Мир Божий - Pax Dei

 
(Из цикла «Азбука Рима»)

    «Ноги их быстры на пролитие крови, разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира».
(«Послание к римлянам» 3:15-17)

- Не могу  без содрогания и слёз душевных смотреть на варварское, бессмысленное истребление друг друга, - Александр Иванович удрученно покачал головой и отвернулся от телевизора. – Более тысячи лет назад епископ Гифред Нарбоннский писал: «Пусть ни один христианин не убивает другого христианина; ибо тот, кто убивает христианина, проливает кровь Христову». Но всегубительное человекоубийство так и не прекращается, и конца этому не видно.
Подумайте только, ведь современный человек, по меркам жителя средневековья,   живёт в настоящем раю. У  него теперь есть всё необходимое для нормальной жизни: свет, тепло, пропитание, работа и семья. Это же не давние годы тёмного средневековья, когда   людям приходилось биться, просто спасая свою жизнь  и добывая хлеб насущный.
И вот что интересно! Люди пользуются всеми благами цивилизации, не сознавая, что получили они эти блага благодаря умственному напряжению и мыслительной деятельности тех немногих, которые    поднимаются   над повседневностью.
- Как мудро сказал Осип Мандельштам:
«Немногие для  вечности  живут,
  Но если ты мгновенным озабочен —
  Твой жребий страшен и твой дом непрочен!»
- Истинно так. Если у тебя нет высших ценностей, то низшие поглотят тебя.
    Как профессиональный историк, я и на современные события  смотрю сквозь призму истории. Припоминается мне конец первого тысячелетия. Непрестанные ненастья, холода и моровые поветрия повергли  жителей Европы в мистическое смятение и панический ужас. Люди почитали обрушившиеся на них несчастья наказанием Господним и  ожидали конца света. Одни смирялись, другие зверели, теряя   человеческий облик.  В 910 году во Франции и Германии из-за сильного голода случалось людоедство. В хрониках сохранились записи о многочисленных бродягах и бандах, промышлявших каннибализмом. Но случалось даже, что сыновья пожирали своих матерей, а матери – малолетних детей.
    Именно тогда повсеместно стали вырастать неприступные  баронские замки, владельцы которых нещадно бились друг с другом. Случалось, что могущественные рыцари обеспечивали покровительство и давали укрытие окрестным крестьянам. Но чаще всесильные бароны занимались разбоем, безжалостно грабя всех без разбора.
- А что же церковь?
- Так и церковь была беззащитна перед диким варварством. Даже крепкие монастырские стены не всегда спасали. В 989 году отчаявшийся архиепископ французского монастыря в  Шарру  (Аквитания) впервые, воздев к небу крест Христов,   провозгласил: «Pax Dei – Мир Божий»!»  Произнося эту фразу, человек препоручал себя  "защите Святой Церкви".  Видимо, он был красноречив и убедителен этот епископ, ибо провозглашенный им лозунг был услышан. Собравшаяся в храме толпа со слезами раскаяния и умиления подхватила и твердила как заклинание «Pax Dei, Pax Dei». Многие тут же мирились со своими обидчиками и недругами, с которыми враждовали долгие годы, заимодавцы прощали долги. Как свидетельствуют хроники,  на время в округе действительно воцарился вожделенный мир. Более того, этот лозунг подхватили другие священнослужители, и началось одно из самых массовых в истории средневековья «движений за мир», которое возглавила церковь.
- Но, вероятно, этот призыв был чем-то подкреплен?
- Церковь могла обещать своим пастырям только церковную защиту да воздаяние на небесах.  Впрочем, в те времена наиболее действенной для многих была угроза духовных санкций,  особенно - отлучение от церкви. Надо понимать, что в ту пору вера в Бога была глубокой и искренней. Не такая поверхностная или, с другой стороны, обоснованная научно, как ныне. Необразованные массы словно дети   безоговорочно  верили в рай и ад, в Божий  суд и  наказание Господне.
    Нам сейчас сложно представить, но в те времена отлучение от церкви   означало не просто запрет на посещение храма и общение с единоверцами. Человеку как бы объявляли бойкот, его все чурались, никто с ним не разговаривал  вплоть «до исправления и покаяния». А уж если отлучение сопровождалось анафемой, то человека лишали права быть судьёй, истцом, свидетелем, адвокатом, нотариусом, он становился недоговороспособным, как сейчас говорят. Его брак мог быть расторгнут, и даже завещание его утрачивало силу. Если же в течение определенного срока отлученный не получал церковного прощения, то  суд мог объявить его вне закона и конфисковать всё его имущество.
- Вспоминается император  Генрих IV, который в покаянном рубище, зимой,  босиком трое суток  простоял на снегу, испрашивая прощения у папы Григория VII.  (См. «Покаяние в Каноссе»).
- К тому же отлучение государя обычно сопровождалось интердиктом, по которому  в городе, а иногда и во всем государстве закрывались все церкви и   запрещалось исполнение церковных обрядов. Ни венчания, ни отпевания покойников.  Только несколько минут в день для отправления покаянной молитвы.
    Надо сказать, что  провозглашенный местным духовенством  в Шарру  лозунг «Мир Божий - Pax Dei »  распространился по Европе  и просуществовал почти до XIII века. Этот лозунг отстаивал неприкосновенность частной жизни, способствовал проведению общественных собраний в деревнях,  многие из которых вырастали и богатели под покровом Церкви.
   Он стал формулой спасения   не только для священнослужителей, монахов, паломников, детей, невинных девиц и вдов, живших при монастырях. Со временем Божья милость стала распространяться на освящённые места: церкви, монастыри и кладбища, а потом и на  освящённые времена: воскресенья и церковные  праздники. 
