, я как-то помог ему, одолжив ишака. Но если я скажу, что половиной своей бедности он обязан собственной лени, он ответит, что я ослеп, раз не вижу, кем он родился, и какая жизнь была уготована ему с рождения.

— Но так сказал и купец с рыночной площади!

— Я покупаю у него. Но если я скажу, что половиной своего богатства он обязан обману и жульничеству, он ответит, что я ослеп, раз не вижу, сколько сил, здоровья и неустанного труда он положил на процветание своего дела.

— Даже падишах упоминал о тебе...

— Я уважаю нашего падишаха и не скрываю этого. Но если я скажу, что половиной своего могущества он обязан угнетению и бесправию подданных, он ответит, что я ослеп, раз не вижу, как с каждым годом людям живётся лучше и лучше. Он накажет меня.

— Я понял, понял! — вскричал гость. — Ты хочешь сказать, что на самом деле у всего есть вторая половина, о которой не следует забывать, но не следует говорить!

— Я хочу сказать, — перебил его хозяин, — что Мудрейший живёт выше по склону. Ты пришёл не по адресу.
И, глядя вослед уходящему гостю, тихо добавил:
— Интересно, если сказать Мудрейшему, что половина его мудрости — это...

***

Я о мудрых и умных затеял рассказ,
Но рассказ уместился всего в пару фраз:
Мудрый смотрит на мир, как и умный, цинично,
Но цинизм не спешит выставлять напоказ.

***

Во славу мудрого затеяли парад,
А он собрался и ушёл с подругой в сад.
В любой момент от всей души сморозить глупость —
Вот привилегия неалчущих наград.

***

Мудрец не в стае. Обязательно вовне.
И без соратников обходится вполне:
Когда в окно твоё заглядывает Вечность,
Не суетиться же с другими наравне?

* * *

Один человек мечтал встретить мудреца.
Так и представлял себе, что вдруг ему навстречу мудрец. Подходит, доброжелательно, спокойно какие-то слова говорит, и жизнь после этого меняется навсегда: становится лучше, проще, счастливее.
Много лет прожил этот человек.
И иногда к нему подходили те, кто обещал сделать его жизнь лучше, проще и счастливее.
Но они всегда оказывались продавцами.
*
Как часто то, что кажется мудростью, сводится к трём словам: «Другие Люди Глупы».
*
Если быть внимательным при разговоре с мудрецом, то можно понять, где он тебя обманывает.
А если быть ещё внимательнее, то понять, где он обманывается сам.
*
Мудрость — это умение заключать взаимовыгодные сделки с совестью.

***

Дети смотрят разноцветное кино,
Мудрецу все кошки серы за окном,
Опыт плавит из контрастов однотонность,
Кто там красный, кто там белый, всё равно.

***

Жизнь течёт для мудрейшего томной рекой,
Вместо поисков правды — разумный покой.
И не важно, что совесть рихтует оценку,
"Я хороший" меняя на "я никакой".

***

Говорят, в равновесии — к мудрости дверь.
Мол, для мудрого нет ни побед, ни потерь.
В равнодушном покое находится мудрый...
Ну и на фиг он нужен, скажи мне теперь.


Рецензии
"Мудрость — это умение заключать взаимовыгодные сделки с совестью"?

А м.б.
это способность человека мыслить и действовать в соответствии с высшими целями жизни, возвышаясь над ограниченностью выводов частных, собственных, включая совесть, и мудрость - это вдумчивость и склонность к самоанализу, не забывая об ограниченности своих знаний, учитывая альтернативные точки зрения и помня, что мир непрерывно меняется без желания найти сиюминутный компромисс с совестью?

Владим Филипп   04.10.2024 17:29     Заявить о нарушении
Честно — не знаю.
Но думаю, что трудно быть мудрым, когда совесть не спокойна.

Павел Лобатовкин   04.10.2024 17:36   Заявить о нарушении