Нищий духом о жизни по воскресении
Возможно, когда-нибудь я изложу на бумаге подробности всех наших долгих бесед, но сейчас хочу рассказать лишь об одной из них.
Помнится, речь у нас тогда зашла о посмертном существовании душ и Анахарсис, обладающий обширными познаниями и феноменальной памятью, последовательно излагал мне платоновскую мифологию о метемпсихозе, таинственные воззрения гностиков, тёмные мудрствования иудеев, мистические теории индийских гимнософистов и, по его мнению, непостижимое для разума учение христиан, украшая свою речь цитатами из книг и стихами древних поэтов.
Я же в то время блуждал по запутанным лабиринтам христианского богословия и многие вещи уразуметь не мог.
- Воскресение мёртвых, представляет, пожалуй, самую лучшую картину посмертного бытия человечества, - подвёл итог своим рассуждениям Анахарсис, - ибо человек, представляющий собой одушевлённое тело, считает существование самое себя в виде эфирной души неполным. Признаться, меня тоже мало привлекает посмертное призрачное бытие в Аиде, Шеоле, Хельхейме или Нараке, - усмехнулся Анахарсис.
- Помнишь, что ответила душа-тень Ахилла хитроумному Одиссею:
Не утешай меня в том, что я мертв, Одиссей благородный!
Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату
У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,
Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью.
- А теория реинкарнации душ, вообще представляется мне бессмысленной, несмотря на то, что наш божественный Философ разделял учение о метемпсихозе, - завершил свою речь мудрец.
- Я верю в воскресение, - сказал я, - но, знаешь, никак не могу понять одного - вот воскресну я как мужчина, со всеми, так сказать, принадлежностями и на что они мне будут нужны?
- Ах, вот, что тебя беспокоит! - рассмеялся Анахарсис. – Будет ли по воскресении во плоти любовь с женщиной. Как говорится, кто о чём, а вшивый о термах.
- И это тоже, - в некотором смущении ответил я. – Дело в том, что если мужчины воскреснут как мужчины, а женщины, как женщины, то сам собой напрашивается вопрос: а будет ли любовное общение между ними и будут ли женщины рожать бессмертных детей?
- А почему нет? – пожал плечами Анахарсис.
- Ну, хотя бы потому, что Спаситель сказал: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».
- И что? Разве из этого следует, что воскресшие люди не будут способны к любовному общению или деторождению?
- А разве нет?
- Сказано: «не женятся и не выходят замуж», то есть не вступают в брак, и не более того. А брак это что? Договор между мужчиной и женщиной, обязующихся соблюдать предписания закона регулирующего семейные отношения и только. Ты же спрашиваешь о любви между мужчиной и женщиной, а не о законном браке.
- Но сказано, «как Ангелы Божии на небесах», то есть, как бесполые существа.
- Бесполые? – хмыкнул Анахарсис. – С чего ты взял, что они бесполые? А от кого же в таком случае у дочерей человеческих родились исполины, «сильные, издревле славные люди»? Не от сынов ли Божиих, как о том повествует Книга? Да и, если верить древнему пророку Захарии, среди Ангелов тоже имеются женские особи: «И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста» - процитировал на память мудрец.
- Хорошо, допустим, люди будут иметь по воскресении возможность вступать в любовные отношения и рождать детей. Но куда прикажешь девать такую ораву новорожденных вечных детей?
- Ты забыл, что Космос бесконечен, а значит, места всем хватит, да и Спаситель сказал, что «у Бога обителей много», - резонно ответил Анахарсис. – В Книге написано, что Бог сотворил человека для жизни вечной, посадив для него в Раю Древо Жизни, плоды которого даруют бессмертие. И при этом дал ему вечную заповедь: «плодиться и размножаться, и наполнять землю». Подумай сам, если бы первые люди не согрешили и не стали смертными, то за сколь невеликий срок вся земля заполнилась бы их бессмертными потомками? Думаю, к нашим дням здесь было бы уже не протолкнуться.
- Для меня это загадка, - ответил я.
- Это скорее не загадка, а намёк на то, что человек был создан не только для того, чтобы заселить Землю, но и распространиться по всей необъятной Вселенной. А что может быть прекрасней и увлекательней звёздных странствий и исследования новых миров?
- Интересное соображение. Только, как мы сможем добраться до этих миров?
- Человек уже научился преодолевать бескрайние воды Океана и добираться до земель антиподов. Дай время и он придумает корабли для путешествий по Космосу.
- Надеюсь, - согласился я, вдохновлённый оптимизмом Анахарсиса.
- И что же тебя смущает в том, что и по воскресении люди, исполняя древнюю заповедь Божию, будут плодиться и размножаться, следуя не похоти, а любви?
- Ну, это как-то слишком по-человечески, что ли.
- А ты, что думаешь, что воскресшие люди только и будут заниматься тем, что петь хором аллилуйа или бродить по садам с золотыми деревьями и любоваться птицами с драгоценным оперением? Лично для меня это, скажем так, не очень радостная перспектива.