   В результате в 1027 году военные действия в  Тулузе были приостановлены на время святого праздника и было провозглашено  Божье перемирие – Treuga Dei. Такое же Божье перемирие объявил и император Священной Римской империи Генрих III  во время пребывания в Констанце в 1043 году.  Позже  Перемирие Божье распространили на определенные дни недели: на четверг, посвященный Вознесению Господню, пятницу, день Страстей Господних, и субботу, день Воскресения. В  результате к середине двенадцатого века для ведения боевых действий оставалось всего восемьдесят дней
 Позднее церковный синод  добавил к списку лиц,  пребывающих под Божьей защитой, торговцев и их товары. А после объявления 15 августа 1096   года папой Урбаном II первого Крестового   похода   Божье покровительство   распространилось на крестоносцев.  Поскольку выступление своё он вынес за пределы храма, на просторное поле, то  его призыв к  освобождению Святой Земли и Гроба Господня, повторяемый как удары колокола,   оказался весьма эффективным. «Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините её себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет там радостен и богат». Сняв с себя алую сутану, понтифик бросил её в наэлектризованную толпу. Разорвав её на полосы, люди стали делать из них кресты и нашивать на одежду. За такое ношение крестов их и стали называть «крестоносцами».
   Речь Урбана II положила начало крестовым походам, и в Святую Землю под «Божьей защитой» устремились огромные толпы рыцарей.  Да и паломники, отправлявшиеся вслед за крестоносцами в Святую землю, тоже объявляли себя пребывающими в "Мире Божьем", то есть под защитой Церкви.
    Однако первый крестовый поход закончился плачевно, но эта новость не испортила последних минут понтифика. Урбан II умер 29 июля 1099 года, за две недели  до того, как Италию достигла весть о падении Иерусалима.
     Развитию движения «Божий мир» в немалой мере способствовало и аббатство Клюни. Оно  было основано в сентябре 909 года на базе виллы, подаренной герцогом  Аквитании Гийомом I Благочестивым  бенедиктинским монахам.
- Их лозунг - Ora et labora!  Эти праведники, проводящие жизнь в молитвах и труде напоминают мне наших русских нестяжателей.
- Да. Скромные и трудолюбивые бенедиктинцы не только брали под защиту окрестных жителей, но организовывали школы, собирали великолепные библиотеки.  В  XII веке монастырская библиотека  Клюни насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе. Клюнийцы провели реформу монашеской жизни, исповедуя смирение, терпение и трудолюбие, а также целибат, или  безбрачие священнослужителей. Интересно, что в   монахи нередко уходили дворяне  из рыцарского сословия, насилие которого они пытались остановить. И ещё, поскольку многие из братьев становились «молчальниками», то в Клюни даже выработался особый язык жестов.
    Так называемые клюнийские монастыри  со временем появились в Италии, Испании,  Германии и Англии. Вскоре они стали пользоваться большим авторитетом и оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику, поскольку подчинялись непосредственно римскому папе. Кстати, из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап, в том числе  папа Григорий VII, и папа Урбан II.
    Хотя движение «Мир Божий - Рах Dei» не было особо эффективным и действенным, но, словно подхватив эстафету, за ним последовали  другие народные  движения за мир и против насилия знати.
В 1399 году Италию, раздираемую бесконечными итальянскими войнами,  на несколько месяцев охватило религиозное движение Бьянки. По преданию, некому крестьянину явились Христос и Богоматерь в сопровождении Ангелов и  во избавление от гнева Господня  повелели, облекшись в белые одежды,  проповедовать  мир и необходимость покаяния. Тысячи мужчин, женщин и детей, облачившись в белые одеяния, взяв в руки свечи и распятия,   через всю страну огромными потоками направились в Рим, неустанно провозглашая молитвы о мире и сопровождая молитвы религиозными песнопениями. Каждое шествие Бьянки возглавляла женщина в белом, которая держала за руки двух маленьких детей.
Диковинные и многочисленные манифестации,  взывающие о милосердии и мире, на несколько месяцев приостановили  военные действия и междоусобные распри. Но когда в толпе раздались голоса, упрекавшие  священнослужителей в  стяжательстве, корыстолюбии и забвении заповедей Господних, папа Бонифаций IX объявил движение «раскольнической сектой» и приговорил к сожжению на костре одного из лидеров. После этого движение  очень быстро  затухло.
Можно ещё упомянуть о самобичевании, которое  было довольно распространено в первые годы христианства, а потом сошло на нет. В  1260 году оно снова приобрело популярность благодаря примеру святого отшельника Раньеро Фазани  из Перуджи. Якобы явившаяся Богородица  повелела ему публично бичевать себя, проповедуя покаяние за грехи и взывая о  мире. У него   вскоре обнаружились последователи, причём не только в Италии, но и в Европе. Говорят, что протестантский  реформатор Мартин Лютер в ранние годы своего монашества занимался самобичеванием, хотя позже осудил подобную практику.
В городских хрониках Перуджи говорится о случаях массового народного самобичевания, которые случились после вспышки жестокой эпидемии.  Тысячи горожан с пением религиозных гимнов, со свечами и распятиями прошли в процессиях по городу, избивая себя в кровь кнутами.
Подобные шествия наблюдались во многих городах Северной Италии, и группы  флагеллантов порой достигали 10 000 человек.
Так что можно сказать, что в основе   усилий человечества, направленных  на обуздание войн и насилия, лежит отнюдь не организация ООН и  Лиги Наций. Истоки следует искать в средневековых народных движениях «Pax Dei  или Божий мир».


Рецензии