Дух как истина и смысл души

Дух не имеет определения – он сам всё определяет.
Материалисты все свойства духа приписывают материи.
Утонченные философии (виталисты) видят в духе важный элемент жизни, они жизни приписывают творческую силу.
Спиритуалистические философии стоят на защите безусловной реальности духа, но эта реальность для них – только особое качество мира природы.

А духа как реальной вещи нигде и нет! Дух есть иная реальность, реальность совсем другого смысла, не земного.
Дух – это высшая форма и высшее качество существования.
Дух Совершенный – творящий и любящий, – есть Бог. А Бог есть Дух.
Дух Святой есть особая эманация Бога, проникающая в существо человека.

Популярно понимание человека как тройственного существа: духовного, душевного и телесного. Но это отнюдь не означает, что в человеке есть духовная природа наряду с природой душевной и телесной. Любая природа управляема духом, но сам дух – это никоим образом не природа. Можно говорить, человеком управляет духовная энергия, но у него нет духовной природы, духовной субстанции, – в противоположность душевной и телесной.

В этом смысле человек может «быть в духе», управляться духом или быть ведомым духом. Тогда душа и тело могут вступить в высший порядок существования, и человек сможет уже перейти из уровня природы на уровень смысла, от эгоистических свойств раздора и вражды – к исправленным свойствам единения и любви.

Дух даёт смысл действительности, а не есть другая действительность.
В зависимости от степени проникновения в человеке формируются духовные состояния и переживания какой-то реальности.
Это состояния самого человека или что-то ещё? Чему, что имеется в человеке, они соответствуют?

Духовные состояния ничему не соответствуют – они есть первореальность.
Мир духовный есть царство любви. Бог есть любовь и Его Царство – духовный мир.

Когда признают сущим лишь осознанное разумом, то встречаются не с сущим, а с мыслимым. Этим путём никак не усмотреть реальность духа. Дух относится не к существованию, дух относится к причине существования.
Можно сказать, что дух есть жизнь, если не вкладывать в жизнь биологического смысла.
Это высший для человека род реальности, причём дух утверждает свою реальность через человека.
«Человек есть манифестация духа» – записано Николаем Бердяевым.

Рациональное определение духа невозможно, о духе не выработать умозрительного понятия – дух сам всё определяет. Мы можем только уловить признаки духа. Известно, что такими признаками духа являются любовь, смысл и единство с Высшим Сознанием.

Сознание и самосознание связаны с духом, они внедрены в существование. Сознание не душевно-психическая функция или инструмент, в нём есть конструирующий его духовный элемент.
Можно сказать, что дух есть действие сверхсознания в сознании.

Раскрывающееся в Евангелии понимание духа продолжает библейское понимание, но говорит о Новом Откровении. В Евангелии всё происходит от Духа и через дух.

В Новом Завете действует не сознание или мысль человека, а духовное состояние, определяемое Божественным вдохновением.
Дух есть Дух Святой, и он относится к душе, как кровь относится к телу.
Дух – защитник, утешитель, вдохновитель. Грех против Духа не может быть прощён, потому что Дух – это источник самого совершенного, сильного света и сам свет, который вне категорий милости и прощения.

Евангелие наполнено обещанием, что будет дан Дух. В человеке всё делает Дух в мере его готовности к такому действию Духа. То есть не сам человек может действовать в Духе, а человек может действовать только лишь через Духа, получая Дух. Божественное вдохновение/одухотворение устраняет (как бы уничтожает) человеческое «я». А с ним уничтожает присущее этому «я» эгоизм и гордыню, порождающие противление Богу.

В первохристианстве Дух – не догмат или учение, а наполнение жизни светом и силой. Действием Духа объясняется всякое необычайное событие, трактуемое как чудо.
С Духом связана небывалая харизматичность первохристианства – реальная, а не символическая.
Где она сейчас? Там только, где Дух.

У апостола Павла видим основной темой противоположение/противопоставление духа и плоти. Это совсем не философское противопоставление духовного и материального, для апостола Дух не имеет отдельного от Бога и Христа существования.

Как писал Михаил Михайлович Тареев, дух не есть составная часть человеческой природы, а есть божественное начало в человеке. И Бога в человеке можно понять только через дух.

Дух есть и настоящее, и обращённое к вечности – он вневременен, как и внепространственен. Нам привычное дробление времени и пространства – это совсем не духовные смыслы.
Дух есть сила, освобождающая, а не принуждающая. Просветляющая, преображающая.

Нам трудно отличить чисто духовные состояния от душевных состояний. Но совершенно ясно принципиальное отличие духа от души. У каждого человека есть какая-никакая душа, а духовность может быть нераскрыта или подавлена.
Дух есть истина, смысл души!
Дух притягивает только высшее качество души – устремлённость к свободе от власти мира, и такая душа не остаётся без его воздействия.


Рецензии
И как в этом свете выглядят "духовные практики" и "духовные коучи"? :)

//////////////////////////
"Популярно понимание человека как тройственного существа: духовного, душевного и телесного."
========================
Я так часто пишу. И говорю, что эволюция Человека-это иерархия в разуме этих трёх составляющих. Отсюда Человек Духовный - имеет во главе иерархии-Дух, душевный-душу, плотский-плоть. В процессе эволюции-разнопроцентная смесь "борется" за вершину иерархии.
Т.е. иными словами, пишу что:"Нам трудно отличить чисто духовные состояния от душевных состояний. Но совершенно ясно принципиальное отличие духа от души. У каждого человека есть какая-никакая душа, а духовность может быть нераскрыта или подавлена."
Благодаря тебе понял, что нужно добавить в моё "популярное понимание"-разум никак не влияет на духовное состояние. Об этом мне намекала и Лена Валевич, но я так не замечал. Спасибо.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   04.10.2024 15:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.