- Но ты же не христианин, - заметил я. – Это не должно тебя волновать.
- Пока не христианин, - хитро улыбнулся Анахарсис. – Но учение ваше мне очень симпатично и крайне любопытно. Здесь же я рассуждаю, как философ, а не как христианский богослов.
- Я кажусь себе мореплавателем, который попав на утлом своём корабле в шторм и видя перед собой неизвестный берег, думает не о том, как ему спастись и живым выбраться на сушу, а о том, как он будет жить на этой неведомой земле, - горько вздохнул я, сокрушаясь о своём неразумии. – Просто наваждение какое-то! Раз за разом тщетно пытаюсь я докопаться до истины и не имею своей душе покоя, не находя ответа на свои бесконечные вопросы.
- Я думаю, что Бог наделил человека разумом, чтобы он размышлял и задавался вопросами, поэтому не вижу в твоих исканиях ничего дурного, - сказал Анахарсис.
- А может, мы будем жить как дети, которым, по словам Спасителя, принадлежит Царство Божие?
- Может и так. Но дети живут играми, фантазией и мечтами. А в вечности, возможно, мечты и фантазии становятся реальностью.
- Мудрёно говоришь, - вздохнул я.
Анахарсис рассмеялся и ответил:
- Маловерный! Сын Божий сказал, что Отец Небесный благ и любит людей и что Он есть любовь. А значит, посмертное будущее у людей будет наилучшим из возможных, таким прекрасным, что человек при всём неисчерпаемом богатстве своей фантазии, не может себе и вообразить. Увы, фантазия человеческая бедна, когда пытается изобразить совершенное блаженство. От того и плоды райские из золота, и птицы эдемские с оперением из драгоценных камней. Поверь мне, Бог даст лучшее, чем ты можешь себе представить.
А затем добавил:
- Друг мой, я ищу Бога умом, а ты – сердцем. Не оставляй своего пути и пусть сердце твоё всегда стоит впереди ума и довлеет над ним. Главное, храни его в чистоте и не допускай в него зла, и тебе откроется желанное знание».
Свидетельство о публикации №224100401949
Интересная литературная рефлексия. Понравился стиль.
Анахарсис разумно поступает, выбирая учение с привлекательной для себя загробной жизнью. Наверное, для полноценной жизни в «грядущем мире» после «воскресения» необходимо существовать не только в виде эфирной души, но и иметь тело. Но, так как Анахарсис ищет Бога умом, а не сердцем, христианство ему вряд ли подойдет из-за долгого ожидания «воскресения» и риска попасть после «страшного суда» не в высший, а в низший «грядущий мир». Для низшего «грядущего мира» самый низкий план нашего мира будет самым высшим. Сомнительное удовольствие для философа оказаться в таком мире. Зато самый высший план нашего мира – это всего самый низший план высшего «грядущего мира». На мой взгляд, Анахарсис найдет или создаст учение, в котором одна его часть будет находиться в нашем мире, а другая главная и вечная часть – в высшем «грядущем мире», причем в таком, каком он захочет. Он будет подобен мальчишке, играющего в компьютерную игру за персонажа, с которым полностью отождествляет себя.
«Не оставляй своего пути и пусть сердце твоё всегда стоит впереди ума и довлеет над ним. Главное, храни его в чистоте и не допускай в него зла, и тебе откроется желанное знание».
Я согласен с таким подходом.
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 08.10.2024 20:36 Заявить о нарушении
С удовольствием прочёл Ваши рассуждения об Анахарсисе и его предполагаемом выборе религии. Хотелось бы добавить, что будучи философом, он ищет не столько привлекательную для себя религию, сколько наиболее целесообразную с точки зрения просвещённого ума. Ведь так или иначе, всякий подлинный философ занят поисками вечных смыслов бытия в целом и человеческой жизни в частности, руководствуясь в своих исканиях исключительно критериями разума. Плоды умственного созерцания он подвергает суду рассудка и тем самым, неизбежно устраняет из своей "картины мира" иррациональную составляющую, которая в религии является наиболее важной. Именно поэтому философы практически никогда не создают "свою религию".
Человек ищущий Бога умом, может принять любую логически обоснованную идею Абсолюта, как данность, например, представление о Боге, как Всемогущем тиране, или о Боге безликом и индифферентном к творению и т. д. Но ищущий Бога сердцем отвергает все подобные представления о Боге, как ложные, и признаёт только такого Бога, Который является Личностью, Который благ и любит сотворённый Им мир.
Очевидно, что всякая попытка нарисовать адекватную картину вечного существования человека обречена на провал. Особенно, если признаётся, что в будущем, каждый человек воскреснет во плоти (вечном теле). Нищий духом пытается осмыслить такое существование и ловит себя на мысли, что любое его предположение оказывается или абсурдным, или "слишком человеческим", и утешается мыслью Анахарсиса, что Благой Бог устроит всё самым наилучшим образом, как человек и представить себе не может.
Благодарю за интерес к этой непростой теме.
С наилучшими пожеланиями!
Лео Корсо 09.10.2024 09:40 Заявить о нарушении